ТЕСТ к теме 2.2. Сущность познания и теме 2.3. Формы и методы научного познания
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Гносеология — это учение:

а) о ценностях, об их происхождении и сущности;     

б) о развитии вселенной;                                                

в) о бытии как таковом;

г) о сущности познания, о путях постижения истины;

д) о сущности человеческой истории.

2. Познание в современной философии преимуществен­но рассматривается как (укажите наиболее правильный ответ):

а) способности, умения, навыки в определенной области деятельности;

б) значимая информация в аспекте деятельности;

в) объективная реальность, данная в сознании действую­щего человека;

г) обусловленный практикой процесс приобретения и раз­вития знаний.

3. Абсолютизация роли и значения чувственных дан­ных в философии связана с направлением:

а) рационализма;

б) реализма;

в) скептицизма;

г) сенсуализма;

д) гедонизма.

4. Дедукция — это:

а) логический путь от общего к частному;

б) передача ложного знания, как истинного;

в) восхождение познания от частных, единичных фактов к обобщениям более высокого порядка;

г) момент интеллектуального озарения;

д) относительная, неполная истина.

5. Индукция — это:

а) логический путь от общего к частному;

б) подача ложного знания, как истинного;

в) восхождение познания от частных, единичных фактов к обобщениям более высокого порядка;

г) момент интеллектуального озарения;

д) относительная, неполная истина.

 

6. Метод познания в философии и науке, когда мысль движется от общих положений к частным выводам:

а) индукция;

б) дедукция;

в) анализ;

г) синтез.

 

7. Форма мышления, отражающая предельно общие закономерные связи, стороны, признаки явлений, закрепляе­мые в определениях:

а) слово;

б) категория;             

в) дефиниция;

г) термин;

д) имя.

8. Эмпиризм — это:

а) направление в теории познания, считающее мышление источником знания;

б) направление в теории познания, считающее чувственный опыт источ­ником знания;

в) направление в теории познания, считающее абсолютное сознание ис­точником знания;

г) направление в теории познания, считающее интуицию ис­точником знания;

д) направление в теории познания, считающее врожденные идеи ис­точником знания.

9. Агностицизм — это:

а) учение в онтологии рассматривающее проблемы бытия человека;

б) учение в гносеологии, отрицающее возможность достоверного позна­ния мира;

в) учение о развитии мира;

г) учение о всеобщей причинной связи;

д) учение о сущности человеческой истории.

10. В философии «агностицизм» понимается как:

а) рассмотрение процесса познания;                                                                    

б) рассмотрение объектов познания;                                                                   

в) полное или частичное отрицание принципиальной воз­можности познания;

г) сомнение в возможности познания;

д) метод познания.

11. Выс­шая ступень логического понимания; теоретическое, рефлексирующее, философски мыслящее сознание, оперирующее ши­рокими обобщениями и ориентированное на наиболее полное и глубокое знание истины – это:

а) рассудок;

б) разум;

в) чувство;

г) переживание;

д) интуиция.

12. В решении вопроса о познаваемости мира существуют такие позиции (укажите все правильные варианты):

а) агностицизм;

б) эмпириокритицизм;

в) скептицизм;

г) гносеологический оптимизм;

д) гедонизм.

 

13. Учение, утверждающее об ограниченных возможностях человека в познании мира, называется:

а) материализм;

б) скептицизм;

в) эмпиризм;

г) идеализм;

д) рационализм.

 

14. Какое из понятий лишнее в данном перечне?

а) гносеологический оптимизм;

б) агностицизм;

в) скептицизм;

г) антропоцентризм.

               

15. Уровни научного познания (укажите все варианты):

а) эмпирический;

б) религиозный;        

в) теоретический;

г) мифологический;

д) диалектический.

16. Определенный этап познавательного процесса, на котором информация об объекте, полученная в ощущениях и восприятиях, сохраняясь в сознании, воспроизводится позже без прямого воздействия объекта на субъект — это:

а) чувственное отражение;                                            

б) познавательный контакт с объектом познания;     

в) представление;

г) объяснение;

д) ноумен.

17. К основным формам живого созерцания (в теории познания как отражения) не относится:

а) представление;

б) восприятие;

в) идея;

г) ощущение.

 

18. Эти формы познания не относятся к теоретическому познанию:

а) понятие;

б) представление;

в) умозаключение;

г) суждение;

д) восприятие.

19. Вид познания, вплетенный в ткань жизнедеятельно­сти субъекта, но не обладающий доказательной силой, назы­вается:

а) абстрактным;

б) теоретическим;

в) обыденным;

г) научным;

д) божественным.

