Характеристика инновационного процесса
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Инновационный процесс –это регулируемый процесс от зарождения идеи об изменении до коммерческого использования новшества.

Характеристики инновационных процессов:

-носят циклический характер –одно базисное нововведение влечет за собой пакет преобразований;

-имеют вероятностный характер- внедрение и продвижение инноваций на рынке всегда трудно предсказуемо (есть вероятность расхождения расчетных и фактических показателей);

-обладают межорганиционным характером (необходимо взаимодействие различных организаций- научно-исследовательских, консалтинговых, финансовых и пр.организаций и т.д.);

-имеют межотраслевой характер- инновации могут быть использованы в различных отраслях экономики.

Организация инновационного процесса:

-управление инновационным процессом может быть реализовано следующими формами организации работ: 1)последовательной; 2)параллельно-последовательной; 3) интегральной.

Последовательная организация инновационного процесса:

-инновационный процесс осуществляется поочередно в различных функциональных подразделениях компании.

-данная форма организации инновационного процесса применяется в основном мелкими и средними компаниями.

Основные преимущества и недостатки последовательной организации инновационных процессов.

Преимущества: -ограничение финансового риска; -упрощение контроля за ходом работ: они на каждом этапе относятся к однородному виду деятельности и проводятся в соответствующем подразделении.

Недостатки организации инновационного процесса: -отсутствие возможности у предыдущих подразделений улучшить результаты своего этапа работы после передачи его следующей группе специалистов; -последующие подразделения не могут внести свои идеи в проект на более ранних этапах; -удлинение сроков реализации процессов из за необходимости принятия решений после каждого этапа; -если последующее подразделение высказывает важным замечания и руководство эти замечания принимает, то процесс начинается сначала.

Параллельно-последовательная организация инновационного процесса: -При параллельно-последовательной организации инновационного процесса начало работы в очередном подразделении не требует завершения предшествующего этапа работы, допускает проведение обоих этапов работ одновременно. При этом предусматривается оценка каждого этапа работы по его окончанию и принятие в соответствии с оценкой управленческого решения. Преимущества: -сокращение продолжительности инновационного процесса. Недостатки: -усложнение контроля за выполнением каждого этапа; -возрастает финансовый риск.

Интегральная организация работ (проектное управление). Для реализации формируется смешанная группа, в которую включают всех необходимых специалистов. Все участники этого процесса имеют постоянную возможность улучшать свою часть проектной работы, согласовывая эти вопросы с другими членами смешанной группы.

Недостатки интегральной организации инновационного процесса: -возможна излишняя автономия смешанной группы, что приводит к расхождению в целевой ориентации группы и компании; -низкая квалификация проектного менеджера может спровоцировать конфликты внутри группы и за ее пределами.

Методы ускоренияинновационного процесса: 1) применение стратегии последовательных небольших улучшений продукции- она требует меньшего объема первоначального анализа и, следовательно, меньшего времени, необходимого для утверждения и реализации инновационного проекта. 2) привлечение потенциала других компаний –приобретение лицензий на производство новой продукции, покупка инновационной организации, заключение контрактов на разработку новой продукции со сторонними проектными организациями и пр.; 3)резкое увеличение расходов –привлечение к проектным работам большого числа разработчиков, применение практики сверхурочных работ, создание конкурирующих проектных групп, работающих над аналогичным продуктом.; 4)создание автономных подразделений, которым дается полная самостоятельность в решении вопросов, возникающих в процессе разработки нового продукта. 5) автоматизация всех возможных видов работ позволяет существенно снизить время, требуемое на выполнение работ, сократить количество брака и исключить в ряде случаев человеческий фактор. 6)аутсоринг –разработка принципиальной идеи и решение вопросов стратегического управления осуществляется в рамках самой компании, а функции, связанные с производством и выводом нового продукта на рынок, передаются сторонним организациям, специализирующимися именно в данном виде операций.

Эффективность инновационного процесса: 1.Инновационный потенциал: -материально-техническая база; -финансовые ресурсы; -творческий потенциал; -организационные управленческие ресурсы.

Направление инновационной деятельности: -экономическая эффективность; -уровень риска; -возможности предприятия; -рыночная конъюнктура; -экономическая эффективность; -уровень риска; -возможности предприятия; -рыночная конъюнктура.

Скорость осуществления инновационного процесса: -величина инновационного лага. (Инновационный лаг –временной интервал от момента возникновения инновационной идеи до момента возврата инвестиций. От величины данного показателя зависит результативность всего процесса нововведений.); -одновременное осуществления разных стадий; -скорость перехода от данного этапа к другому.

Маркетинговая стратегия: -выявление неудовлетворительной потребности (свободной рыночной ниши) на начальном этапе; -конъюнктурные исследования на протяжении разработки; -определение ценовой сбытовой политики перед коммерциализацией новшества.

Маркетинговые исследования играют большую роль при проведении процесса нововведений, так как позволяют уменьшить риск отторжения нововведения на рынке. Они осуществляются на разных стадиях инновационной деятельности. На этапе зарождения инновационной идеи задачи маркетинговых исследований заключаются в анализе рыночной ситуации, прогнозирование тенденций развития отрасли и нахождения сегмента рынка, не занятого фирмой- конкурентом. На основе полученных данных определяется направление инновационного процесса.

Результативность процесса нововведений зависит не только от эффективного использования научно- технического и интеллектуального потенциала компании, реализующей процесс нововведений, но и от деятельности фирм, определяющих инновационную инфраструктуру. Инновационную инфраструктуру составляют фирмы и организации, сопровождающие весь цикл от генерирования новых идей до продвижения научно-технической продукции и предоставляющие юридические, информационные, патентно- лицензионные, консалтинговые услуги на различных этапах продвижения нововведений.

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 190.