1. Понятие и виды служебных писем
2. Структура служебного письма
3.Телеграмма,телефонограмма, факс
1. Письмо (синонимы: служебное письмо, деловое письмо; во множественном числе — деловая корреспонденция; переписка) — общепринятое название большого числа разновидностей справочно-информационных документов, используемых для решения как перспективных, так и текущих задач в управлении. Основным признаком, по которому письма выделяются в особую группу документов, является пересылка их по почте, хотя в последнее время они могут пересылаться также с помощью телеграфа, факсимильной связью, электронной почтой.
Письмо — наиболее массовый способ обмена деловой информацией. Письма составляют большую часть (до 80 %) исходящих и входящих документов любой организации.
Всю массу писем можно условно классифицировать по ряду признаков — по функциональному признаку, по специализации и т. д. Мы выделим две группы писем по тематическому признаку: коммерческие письма и служебные письма (остальное деление носит теоретический характер).
Обе группы писем в совокупности будем называть деловой корреспонденцией, а письма — служебными письмами.
Коммерческие письма составляются от имени юридического лица при заключении и выполнении коммерческой сделки. В число коммерческих писем прежде всего входят: запрос и ответ на него; оферта (предложение) и ответ на нее; письмо — рекламация и ответ на него. Такие письма часто имеют правовую силу. Кроме того, к коммерческим письмам относят также переписку по вопросам материально-технического снабжения и сбыта продукции (услуг). Служебные письма — это, как правило, письма, несложные по содержанию и небольшие по объему документы для решения текущих задач, которые пишутся на разных этапах деловых отношений между заинтересованными организациями.
2. Оформление служебного письма складывается из подготовки соответствующего бланка (см. п.. 3.5) и нанесения необходимых реквизитов на его рабочее и служебное поля.
В состав реквизитов письма, кроме наносимых на бланк, могут входить следующие реквизиты:
14. — место составления или издания документа;
15. — адресат;
17. — резолюция;
18. — заголовок к тексту;
19. — отметка о контроле;
20. — текст документа;
21. — отметка о наличии приложения;
22. — подпись;
24. — визы согласования документа;
25. — оттиск печати;
27. — отметка об исполнителе;
28. — отметка об исполнении документа и направлении его в дело;
29. — отметка о поступлении документа в организацию;
30 — идентификатор электронной копии документа.
Часть перечисленных реквизитов используется лишь при не
обходимости (14, 24, 25, 30), часть — при подготовке исходя тих писем (11, 12, 15, 18, 20, 21, 22, 27), часть (17, 19, 28, 29) оформляется на входящих письмах. О содержании и оформлении реквизитов, кроме реквизита 20 "Текст документа", в разд. 4 сказано достаточно полно. Языку и стилю текста служебного письма дополнительно к характеристике реквизита 20 будет посвящен пп. 5.3.1.3. Здесь коснемся структуры текста письма.
3. Служебное письмо является самым распространенным управленческим документом. В отличие от других видов управленческих документов, таких как приказ, акт, протокол и др., в письме в наибольшей степени проявляются личность исполнителя, его профессиональная подготовка, грамотность, "нестандартность" языка и стиля текста. В связи с этим вопрос языка и стиля служебного письма заслуживает отдельного рассмотрения.
Язык служебного письма сложился в сфере управления в последние 100—150 лет. Его определяют как официально-деловой. В результате длительного развития в официально-деловом стиле выработались такие языковые средства и способы выражения содержания, которые обеспечивают наиболее эффективным образом фиксацию управленческой информации.
Основными чертами официально-делового стиля считаются:
· нейтральный тон изложения;
· лаконичность и краткость текста;
· точность, ясность выражения мысли.
Нейтральный тон изложения является нормой официального делового языка, поскольку управленческая информация, официальная по своему характеру, сводит субъективный (личностный) момент в текстах документов до минимума. Из языка служебного письма исключаются, например, слова, обладающие эмоциональной или экспрессивной окраской: междометия, слова с суффиксами преувеличения и т. д.
4. Служебные письма оформляют на специальных бланках (бланках для писем), как правило, с угловым расположением постоянных реквизитов. Бланки с продольным расположением постоянных реквизитов для писем используются реже, в основном органами власти и вышестоящими ведомственными организациями. Используются бланки формата А4 и А5. Формат А5 используют, если письмо не превышает 8 строк.