20. Практика по своим функциям в процессе познания не является:

а) основой познания и его движущей силой;

б) целью познания;

в) критерием истины;

г) успешной заменой теоретических исследований и науч­ного творчества.

 

 

21. Поскольку истина не зависит от познающего субъ­екта, она:

а) абстрактна;

б) объективна;

в) субъективна;

г) абсолютна;

д) божественна.

22. Понятие, противоположное по смыслу «истине» в гносеологии:

а) пропаганда;

б) заблуждение;

в) суждение;

г) предрассудок;

д) иллюзия.

23. Совокупность подходов, приемов, способов решения различных практических и познавательных проблем — это:

а) методика;    

б) развитие;    

в) навык;

г) механизм;

д) процесс.

 

24. К какой форме научного познания относится концепция инопланетного происхождения жизни на Земле?

а) гипотеза;

б) теория;

в) проблема;

г) парадигма;

д) модель.

25. Наука как специфический тип духовного производ­ства и социальный институт возникла в эпоху:

а) античности;

б) средних веков;

в) Возрождения;

г) Нового времени;

д) в ХХ веке.

 

26. Стурктурными компонентами теоретического научного познания являются (укажите все правильные варианты):

а) проблема;       

б) боль;               

в) вера;

г) гипотеза;

д) теория.

 

27. Учение, утверждающее, что критерием истины является признание в научном сообществе, называется:

а) конвенционализм;     

б) релятивизм;

в) рационализм;

г) агностицизм;

д) скептизизм.

28. В западноевропейской философии рационализм пре­имущественно развивался на основе метода:

а) аналогии;

б) индукции;

в) дедукции;

г) анализа;

д) математического анализа.

 

29. В теории познания исключающие друг друга, но одинаково доказуемые понятия, носят название:

а) категорий;

б) универсалий;

в) модусов;

г) антиномий;

д) законов.

 

30. Какое из определений рациональности рассматривается в философии в качестве основного?

а) расчет адекватных средств для данной цели;

б) наилучшая адаптивность к обстоятельствам;

в) логическая обоснованность правил деятельности;

г) способность разума к целостному охвату природы, общества и собственной субъективности.

31. К эмпирическим методам познания относятся (укажите все правильные ответы):

а) анализ;

б) наблюдение;

в) эксперимент;

г) измерение;

д) моделирование.

32. К теоретическим методам познания относятся (укажите все правильные ответы):

а) анализ;

б) наблюдение;

в) идеализация;

г) измерение;

д) моделирование.

 

33. При использовании этого метода происходит замена отдельных свойств изучаемого объекта символами или знаками:

а) индукции;

б) дедукции;

в) идеализации;

г) наблюдении;

д) анализе.

 

34. Научные знания отличаются от других знаний (укажите все правильные ответы):

а) точностью;

б) обоснованностью;

в) большой предсказательной способностью;

г) большой степенью фантазии (не обязательно обоснованной);

д) своей исключительной эстетической ценностью.

 

35. В концепции Т. Куна парадигма трактуется как:

а) абсолютная истина;

б) эмпирически достоверное знание;

в) математически обоснованное знание;

г) заблуждение;

д) совокупность предпосылок, признанных на данном этапе и определяющих конкретное научное исследование.

 

36. В этой научной картине мира используются такие общенаучные понятия как неустойчивость, неравновесность, нелинейность, необратимость:

а) доклассическая;

б) классическая;

в) неклассическая;

г) постнеклассическая.

 

37. Науке присущи такие основные функции, как (укажите все правильные ответы):

а) мировоззренческая;

б) методологическая;

в) эстетическая;

г) политическая;

д) предсказательная.

 

38. На самых ранних этапах человеческой истории важ­ную роль играли такие формы познания, как:

а) научное;

б) обыденно-практическое;

в) игровое;

г) философское;

д) мифологическое.

 

39. К основным концепциям истины относят:

а) конвенциональную;

б) прагматическую;

в) системную;

г) соответствия;

д) аналитическую.

 

40. Понятие «практика» в философии может быть обо­значено такими терминами (укажите наиболее правильный ответ):

а) действие;

б) познание;

в) опыт в целом;

г) физическая жизнь;

д) истина.

 

41. Установите последовательность возникновения гносеологических установок:

а) «Я верю, чтобы знать»;

б) «Я знаю, что ничего не знаю»;

в) «Я мыслю, следовательно я существую»;

г) «Мы живем внутри языка».

42. Установите соотвествие философских школ по отношению к пониманию ими значимости науки:

а) сциентистские направления              1) неотомизм;

б) антисциентистские направления      2) экзистенциализм;

                                                                  3) «философия жизни»;

                                                                  4) неопозитивизм;

                                                                  5) неокантианство.

