Права и обязанности негосударственных пенсионных фондов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Каждый НПФ разрабатывает и утверждает правила фонда, то есть документов, определяющих порядок и условия исполнительной фондом обязательств по пенсионным договорам (пенсионные правила фонда), договорам об обязательном пенсионном страховании (страховые правила фонда). Правила утверждаются советом фонда и регистрируются в установленном порядке. Правила фонда должны содержать следующие положения:

- перечень видов пенсионных схем, применяемых фондом, и их описание;

- положение об ответственности фонда перед вкладчиками и участниками и условиях возникновения и прекращения обязательств фонда;

-  порядок и условия внесения пенсионных взносов в фонд;

- положение о направлении и порядке размещения средств пенсионных резервов;

- порядок ведения пенсионных счетов негосударственного пенсионного обеспечения и информирования об их состоянии вкладчиков и участников;

- перечень пенсионных оснований, порядок и условия назначения и выплаты негосударственных пенсий;

- порядок заключения, изменения или прекращения пенсионного договора,

- договора доверительного управления и договора об оказании услуг специализированного депозитария;

 - перечень прав и обязанностей вкладчиков, участников и фонда,

 - порядок формирования пенсионных резервов;

- порядок расчёта выкупной суммы;

- порядок предоставления вкладчикам и участникам информации об управляющей компании, по специализированным депозитарии, с которыми фонд заключил договоры;

- описание методики осуществления актуарных расчётов обязательств фонда;

- порядок определения размера оплаты услуг фонда, управляющей компании и специализированного депозитария;

- порядок и условия внесения изменений и дополнений в пенсионные правила фонда, включая порядок уведомления вкладчиков и участников средства массовой информации[8].

Относительно исполнение обязательств по договорам об обязательном пенсионном страховании правила фонда должны содержать: положение об ответственности фонда перед застрахованными лицами и условиях возникновения и прекращения обязательств фонда, порядок инвестирования средств пенсионных накоплений, порядок ведения пенсионных счетов накопительной части трудовой пенсии и информирование об их состоянии застрахованных лиц, порядок заключения, изменения или перекрещения договора об обязательном пенсионном страховании, договора об оказании услуг специализированного депозитария, порядок перевода средств пенсионных накоплений застрахованного лица в другой фонд или Пенсионный фонд РФ, перечень прав и обязанностей застрахованных лиц и фонда, порядок формирования средств пенсионных накоплений, порядок предоставления застрахованным лицам информации об управляющей компании (управляющих компаниях) и о специализированном депозитарии, с которыми фонд заключил договоры, порядок и условия внесения изменений и дополнений в страховые правила фонда, включая порядок уведомления застрахованных лиц через СМИ, перечень пенсионных оснований, порядок и условия назначения и выплаты накопительной части трудовой пенсии застрахованному лицу, а также порядок осуществления выплат его правопреемникам, порядок определения размера оплаты услуг фонда, управляющей компании и специализированного депозитария.

В правилах НПФ предусмотрены пенсионные схемы, то есть, совокупность условий, определяющих порядок уплаты пенсионных взносов и выплат негосударственных пенсий. Вкладчик, изучив все предложенные фондом варианты пенсионных схем, выбирает наиболее приемлемую, по его мнению, схему, которая и ложится в основу пенсионного договора. Каждая из пенсионных схем имеет свои отличительные особенности. Под порядком уплаты пенсионных взносов и осуществления выплат в пенсионных схемах имеется в виду не только их периодичность и временный интервал потока указанных платежей, но и установленное отношение к размерам взносов и выплат. По данному параметру пенсионные схемы могут быть трех видов.

 Первый вид. Пенсионные схемы с фиксированными размерами взносов. В данных схемах определены размеры и периодичность уплат вкладчиком или участником взносов. При этом НПФ в соответствии с договором принимает на себя обязательство начислять на именные пенсионные счета участников пропорциональную часть инвестиционного дохода, полученного от размещения активов Фонда, за вычетом вознаграждения управляющей компании и расходов самого Фонда. По достижении пенсионного возраста или завершения оговоренного периода накопления пенсионных взносов участник вправе по своему усмотрению распорядится накопленной сумой. Обычно периодичность изъятия средств с индивидуального пенсионного счета находит отражение в договоре о дополнительном (негосударственном) пенсионном обеспечении или пенсионных выплатах.

 Второй вид. Пенсионные схемы фиксированными размерами выплат, которые предусматривают размеры и периодичность пенсионных выплат участнику фонда. Для гарантированного обеспечения установленных размеров пенсионных выплат рассчитывается размер пенсионных взносов, исходя из прогнозируемого значения нижней границы норм доходности операции по размещению активов НПФ, пола и возраста участника.

 Третий вид. Пенсионные схемы с фиксированными размерами и взносов, и выплат, то есть в них совмещаются обе вышеуказанные схемы. Также пенсионные схемы различаются по срокам формирования пенсионных накоплений. По указанному параметру схемы подразделяются на короткие и длинные, при этом срок формирования пенсионных накоплений в коротких схемах составляет от 2 до 5 лет, в длинных – свыше 5 лет.

По продолжительности периода пенсионных выплат схемы подразделяются на пожизненные (бессрочные) и срочные с ограниченным (фиксированным) сроком выплат. Если брать за основу право собственности на пенсионные накопления, то по указанному параметру пенсионные схемы могут быть накопительные (трастовые), страховые и смешанные. Накопительные – предусматривается досрочное расторжение договоров. Страховые – предусматривается солидарная ответственность, которая означает, что фонд выполняет свои обязательства перед участниками общими активами. Смешанные – используется на этапе накопления, накопительные признаки, на этапе выплат страховые схемы.