Письмо оформляют как минимум в двух экземплярах. Первый экземпляр составляют на бланке и отсылают адресату, второй (его называют "копией", хотя правильно его следует называть "отпуск") распечатывается на чистом листе бумаги и подшивается в дело как свидетельство выполненной работы.
Составление текста письма и его оформление требуют к себе творческого отношения. Руководитель, каждый специалист должен быть не только компетентным в своей области деятельности, но также владеть мастерством формулировать свои мысли и оформлять их в рамках требований нормативных документов.
Теоретические положения, как бы полно они ни излагались, требуют для своего усвоения и практического приложения показа макетов, образцов и примеров конкретного их воплощения.
На рис. 5.10, 5.11 приведены макет и пример входящего служебного письма. Автор старался выдержать их в полном соответствии с требованиями ГОСТ Р 6.30-2003. Далее (с. 137—140) приведен ряд текстов реальных служебных писем с целью дать возможность учащемуся самостоятельно проанализировать структуру документов, определить их вид, оценить язык и стиль изложения, предложить пути улучшения текста.
Опыт, практика показывают, что нет такого документа, текста (включая эту книгу), где бы не было ошибок, опечаток, описок или повода для замечаний.
Телеграмма. Телеграмма — документ, отличающийся от других способом передачи, — по телеграфу. Телеграммы могут быть посланы с несколькими текстами в один пункт или с одинаковым текстом — в разные пункты.
Порядок телеграфной связи установлен Правилами оказания услуг телеграфной связи, утвержденными постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2005 г. № 222. Телеграммы в зависимости от приоритета обработки разделяются на следующие категории:
"вне категории";
"внеочередная";
"Президент Российской Федерации";
"высшая правительственная";
"правительственная";
"срочная";
"обыкновенная".
Телеграммы, имеющие особенности по назначению, способу оформления, подачи или доставки, разделяются на следующие виды:
"с уведомлением о вручении телеграфом" (с отметкой "уведомление телеграфом");
"с уведомлением о вручении телеграфом "срочное" (с отметкой "уведомление телеграфом срочное");
"с доставкой в срок, указанный отправителем" (с отметкой "вручить (дата)");
2. Телефонограмма — оперативная информация, передаваемая по телефону, записывается от руки. Обязательными реквизитами телефонограммы являются: наименования учреждений адресанта и адресата: реквизит "от кого" и "кому" с указанием должности, фамилии, имени и отчества должностных лиц: номер, дата и время передачи и приема телефонограммы; должности и фамилии передавшего и принявшего телефонограмму; номера телефонов; текст и подпись.
Телефонограмма должна иметь заголовок, он составляется в соответствии с ГОСТ Р 6.30-2003, как для служебного письма, т. е. выражается предложным падежом с предлогом "о" или "об". Например, "Об изменении времени заседаний Совета", "О прибытии участников семинара".
Телефонограммы пишутся подобно телеграммам кратко, четко, простыми предложениями. В первой части телефонограммы констатируются факты, побудившие дать телефонограмму, во второй — предпринимаемые действия. Телефонограммы излагаются от первого лица. Объем телефонограммы не должен превышать 50 слов.
Желательно, чтобы организация имела специальные бланки для входящих и исходящих телефонограмм. Рекомендуется следующая форма телефонограммы:
3. Факсограмма (телефакс, факс) как способ передачи информации получает все большее распространение. Он удобен, так как со скоростью телефонограммы можно передать оригинальный текст со всеми особенностями его оформления. Любой документ формата А4 может быть послан с помощью факсограммы. Особых требований к передаваемому материалу нет, кроме одного — текст должен быть понятен и иметь все необходимые реквизиты.
Приведем один из вариантов оформления факса.
НАИМЕНОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ Адресат:
Справочные данные об организации Должность
И. О. Фамилия
00.00.0000 № 00 Телефон
На № от 00.00.0000 Факс
Заголовок к тексту
ТЕКСТ ФАКСОГРАММЫ
Должность И. О. Фамилия
(подпись)
Лекция №7
Дата: 2019-05-29, просмотров: 337.