Вариант 1 к теме 4.1. Философские концепции исторического развития
1. Философия К. Маркса носит название:
а) диалектический материализм;
б) феноменология;
в) историософия;
г) критический реализм;
д) эмпиризм.
2. По Марксу, в основе развития общества лежит развитие:
а) сознания;
б) производительных сил;
в) мирового духа;
г) взаимодействия бога и природы;
д) взаимодействия бога и человека.
3. Основополагающая формула марксистской философии для анализа общественной жизни означает:
а) сознание определяет бытие;
б) бытие определяет сознание;
в) общественное бытие определяет сознание;
г) общественное сознание определяет бытие;
д) бытие есть сознание.
4. Одним из этапов развития позитивизма был:
а) неотомизм;
б) берклианство;
в) трансцендентализм;
г) эмпириокритицизм;
д) экзистенциализм.
5. Выдающимися деятелями так называемого «первого позитивизма» были:
а) Р. Авенариус;
б) О. Конт;
в) Г. Спенсер;
г) А. Бергсон;
д) К. Маркс.
6. О. Конт был убежден, что в науке необходимо стремиться к замене слова «почему» словом:
а) что;
б) зачем;
в) сколько;
г) как.
7. Согласно учению О. Конта, развитие человеческого общества проходит последовательно три стадии:
а) мифологическую — философскую — позитивную;
б) теологическую — метафизическую — позитивную;
в) религиозную — позитивную — натуралистическую;
г) философскую — позитивную — религиозную.
8. О. Конт надеялся заменить все науки об обществе:
а) менеджментом;
б) синергетикой;
в) социологией;
г) эпистемологией.
9. По Г. Спенсеру, во Вселенной проявляется изначальная, всеобъемлющая и непостижимая:
а) Воля;
б) Материя;
в) Сила;
г) Душа.
10. Г. Спенсер сформулировал свой основополагающий закон о том, что непрерывное перераспределение существующих телесных частиц и их движений — это:
а) эволюция;
б) революция;
в) стагнация;
г) трансформация.
11. В социологии Г. Спенсер рассматривал общество как своего рода «организм», который стремится к состоянию:
а) постоянного развития;
б) неизбежного разложения;
в) равновесия;
г) преобразования.
12. Известное утверждение прагматизма:
а) истина — то, что доказано;
б) истина — то, что полезно;
в) истина — то, что привычно;
г) истина — то, что непостижимо;
д) истина – это откровение.
13. Представителем «философии жизни» является:
а) Ницше;
б) Кант;
в) Шеллинг;
г) Гегель;
д) Фихте.
14. Одной из главных категорий «философии жизни» является:
а) разум;
б) мышление;
в) сознание;
г) бог;
д) воля.
15. В учении Шопенгауэра мир, окружающий нас, есть всего лишь совокупность представлений, которые ассоциируются более всего с понятием:
а) вещь в себе;
б) эйдос;
в) майя;
г) монада;
д) логос.
16. Гравитация, магнетизм, инстинкты животных, поведение человека — все это, по Шопенгауэру, есть проявление:
а) природы;
б) бога;
в) воли;
г) разума.
17. По Шопенгауэру, мировая Воля — это сила (укажите все правильные варианты):
а) разумная и целенаправленная;
б) бессознательная, слепая и дикая;
в) светлая и божественная;
г) ограниченная и слабая;
д) единственная и безосновная.
18. По мнению Шопенгауэра, человеческая жизнь в целом есть:
а) счастье;
б) наслаждение;
в) страдание;
г) служение Богу;
д) любовь.
19. По мнению Шопенгауэра, спасение от вечного страдания можно обрести, если:
а) вести разумную, умеренную жизнь;
б) молиться;
в) служить обществу;
г) победить желание, страсть;
д) стремиться к наслаждению.
20. Согласно Шопенгауэру, человеческая история — это:
а) прогрессивное движение к обществу всеобщего благоденствия;
б) неизбежное приближение Страшного Суда;
в) бессмысленное сплетение событий;
г) торжество свободы.
21. Набольшее влияние на философию Шопенгауэра оказало (укажите все правильные варианты):
а) учение Канта;
б) учение Гегеля;
в) учение Шеллинга;
г) учение Будды;
д) учение Руссо.
22. Философия Шопенгауэра является:
а) оптимистическим учением;
б) пессимистическим учением;
в) гедонистическим учением;
г) рационалистическим учением;
д) эвдемонистическим учением.
23. Психологическое понятие, во многом определившее философскую антропологию С. Къеркегора:
а) любовь;
б) страх;
в) зависть;
г) радость.
24. Центральная идея философии С. Къеркегора:
а) человек — это уникальная индивидуальность. И чем более он совершенствуется, тем больше приносит пользы обществу и улучшает его;
б) основная антропологическая единица — народ. Он проявляет свои возможности, таланты и деятельные способности в отдельных индивидах;
в) духовный индивид, единичный человек противостоит социальной среде и совершенствуется вопреки ей и ее законам;
г) реально существуют только универсальные явления — род, класс, государство, общество. Отдельные индивиды безлики, анонимны и неистинны.
25. С. Къеркегор рассматривал три стадии существования человеческого духа:
а) гносеологическая — этическая — эстетическая;
б) гносеологическая — эстетическая — религиозная;
в) эстетическая — этическая — религиозная;
г) эстетическая — этическая — гносеологическая.
26. Основополагающим понятием в философии Ф. Ницше является:
а) воля к жизни;
б) воля к власти;
в) воля к богатству;
г) воля к богу;
д) воля к человечности.