 

43. Соотнесите термин с определением:

1. Абсолютная истина      а) Знание, проникающее и охватывающее бесконечную духовную первооснову            

                                             вселен­ной;

2. Относительная истина  б) Неполное знание о предмете (сложноорганизованной естественной

                                            системе);

3. Истина как откровение в) Истина, которая тождественна своему предмету, прошедшая многолетнюю

                                                проверку.

44. Какое определение истины соответствует исторической эпохе?

а) Античность                1. Истина — это соответствие чувств и идей фактам;

б) Средние века             2. Истина — это проявление идеи (Платон) или сущно­сти (Аристотель);

в) Новое время              3. Бог, вот что является истиной;

г) XX в.                           4. Истина — это открывающаяся сущность вещи (гер­меневтика).

 

45. Определите какому периоду времени присущи те или иные исторические формы науки:

а) романтический;                          1) XVII в.

б) классический;                             2) XVв.

в) неклассический;                         3) XXI в.

г) постнеклассический.                  4) XX в.

46. Какому уровню научного исследования соответствует следующая цель?

а) Эмпирический          1. Придумать новую теорию, которая была бы эф­фективней старой;

б) Теоретический          2. Сопоставить с фактами теорию, проверить степень ее эффективности;

                                        3. Добыть новые экспериментальные факты;

                                        4. Провести теоретическую интерпретацию экспери­ментальных фактов.

Ответы к тесту по теме 2.2. Сущность познания и теме 2.3. Формы и методы научного познания.

1. О сущности познания, о путях постижения истины.

2. Обусловленный практикой процесс приобретения и раз­вития знаний.

3. Сенсуализма.

4. Логический путь от общего к частному.

5. Восхождение познания от частных, единичных фактов к обобщениям более высокого порядка.

6. Дедукция.

7. Категория.

8. Направление в теории познания, считающее чувственный опыт источ­ником знания.

9. Учение в гносеологии, отрицающее возможность достоверного позна­ния мира.

10. Полное или частичное отрицание принципиальной воз­можности познания.

11. Разум.

12. Агностицизм;

скептицизм;

гносеологический оптимизм.

13. Скептицизм.

14. Антропоцентризм.

15. Эмпирический;

теоретический.

16. Представление.

17. Идея.

18. Представление;

восприятие.

19. Обыденным.

20. Успешной заменой теоретических исследований и науч­ного творчества.

21. Объективна.

22. Заблуждение.

23. Методика.

24. Гипотеза.

25. Нового времени.

26. Проблема;

гипотеза;

теория.

27. Конвенционализм.

28. Дедукции.

29. Антиномий.

30. Способность разума к целостному охвату природы, общества и собственной субъективности.

31. Наблюдение;

эксперимент;

измерение.

32. Анализ;

идеализация;

моделирование.

33. Идеализации.

34. Точностью;

обоснованностью;

большой предсказательной способностью.

35. Совокупность предпосылок, признанных на данном этапе и определяющих конкретное научное исследование.

36. Неклассическая.

 

37. Мировоззренческая;

 методологическая;

предсказательная.

 

38. Обыденно-практическое;

игровое;

мифологическое.

 

39. Конвенциональную;

прагматическую;

соответствия;

 

40. Опыт в целом.

 

41. «Я знаю, что ничего не знаю»;

«Я верю, чтобы знать»;

«Я мыслю, следовательно, я существую»;

«Мы живем внутри языка».

 

42. Сциентистские направления: неопозитивизм; неокантианство.

антисциентистские направления: экзистенциализм; неотомизм; «философия жизни».

 

43. Абсолютная истина - Истина, которая тождественна своему предмету, прошедшая многолетнюю проверку;

Относительная истина - Неполное знание о предмете (сложноорганизованной естественной                                             системе);

Истина как откровение - Знание, проникающее и охватывающее бесконечную духовную первооснову вселен­ной.

 

44. Античность - Истина — это проявление идеи (Платон) или сущно­сти (Аристотель);

Средние века - Бог, вот что является истиной;

Новое время - Истина — это соответствие чувств и идей фактам;

XX в. - Истина — это открывающаяся сущность вещи (гер­меневтика).

 

45. Романтический - XVв.

Классический - XVII в.

Неклассический - XX в.

Постнеклассический - XXI в.

 

46. Эмпирический: Сопоставить с фактами теорию, проверить степень ее эффективности; Добыть новые экспериментальные факты;

Теоретический: Придумать новую теорию, которая была бы эф­фективней старой; Провести теоретическую интерпретацию экспери­ментальных фактов.

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 433.