Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами                                                                        
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Лабораторный опыт №1.

Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами                                                                        

 (медь, железо, цинк, сера, вода, хлорид натрия и др.).

Цель: познакомиться с физическими свойствами различных веществ.

Оборудование: образцы веществ с этикетками (медь, железо, цинк, сера, вода, хлорид натрия), справочные материалы.

Ход опыта:

Рассмотрите вещества (медь, железо, сера, вода, хлорид натрия), изучите их физические свойства, заполните таблицу.

 

Название вещества Агрегатное состояние Цвет Плотность, г/см3 Температура плавления, °C Температура кипения, °C
Медь твердое красноватый 8,96 1083 2567
Железо твердое серебристо-белый 7,87 1539 2750
Сера твердое желтый 2,07 113
Вода жидкое бесцветная 1,0 0 100
Хлорид натрия твердое белый 2,2 801 1465

  Вывод: В ходе работы познакомились с физическими свойствами различных веществ.

Лабораторный опыт №2.

Испытание твердости веществ с помощью коллекции «Шкала твердости».

Цель: определить твердость различных веществ.

Оборудование: коллекция «Шкала твердости».

Ход опыта:

Определите твердость предложенных веществ, используя коллекцию  «Шкала твердости». Начинать определение твёрдости исследуемого вещества следует с использования из коллекции минерала с наименьшей твёрдостью по шкале Мооса, сделав черту на исследуемом предмете. Если данной минерал не оставляет следа, использовать следующий, больший по твёрдости. И так проводить исследование до тех пор, пока минерал из коллекции не оставит след на предмете. В этом случае следует попробовать сделать черту на исследуемым предметом на минерале. Если она получится, то твёрдость исследуемого предмета равна твёрдости соответствующего минерала. Если черта от исследуемого предмета не появится, то значение твёрдости этого предмета будет средней между значением твёрдости минерала, давшего черту и значением твёрдости предыдущего минерала. Например, тальк (твёрдость 1) не оставляет следа на грануле или пластинке свинца, а гипс (твёрдость 2) даёт черту. Свинец же на гипсе не оставляет следа. Следовательно, значение твёрдости свинца будет средним между единицей и двойкой, т.е. 1,5.

Оформите  результаты в виде таблицы:

Название вещества (предмета) