Принципы работы негосударственных пенсионных фондов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Работа негосударственных пенсионных фондов строится на 3 основных принципах:

- НПФ — организация некоммерческая, а это гарантирует, что учредители фонда ни при каких обстоятельствах не могут получать финансовые дивиденды от деятельности пенсионного фонда.

- Безопасное инвестирование: это означает, что все средства, которые НПФ инвестирует, вернутся обратно и принесут дополнительный доход. По закону НПФ не имеют права кредитовать другие организации. Зато им разрешается инвестировать активы в акции и облигации на фондовых рынках.

- Защита пенсионных сбережений: этот принцип подразумевает, что никакие третьи лица, в том числе государство, не вправе ни при каких обстоятельствах присвоить себе пенсионные накопления НПФ. Негосударственные пенсионные фонды обладают правом собственности на средства вкладчиков фонда, и их прямой обязанностью является обеспечение выплаты пенсионных средств своим клиентам. Таким образом, никакие третьи лица даже в судебном порядке не могут посягнуть на сбережения, аккумулируемые в НПФ.

Виды деятельности НПФ

Негосударственные пенсионные фонды обладают правом вести следующие исключительные виды деятельности:

- негосударственное пенсионное обеспечение (НПО). Этот вид деятельности подразумевает, что пенсионный фонд собирает пенсионные средства вкладчиков, размещает пенсионные резервы и выплачивает пенсии. Организации и частные лица, являющиеся вкладчиками НПФ, по договору о НПО уплачивают в пользу фонда пенсионные взносы. Пенсионный фонд, в свою очередь, инвестирует средства с целью получения дохода, а при наступлении оснований для выплаты вкладчику пенсии, выплачивает ему дополнительные пенсионные средства.

- Обязательное пенсионное страхование (ОПС). Негосударственные пенсионные фонды являются страховщиками по ОПС, данная деятельность ведется на основании договора, который заключается застрахованным лицом и НПФ. Страховая деятельность НПФ заключается в том, что фонд аккумулирует средства вкладчиков, инвестирует их в определенные законом активы и выплачивает дополнительные пенсии при наступлении соответствующих обстоятельств.

- Профессиональное пенсионное страхование (ППС). В России предполагается внедрение специальной пенсионной системы для граждан, занятых на вредных производствах. На многих предприятиях уже создаются специальные программы для этой категории работников.

Данные 3 направления деятельности не пересекаются между собой и ведутся обособленно друг от друга. Средства, аккумулируемые по трем направлениям, учитываются отдельно и не смешиваются. Это гарантирует прозрачную финансовую систему НПФ.

Деятельность НПФ относится к деятельности социально-ответственной, что подразумевает высочайшие требования к надежности НПФ и контролю за их деятельностью:

- деятельность НПФ находится под контролем Министерства труда РФ и Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР);

- специально созданный депозитарий фонда ведет вневедомственный контроль за соблюдением законодательства в отношении инвестиционного портфеля;

- негосударственный пенсионный фонд управляеться Советом Фонда, формируемым в соответствии с Уставом. Совет разрабатывает и утверждает Правила, на основании которых будет вестись деятельность фонда. Соответствующие контролирующие органы регистрируют данные Правила.

Объекты размещения активов негосударственных пенсионных фондов

НПФ имеет право инвестировать пенсионные средства только с целью получения дополнительного дохода. В России НПФ относят к краткосрочным инвесторам. Размещая пенсионные резервы, пенсионный фонд не может вложить более 20% средств в один объект. Кроме того, доля средств, размещенных в ценных бумагах без признанных котировок, также не может превышать 20% от общего объема резервных средств. Также НПФ не может вложить в выпущенные учредителями фонда ценные бумаги более 30% размещенных резервов.

НПФ не имеет права вкладывать более 50% резервных пенсионных средств в следующие активы:

- федеральные госбумаги;

- ценные бумаги субъектов РФ;

- корпоративные акции и облигации;

- векселя;

- банковские вклады и недвижимость.

На инвестиционную деятельность НПФ накладываются ограничения по степени риска. Например, в объекты, риск потери средств в которых составляет более 50%, НПФ имеет право вложить не более 10% резервных средств. Если же риск потерь составляет 25-50%, процент доступных для вложения резервов, увеличивается до 20.

