Транспортное хозяйство состоит из транспортных средств (автомобили, прицепы, тракторы) и сооружений и устройств общехозяйственного назначения (гаражи, ремонтные мастерские, рельсовые и безрельсовые подъездные пути). В лесхозах основным видом транспорта являются автолесовозы, грузовые автомобили и трактора с тележками, предназначенные для вывозки древесины в хлыстах или сортиментах из леса потребителю, а также автобусы и автомобили, приспособленные для перевозки людей, предназначенные для доставки рабочих к месту работы. В лесопильно-деревообрабатывающих цехах используются электрокары и автотраспортировщики. Для выполнения погру-зочно-разгрузочных операций используются автокраны, автопогрузчики, трактора с челюстными погрузчиками, грейферные самопогрузчики на лесовозах и т.п. Кроме того, в распоряжении лесной охраны имеется служебный автомототранспорт, обеспечивающий оперативное перемещение руководителей и специалистов между объектами работ, производственными подразделениями лесхоза.
Для разработки плана работы транспорта, экономического обоснования выбора транспортных средств и потребности в них определяют количественные (грузооборот, объем погрузочно-разгрузочных работ по грузам основных видов), качественные (скорость движения, коэффициенты грузоподъемности, пробега и использования рабочего времени) и технико-экономические ( трудоёмкость и себестоимость транспортных работ) показатели.
Грузооборот - выполненная или подлежащая выполнению транспортная работа (в кубо-километрах) по перевозке грузов на определенное расстояние между пунктами отправления и назначения.
Грузопоток - количество груза (в тоннах или м3), перевезенного или подлежащего перевозке в одном направлении.
Коэффициент использования грузоподъемности рассчитывается как отношение объема перевезенных грузов к грузоподъемности транспортных средств, умноженной на количество ездок:
- объем перевозок за определенный период времени; q - грузоподъемность транспортного средства; z - количество ездок, выполненных за тот же период.
Степень использования грузоподъемности зависит от вида перевозимых грузов, которые делятся на 5 классов:
1 класс - грузы, позволяющие использовать грузоподъемность
транспортного средства на 100% - песок, гравий, земля, лесоматериалы;
2 класс - грузы, позволяющие использовать грузоподъемность
на 71-99% - хвойная лапка, технологическая щепа;
3 класс - грузы, позволяющие использовать грузоподъемность
на 51 -70% - саженцы древесных пород;
4 класс-грузы,позволяющи еиспользовать грузоподъемность на 41-50% - сено не прессованное;
5 класс - грузы, позволяющие использовать грузоподъемность
на 30-40% - веники сухие.Ответственность за организацию транспортного хозяйства в лесхозе возложена на главного механика. Рациональное использование транспортных средств достигается при четком решении основных вопросов:
- определение грузооборота и грузовых потоков;
- организация грузоперевозок с минимальным холостым пробегом;
- расчет потребности в транспортных средствах;
- организация погрузочно-разгрузочных работ;
- содержание лесовозных дорог и подъездных путей.
26 Складское хозяйство и его функции. Порядок приема и отпуска материалов
Основной задачей складского хозяйства является обеспечение сохранности запасов сырьевых и материальных ресурсов, готовой продукции. Складское хозяйство - связующее звено между службой материально-технического обеспечения и производственными подразделениями, между подразделениями и службой сбыта. Его деятельность существенно влияет на бесперебойность и эффективность работы основного производства, на ритмичный выпуск продукции.
По назначению хранимых ценностей склады могут подразделяться на склады сырья и материалов, топлива и смазочных материалов, запасных частей, инструментов и технологической оснастки, готовой продукции.
По роли в производственном процессе могут выделяться склады: снабженческие (склады основных и вспомогательных материалов, сырья, топлива и т.д.); производственные (склады инструментов, оборудования, запасных частей и т.п.); сбытовые (склад готовой продукции, отходов производства).
Организация складского хозяйства состоит в выборе и обосновании видов складов, их размещении, оборудовании, а также в определении режима работы складов в зависимости от выполняемых ими функций. Состав складского хозяйства определяется производственной мощностью предприятия, номенклатурой выпускаемой продукции, объемом материальных запасов, а также размещением подразделений на территории предприятия.
При обосновании расположения складов следует учитывать возможность сокращения объемов перевозок грузов и организацию рациональных маршрутов для движения транспортных средств. Объемы складских помещений определяются в расчете на максимальный запас материальных ценностей, подлежащих хранению по установленному нормативу запаса. Режим работы склада определяется периодичностью, объемами и особенностями приемки, хранения и отпуска материальных ценностей.
Работой склада руководит заведующий, являющийся материально ответственным лицом. В штат работников склада могут входить кладовщики, грузчики и транспортные рабочие склада.
Учет поступающих и отпускаемых со склада материальных ценностей осуществляется на складе и в бухгалтерии предприятия, куда со склада должны регулярно передаваться приходно-расходные документы. Периодически на складах проводится инвентаризация, позволяющая контролировать движение материальных ценностей, проверять их наличие, следить за состоянием запасов. Основными показателями, характеризующими работу складов, являются:
- складской оборот грузов;
- средний срок хранения запасов;
- коэффициент использования площади склада;
- себестоимость складской переработки единицы грузов.
Основными направлениями развития и совершенствования
транспортного и складского хозяйства на современном этапе являются централизация и специализация, комплексная механизация погрузочно-разгрузочных работ, организация контейнерных перевозок, использование универсальной тары, внедрение новых форм внутрипроизводственного хозрасчета во все звенья этих хозяйств.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 241.