При выборе пенсионной схемы решать задачу с несколькими «неизвестными», поэтому данный процесс представляется наиболее сложным. С одной стороны, мы хотим знать точные размеры и периодичность пенсионных взносов и срока накопления. С другой стороны, в условиях экономической нестабильности практически невозможно достоверно спрогнозировать на 3 – 5 лет значение параметров финансового рынка (уровень доходности операций с активами фонда, темпы инфляции), определяющих характеристики конкретных пенсионных схем. Для предотвращение неприятных ситуаций надо, во - первых, определить в течение какого времени вы хотели бы получать негосударственную пенсию. Во – вторых, в каком размере вы хотели бы получать дополнительную пенсию. При этом необходимо помнить, что чем меньше срок выплат, тем выше размер пенсии. В – третьих, иметь возможность расторгнуть пенсионный договор в любое время, как в период накопления, так и после назначения пенсии.

 Негосударственный пенсионный фонд обязан: осуществлять свою деятельность в соответствии с Федеральным законом N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»; знакомить вкладчиков, участников и застрахованных лиц с правилами негосударственного пенсионного фонда и со всеми вносимыми в них изменениями и дополнениями; осуществлять учет сведений о каждом вкладчике, участнике и застрахованном лице в форме ведения пенсионных счетов негосударственного пенсионного обеспечения и пенсионных счетов накопительной пенсии; бесплатно предоставлять один раз в год вкладчикам, участникам и застрахованным лицам по их обращению способом, указанным ими при обращении, информацию о состоянии их пенсионных счетов в течение 10 дней со дня обращения (указанная информация может быть направлена в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", а также иным способом, в том числе почтовым отправлением); выплачивать негосударственные пенсии или выкупные суммы в соответствии с условиями пенсионного договора[9]; переводить по поручению вкладчика или участника выкупные суммы в другой негосударственный пенсионный фонд в соответствии с условиями пенсионного договора; не принимать в одностороннем порядке решения, нарушающие права вкладчиков, участников и застрахованных лиц; заключить со специализированным депозитарием договор на оказание фонду услуг специализированного депозитария не позднее даты заключения первого пенсионного договора (договора об обязательном пенсионном страховании); при предоставлении информации о состоянии пенсионных счетов застрахованных лиц уведомлять их о наступлении гарантийного случая (гарантийных случаев), предусмотренного Федеральным законом "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений" в отношении их пенсионных накоплений, в течение отчетного и (или) текущего календарного года, а также об осуществленном в течение указанного периода гарантийном восполнении; осуществлять учет средств пенсионных резервов и средств пенсионных накоплений[10]. Закон о противодействии легализации доходов № 115-ФЗ, который ранее был известен лишь в банковских кругах, теперь стал предметом обсуждений у представителей негосударственных пенсионных фондов. Напомним, что с июля 2013 года НПФ были включены в перечень организаций, на которые распространяется действие указанного закона[11]. В соответствии с данным нормативным актом организации, которые осуществляют операции с денежными средствами (в том числе и НПФ), обязаны выполнять следующие меры по противодействию легализации доходов: идентифицировать будущего клиента перед заключением договора с ним (например, в отношении физического лица нужно получить информации о его ФИО, дате рождения, гражданстве, паспортных данных, ИНН); ежегодно обновлять информацию о каждом из своих клиентов, а если возникли сомнения в отношении достоверности ранее полученных данных, то обновить информацию необходимо в течение 7 рабочих дней; в течение 3 рабочих дней с момента совершения операции сообщать в Росфинмониторинг сведения по операциям, подлежащим обязательному контролю; не позднее 1 рабочего дня с момента размещения информации в сети Интернет блокировать денежные средства, принадлежащие лицу, которое включено в перечень «экстремистов» и сообщить об этом в Росфинмониторинг; 1 раз в 3 месяца проверять своих клиентов на их причастность к «экстремизму» и сообщать о результатах проверки в уполномоченный орган; по запросу уполномоченного органа предоставлять информацию об операциях клиентов. Вместе с тем, многие представители негосударственного пенсионного сектора говорят о том, что применение закона № 115-ФЗ в настоящей редакции в отношении НПФ несколько затруднительно. Основное затруднение у представителей НПФ вызвала обязанность ежегодно обновлять информацию о своих клиентах. Ведь клиенты НПФ в основе своей не имеют желание ежегодно являться туда для предоставления информации, а заинтересовать или каким-то образом принудить их к этому, как в случае с клиентами кредитных организаций, практически невозможно. Ежегодное направление писем с просьбой предоставить обновленную информацию всем клиентам (у некоторых НПФ их количество исчисляется миллионами) может стать слишком затратным. А результат от такой рассылки может быть практически нулевым. Вот и получается, что такая обязанность для НПФ окажется всего лишь весьма затратной формальностью.

Также представители НПФ жаловались на требования закона об обязательном проведении идентификации клиентов только сотрудниками организации без привлечения агентов. Ведь малая сеть НПФ не позволяет им работать в таком режиме. И многие НПФ при привлечении клиентов как раз пользовались услугами агентов. Проанализировав указанные доводы, уполномоченный орган – Росфинмониторинг пообещал несколько смягчить требования закона в отношении НПФ. Например, уже с августа 2014 года управляющим компаниям НПФ позволено привлекать кредитные организации для идентификации своих клиентов.

Вывод: исходя их указанного у НПФ есть обязанности которые строго регулируются как и сами фондами, так и со стороны.

Дата: 2019-05-29, просмотров: 156.