Налоговый кодекс РФ обеспечивает граждан, накапливающих дополнительную пенсию, рядом льгот. Пенсии, которые НПФ выплачивает своим вкладчикам, не облагаются налогом. Более того, доход, приходящий на именной счет вкладчика в НПФ, также не подвергается налогообложению.

Если вкладчик, имеющий счет в НПФ, вынужден покинуть пределы Российской Федерации, дополнительную пенсию, выплачиваемую негосударственным пенсионным фондом, он получит в любом случае (вне зависимости от смены гражданства или места проживания). Единственное отличие пенсионеров, живущих за границей, — необходимость каждый год подтверждать стандартным свидетельством тот факт, что вкладчик является живым и ныне здравствующим.

В случае развода пенсионные накопления полностью сохраняются за вкладчиком, и взыскать их в пользу третьих лиц посредством суда невозможно.

В случае смерти вкладчика, его пенсионные выплаты отходят родственникам в порядке наследования.

Чтобы начать копить свою дополнительную часть пенсии, нужно осуществить всего 2 шага:

- выбрать подходящий НПФ и заключить с ним договор;

- переслать в Пенсионный фонд РФ заполненное заявление о переходе в НПФ.

Подобрать наиболее подходящий вам вариант для перевода пенсии помогут специально проведенные рейтинги НПФ, которые дадут информацию об актуальности той или иной компании, например, Лукойл-Гарант, Сбербанк, Благосостояние и другие.

Негосударственные пенсионные фонды стали удобной и полезной структурой для граждан, желающих самостоятельно накопить желаемую пенсию. На сегодняшний день это стабильный и надежный способ сохранить и приумножить средства, из которых будет выплачиваться дополнительная часть трудовой пенсии. Так как деятельность НПФ жестко регулируется и контролируется законодательством, обеспечивается гарантия сохранности вложенных средств. Негосударственные пенсионные фонды позволяют гражданам России с уверенностью смотреть в будущее.

Вывод: в итоге можно сказать, что сегодня НПФ обладает всеми ресурсами чтобы обеспечить своим клиентам удобное, и безопасное получение пенсии и других ценностей.

2.2 Основные вопросы взаимодействия банков и негосударственного пенсионного фонда

Негосударственные пенсионные фонды представляют для больший интерес в качестве клиентов. Это обусловлено тем, что они имеют в своем распоряжении «длинные деньги». При этом основной их задачей является не столько увеличение, сколько сохранение пенсионных взносов вкладчиков фонда для обеспечения пенсионных выплат в будущем. Основными направлениями взаимодействия Банка и НПФ можно считать:

- расчетно-кассовое обслуживание;

- инвестиционное обслуживание.

Основной интерес представляет инвестиционное обслуживание НПФ. Его можно разделить на:

- инвестиционное консультирование;

- брокерское обслуживание;

- управление инвестиционным портфелем НПФ;

- контроль за соблюдением накладываемых на структуру инвестиционного портфеля НПФ требований и ограничений.

- Создание специальных фондов вложений, готовых обеспечить пенсионным фондам разумную доходность вложений при незначительном риске;

- привлечение средств негосударственных пенсионных фондов по договору доверительного управления, с целью управления, в виде пакетов ценных бумаг, принадлежащих на правах собственности НПФ.

Особую актуальность в этой связи представляют услуги, которые могут оказываться пенсионным фондам со стороны управляющей компании ПИФ и спецдепозитария.

Основными положениями, которые могут повлиять на организацию бизнеса с пенсионными фондами, являются:

- в новой редакции закона Пенсионный фонд лишается монополии на средства пенсионных отчислений;

- дума обязалась дополнить его положениями, необходимыми для «полноправного включения в систему обязательного накопительного пенсионного страхования уполномоченных негосударственных пенсионных фондов». Подключение НПФ к обязательной системе пенсионного страхования планируется в 2004 г.;

- ужесточается порядок инвестирования средств НПФ в иностранные государственные и корпоративные бумаги. Управляющие компании смогут покупать их только в виде паев индексных инвестиционных фондов.

- Обсуждается вопрос об исключении инструментов срочного рынка из перечня разрешенных объектов инвестирования НПФ.

Среди планируемых мер по поддержки системы негосударственного пенсионного обеспечения можно выделить:

- планируемое освобождение от всех видов налогообложения пенсионных взносов предприятий в негосударственные пенсионные фонды, а также операций, связанных с размещением пенсионных резервов;

 - исключение из облагаемой подоходным налогом базы взносов граждан на дополнительное добровольное пенсионное страхование, осуществляемое как через негосударственные пенсионные фонды, так и через страховые компании.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. Ресурсы, находящиеся в распоряжении негосударственных пенсионных фондов, имеют ярко выраженную тенденцию к росту.

