Цель: научиться разделять смеси.
Оборудование и реактивы: пробирки, порошок серы и железа, магнит, делительная воронка, растительное масло, вода.
Ход опыта:
Название опыта | Что делали | Что наблюдали | Вывод |
Приготовление и разложение смеси железа и серы (стр. 79) | Насыпьте на лист бумаги кусочки серы и порошок железа, смешайте их стеклянной палочкой. Испытайте магнитом. | Железо притягивается магнитом, сера нет. | Разделить смесь железа и серы можно действием магнита. Это основано на магнитных свойствах железа. |
Разделение смеси растительного масла и воды | Перемешайте смесь масла с водой и перелейте эмульсию в делительную воронку, закрепленную в штативе. Повернув кран делительной воронки, слейте из неё нижний слой жидкости в стакан. Что вы наблюдаете? | Наблюдаем расслоение: верхний слой – растительное масло, имеющее меньшую плотность, нижний – вода. | Разделить смесь малорастворимых друг в друге веществ (жидкостей) с различной плотностью можно с помощью делительной воронки. |
Вывод: 1. Вещества сохраняют свои свойства после их смешивания.
2. Способы разделения смесей основаны на различии их свойств.
Лабораторный опыт №11.
Исследование физических и химических свойств природных веществ (известняков).
Цель: изучить физические и химические свойства природного известняка.
Оборудование и реактивы: пробирки, известняк, соляная кислота.
Ход опыта:
Известняк – осадочная горная порода, строительный материал, сырье для производства извести.
Исследуйте свойства известняка по плану:
- агрегатное состояние
- растворимость в воде
- взаимодействие с соляной кислотой
Известняк – твердое вещество, нерастворимое в воде. При действии на него соляной кислоты наблюдается выделение газа:
Са CO3 + 2HCl → С aCl2 + CO2↑ + H2O
Вывод: Исследовали физические и химические свойства природных веществ (известняков).
Лабораторный опыт №12.
Обугливание органических веществ.
Цель: научиться распознавать органические вещества.
Оборудование и реактивы: лучина, спиртовка.
Ход опыта:
Зажгите лучинку. Что вы наблюдаете? Образуется черный налет. В состав древесины входит углерод, о его наличии можно судить по обугливанию органических веществ при нагревании.
Вывод: распознать органические вещества можно пробой на обугливание.
Лабораторный опыт №13.
Сравнение проб воды: водопроводной, из городского открытого водоема.
Цель: научиться определять прозрачность и запах воды.
Оборудование и реактивы: цилиндр, колба, водопроводная вода, вода из открытого водоема.
Ход опыта:
Определение прозрачности воды.
Возьмите мерный цилиндр без подставки. Прилейте в него дистиллированную воду. Поместите на печатный текст. Можно прочитать написанный текст.
Повторите опыт с водой, взятой из водоема. На определенной высоте текст не виден. Замерьте высоты водного столба линейкой. Вода в открытых водоемах сильно загрязнена и уровень прозрачности в них очень низок.
Определение интенсивности запаха воды.
В коническую колбу со стеклянной пробкой добавьте на 2/3 ее объема воду, сильно встряхните, откройте пробку. Отметьте интенсивность и характер запаха. Оценку дайте по баллам, приведенным в таблице.
Характеристика запаха | Интенсивность запаха (балл) |
Отсутствие ощутимого запаха | 0 |
Очень слабый запах – не замечается потребителями, но обнаруживается специалистами | 1 |
Слабый запах – обнаруживается потребителями, если обратить на это внимание | 2 |
Запах легко обнаруживается | 3 |
Отчетливый запах – неприятный и может быть причиной отказаться от питья | 4 |
Очень сильный запах – делает воду непригодной для питья | 5 |
Вывод: Научились определять прозрачность и запах воды.
Лабораторный опыт №14.
Рассмотрение образцов оксидов (углерода ( IV), водорода, фосфора, меди, кальция, железа, кремния).
Цель: познакомиться с образцами оксидов.
Оборудование и реактивы: образцы оксидов.
Ход опыта:
Рассмотрите образцы оксидов. Установите их агрегатное состояние и цвет. Заполните таблицу, используя данные таблицы стр.116.
Оксид | Агрегатное состояние (при н.у.) | Цвет |
CO2 | Газообразное | Бесцветный |
H2O | Жидкое | Бесцветный |
P2O5 | Твердое | Белый |
Cu2O | Твердое | Красный |
CaO | Твердое | Белый |
Fe2O3 | Твердое | Красно-коричневый |
SiO2 | Твердое | бесцветный |
Вывод: Познакомились с образцами оксидов.
Лабораторный опыт №15.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 622.