27. Ф. Ницше обосновал идею:
а) экономического прогресса человечества;
б) нравственного прогресса человечества;
в) вечного возвращения;
г) неизбежности победы социализма;
д) научно-технического прогресса.
28. В области научного познания, по мысли Ницше, истина — это:
а) цель научного познания;
б) объективное отражение действительности;
в) актуальное мнение;
г) полезное заблуждение.
29. Идеальный человек будущего, по Ницше, - это:
а) человек-коллективист;
б) человек-масса;
в) маргинальный человек;
г) человек-машина;
д) сверхчеловек.
30. В философии А. Бергсона жизнь понимается как:
а) изменчивый, творческий поток сознания;
б) процесс рационального, логического познания;
в) система ощущений и чувств;
г) совокупность животных и растительных форм;
д) форма состояния белка.
31. Перу Берсона принадлежит трактат:
а) «Эволюция видов»;
б) «Космогония»;
в) «О небесной иерархии»;
г) «Творческая эволюция»;
д) «Творчество человека».
32. Основу познания, по А. Бергсону, составляет:
а) опыт;
б) разум;
в) логика;
г) эксперимент;
д) интуиция.
33. Согласно учению З. Фрейда, жизнь в целом и большинство конкретных поступков человека определяется:
а) мышлением;
б) бессознательным;
в) разумом;
г) рассудком;
д) опытом.
34. Согласно психоанализу, культура человечества строится на:
а) стремлении прямо и непосредственно удовлетворить первичные влечения и инстинкты;
б) уменьшении чувства вины человека;
в) снижении тревожности индивида;
г) сублимации первичных комплексов;
д) стремлении к труду.
35. Архетип, согласно К. Юнгу, — это:
а) начальные моменты всякого научного познания;
б) образ лидера, вождя;
в) исходные составляющие человеческой психики;
г) коллективные формы и образы, исходящие из мифологического сознания и образа жизни;
д) парадигма познания.
36. Основная установка экзистенциализма означает:
а) бытие определяет сознание;
б) отрицание реальности мира;
в) сущность предшествует существованию;
г) существование предшествует сущности;
д) сущность и существование тождественны.
37. Фундаментальной характеристикой человеческого существования в экзистенциализме является:
а) любовь;
б) свобода;
в) долг;
г) совесть;
д) разум.
38. В экзистенциализме время экзистенциальное связано с такими понятиями, как (укажите все правильные варианты):
а) бесконечность;
б) структура;
в) решимость;
г) заброшенность;
д) метрика.
39. Согласно М. Хайдеггеру и Ж.П. Сартру, бытие, направленное к ничто и сознающее свою конечность, — это:
а) мышление;
б) переживание;
в) экзистенция;
г) научный факт;
д) движение материи.
40. Ключевой категорией Хайдеггера является:
а) бытие-к-богу;
б) бытие-к-разочарованию;
в) бытие-к-жизни;
г) бытие-к-счастью;
д) бытие-к-смерти.
41. Понятие «пограничной ситуации» играет особую роль в:
а) прагматизме;
б) персонализме;
в) феноменологии;
г) структурализме;
д) экзистенциализме.
42. Жизнь есть абсурд, согласно:
а) Ницше;
б) Дильтею;
в) Камю;
г) Фрейду;
д) Сартру.
43. С точки зрения баденской школы неокантианства, существует два основных научных метода:
а) натурфилософский и физический;
б) аналитический и синтетический;
в) генерализующий и индивидуализирующий;
г) наблюдения и эксперимента.
44. Представитель баденской школы неокантианства В. Виндельбанд предложил свое деление наук на науки:
а) о природе и о духе;
б) о законах и о событиях;
в) о материи и о сознании;
г) об ощущениях и об идеях;
д) о разуме и об опыте.
45. В феноменологии Э. Гуссерля понятие «интенциональность» — это:
а) существенное свойство всех актов сознания, направленность сознания на объект, находящийся вне самого сознания;
б) анализ символических аспектов социальных взаимодействий;
в) зависимость истинностного значения высказываний от психологических, прагматических оттенков смысла этих высказываний;
г) заимствование основных категорий индивидуального сознания из сферы общественных представлений.
46. В герменевтике основная задача философии, по Г. Гадамеру, — это:
а) исследование философских письменных памятников;
б) современная интерпретация древних идей;
в) толкование и осмысление текста, в качестве которого может предстать любой предмет;
г) сближение философского размышления с литературно-художественным творчеством.
47. Центральной характеристикой существования человека и способом его бытия, согласно Г. Гадамеру, является:
а) предрассудок;
б) объяснение;
в) познание;
г) понимание.
48. Установите принадлежность философа той или иной философской школе (направлению):
а) Сартр, Камю, Хайдеггер; 1) «философия жизни»;
б) Ницше, Шопенгауэр; 2) экзистенциализм;
в) Виндельбанд, Риккерт; 3) психоанализ;
г) Фрейд, Юнг; 4) позитивизм;
д) Миль, Спенсер. 5) неокантианство.
49. Установите соответствие философского трактата тому или иному философу:
1. «Бытие и время»; а) Конт;
2. «Воля к власти»; б) Маркс;
3. «Капитал»; в) Ницше;
4. «Мир как воля и представление»; г) Хайдеггер;
5. «Курс позитивной философии»; д) Шопенгауэр.
Ответы к варианту 1
Дата: 2019-04-23, просмотров: 751.