2. Система НПФ находится на стадии своего начального формирования, в связи с чем для управляющей компании, созданной Банком целесообразно выбрать наиболее агрессивную политику по захвату рынка и оказания услуг этим участникам РЦБ.

3. Необходимо активизировать деятельность по привлечению НПФ из первой сотни по объему инвестиций (см. Приложение 1) к сотрудничеству с Группой по принципу «инвестиционного магазина» и, прежде всего, в областях:

- депозитарного обслуживания в спецдепозитарии Банка;

- брокерского обслуживания;

- услуг доверительного управления.

4. Требования нормативных актов стимулируют НПФ к использованию не одного, а нескольких управляющих компаний в своей повседневной работе, в связи с чем шансы Управляющей компании Банка на этом рынке можно оценить как позитивные при соответствующей организации маркетинговой политики.

Крупнейшими корпоративными фондами являются НПФ «Газфонд», г. Москва; НПФ «ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ», г. Москва; НПФ «Сургутнефтегаз», Ханты-Мансийский АО; НПФ «Электроэнергетики», г. Москва; НПФ «Уголь», г. Москва, созданные крупнейшими корпорациями топливно-энергетического комплекса и действующие в рамках предприятий, входящих в этот комплекс.

Стоит отметить ещё существование инвестиционной деятельности НПФ.

Инвестиционная деятельность НПФ регулируется государством на основании:
- Федерального закона РФ от 07.05.1998 г. №75-ФЗ (ред. 12.02.01) «О негосударственных пенсионных фондах»; Постановления Правительства РФ от 23.12.1999 г. №1432 «Об утверждении правил размещения пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов и контроля за их размещением»; Приказа Инспекции НПФ при Министерстве труда и социального развития РФ от 27.12.1999 № 135 «Об утверждении требований к составу и структуре пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов»; · Приказа Инспекции НПФ при Министерстве труда и социального развития РФ от 10.01.2002 №1 «О порядке размещения пенсионных резервов в 2002 г.». Вывод: в заключении можно сказать, что основной механизм взаимодействия заключается в сохранении пенсионных взносов вкладчиков, при помощи разных финансовых действий и сохранить счета от риска пропажи

2.3 Правовые аспекты налогообложение прибыли негосударственных пенсионных фондов     

При определении налоговой базы по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и договорам обязательного пенсионного страхования, заключаемым с негосударственными пенсионными фондами, не учитываются:

страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемые организациями и иными работодателями в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- суммы пенсий, выплачиваемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным физическими лицами с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами в свою пользу;

- суммы пенсионных взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным организациями и иными работодателями с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами;

- суммы пенсионных взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным физическими лицами с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами в пользу других лиц.

При определении налоговой базы учитываются:

- суммы пенсий физическим лицам, выплачиваемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным организациями и иными работодателями с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами;

- денежные (выкупные) суммы за вычетом сумм платежей (взносов), внесенных физическим лицом в свою пользу, которые подлежат выплате в соответствии с пенсионными правилами и условиями договоров негосударственного пенсионного обеспечения, заключенных с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами, в случае досрочного расторжения указанных договоров (за исключением случаев их досрочного расторжения по причинам, не зависящим от воли сторон, или перевода выкупной суммы в другой негосударственный пенсионный фонд), а также в случае изменения условий указанных договоров в отношении срока их действия.

К доходам, полученным от размещения пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов относятся доходы от размещения средств пенсионных резервов в ценные бумаги, осуществления инвестиций и других вложений, установленных законодательством о негосударственных пенсионных фондах, определяемые в порядке, установленном Налоговым Кодексом для соответствующих видов доходов.

В целях налогообложения доход, полученный от размещения пенсионных резервов, определяется как положительная разница между полученным доходом от размещения пенсионных резервов и доходом, рассчитанным исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации и суммы размещенного резерва, с учетом времени фактического размещения, за исключением дохода, размещенного на солидарных пенсионных счетах, по итогам налогового периода.

К доходам, полученным от уставной деятельности фондов относятся: отчисления от дохода от размещения пенсионных резервов, направленных на формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, осуществляемые в соответствии с законодательством о негосударственных пенсионных фондах; доходы от размещения имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фондов, в ценные бумаги, осуществления инвестиций и других вложений, определяемые в порядке, установленном настоящим Кодексом для соответствующих видов доходов.

Для негосударственных пенсионных фондов раздельно определяются расходы, связанные с получением дохода от размещения пенсионных резервов, расходы, связанные с получением дохода от инвестирования пенсионных накоплений, и расходы, связанные с обеспечением уставной деятельности указанных фондов.

К расходам, связанным с получением дохода от размещения пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов, относятся:

расходы, связанные с получением дохода от размещения пенсионных резервов, включая вознаграждения управляющей компании, депозитария, профессиональных участников рынка ценных бумаг.

К расходам, связанным с обеспечением уставной деятельности негосударственных пенсионных фондов, относятся:

вознаграждения за оказание услуг по заключению договоров негосударственного пенсионного обеспечения и договоров обязательного пенсионного страхования в соответствии с законодательством Российской Федерации о негосударственных пенсионных фондах;

К расходам, связанным с получением дохода от инвестирования средств пенсионных накоплений, предназначенных на финансирование накопительной части трудовой пенсии, кроме расходов, указанных в статьях 254 - 269 Налогового Кодекса (с учетом ограничений, предусмотренных законодательством Российской Федерации о негосударственном пенсионном обеспечении), относятся:

- расходы, связанные с получением дохода от инвестирования средств пенсионных накоплений, предназначенных для финансирования накопительной части трудовой пенсии, включая вознаграждения управляющей компании, специализированному депозитарию, иным профессиональным участникам рынка ценных бумаг;

- обязательные расходы, связанные с хранением, поддержанием в рабочем состоянии и оценкой в соответствии с законодательством Российской Федерации имущества, в которое инвестированы средства пенсионных накоплений;

- отчисления от дохода, полученного от инвестирования средств пенсионных накоплений, предназначенных на формирование накопительной части трудовой пенсии, которые направлены на формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, и которые осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о негосударственных пенсионных фондах.

Таким образом, доходы НПФ делятся на две группы:

1. От размещения пенсионных резервов.

2. От «уставной деятельности» (то есть все прочие доходы).

Доходы первой группы облагаются налогом на прибыль только в части, превышающей ставку рефинансирования, начисленную на сумму размещенных пенсионных резервов. Прочие доходы облагаются налогом в полном объеме.

Статистика поступлений в НПФ представляет определенный интерес для анализа. К сожалению, имеющиеся данные не позволяют полностью определить объем поступлений, поскольку они не включают вклады учредителей НПФ, а также доход, получаемый от инвестирования имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности НПФ

Основные статьи поступлений в НПФ с 2016 по 01.01. 2018 гг. (млн. руб.)

Из таблицы заметно, что объем поступлений НПФ значительно меняется из года в год, то увеличиваются в 3,5 раза

Рассмотрим структуру доходов, чтобы определить наиболее важные источники пополнения средств НПФ.

Структура доходов НПФ за 2016-2018 гг. (%). (смотри приложение 1)

Заметно, что в структуре поступлений основными источниками являются пенсионные взносы и инвестиционный доход. Как видно, структура доходов НПФ изменяется в основном в части инвестиционного дохода и пенсионных взносов, как было сказано, это связано с переоценкой инвестиционных портфелей. Доля же остальных статей практически не менялась, единственное — в 2018 году произошло увеличение доли благотворительных взносов. Так как одной из основных статей доходов НПФ является инвестиционный доход, то представляет интерес структура инвестиционного портфеля НПФ. Расходы НПФ - это, прежде всего, выплата пенсий, а также возврат денег вкладчикам при расторжении договоров. Кроме того, расходов требует само функционирование фондов как организаций. Если выплата пенсий и выкупных сумм производится из пенсионных резервов, то перечень возможных источников для текущего финансирования деятельности НПФ значительно шире. Закон “О негосударственных пенсионных фондах” (ст. 17) перечисляет следующие возможные источники формирования “имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда”.

Основные статьи расходов НПФ за 2016-2018 гг. (млн руб.). Здесь могут действовать три группы факторов. Во-первых, объективно растут некоторые компоненты издержек: зарплаты сотрудников, арендная плата, расходы на оплату услуг аудиторов и актуариев, на участие в разнообразных конференциях и семинарах, и т.п. Во-вторых, часть издержек по мере развития НПФ (и укрепления их финансового положения, если таковое происходит) может переводиться из скрытой формы в явную: например, учредитель, ранее предоставлявший помещение “своему” НПФ бесплатно, решает взимать с него арендную плату. Наконец, в-третьих, при недостаточном контроле со стороны учредителей менеджеры некоторых фондов могут искусственно раздувать издержки ради повышения комфортности своего собственного труда или “перекачивания” части ресурсов фонда в свою пользу (в том числе в подконтрольные им фирмы). (смотри продолжение приложения 1)

Для того чтобы выяснить основные направления расходования средств НПФ приведем структуру его расходов.

Структура расходов НПФ за 2016-2018 гг. (%) (смотри продолжение приложения 1)

Как видно из приведенных данных, от четверти до трети расходов НПФ приходится на “обеспечение уставной деятельности” (а если к ним приплюсовать “другие расходы”, то их суммарная доля составляет 35-45)

Исследование показало, что размер выплачиваемой дополнительной пенсии очень мал и не может являться единственным источником доходов пенсионеров. Но в то же время дополнительная пенсия может быть хорошей прибавкой к государственному пенсионному обеспечению.

Вывод: исходя из приведенных данных можно сказать, что прибыль НПФ как и их расходы с годами росли. Это доказывает, что граждане предпочитают больше негосударственные фонды обычным.

 


Заключение

Подводя итоги, одной из составляющих комплекса проводимых в настоящее время экономических реформ является пенсионная реформа. Основной задачей реформы является достижение долгосрочной финансовой сбалансированности пенсионной системы, повышение уровня пенсионного обеспечения граждан и формирование стабильного источника для дополнительных доходов в социальную систему.

НПФ строго регулируют свою деятельность. Они тщательно подходят к открытию новых счетов для своих клиентов, по мимо пенсии они могут хранить ценные бумаги и векселя и прочие. Договора которые они заключают со своими клиентами имеют массу пунктов предусмотрены для обеих сторон, имеются правила расторжения и заключения новых договоров.

Вся их деятельность регулируется со стороны государства, есть разные законны которые относятся напрямую к их деятельности. Как и у всех организаций у НПФ есть свои права и обязанности, они должны соблюдаться как и со стороны клиентов так и стороны работников. Негосударственные пенсионные фонды постоянно работают с банками, в основном их работа сводится к сохранению счетов вкладчиков, которые к ним обратились. Но все сводится к разным родам инвестициям.

Несмотря на понимание большинства проблем пенсионной системы, два десятилетия постоянного реформирования в своём актуальном состоянии российская пенсионная система остаётся крайне несовершенной. Пожалуй, самая основная причина такого кроется в принципиальном исчерпании ресурсов и возможностей, предоставляемых старыми моделями пенсионных систем и методов пенсионного обеспечения. Таким образом, совсем скоро мы станем перед выбором: либо разработать принципиально новую модель, либо фактически быть неспособными осуществлять пенсионное обеспечение.

. Деятельность Негосударственного пенсионного фонда очень похожа на деятельность пенсионного фонда. Также как и пенсионный фонд НПФ аккумулирует средства пенсионных накоплений, организует их инвестирование, учет, назначение и выплату накопительной части трудовой пенсии.

В этом параграфе рассмотрены и проанализированы их основы деятельности, информация касаемо устава фонда, нормативно правовые акты которые и определяют их деятельности.

Исходя их указанного у НПФ есть обязанности которые строго регулируются как и сами фондами, так и со стороны

Договор негосударственного пенсионного обеспечения является основаниями возникновения пенсионных отношений, так же регулирует права и обязанности обеих сторон, порядок изменения, и расторжения договора. Данный вид договора широко регламентирует отношения между субъектами в данной сфере.

В итоге можно сказать, что сегодня НПФ обладает всеми ресурсами чтобы обеспечить своим клиентам удобное, и безопасное получение пенсии и других ценностей.

В заключении можно сказать, что основной механизм взаимодействия между банками и негосударственными пенсионными фондами заключается в сохранении пенсионных взносов вкладчиков, при этом ресурсы поступающие в их распоряжение имеет тенденцию к росту. Однако банки выбирают более агрессивную политику это стимулирует фонды использовать для хранение счетов сразу несколько банков.

Исходя из приведенных данных можно сказать, что прибыль НПФ как и их расходы с годами росли. Это доказывает, что граждане предпочтение отдают больше негосударственным фондам чем государственным.

Дата: 2019-05-29, просмотров: 202.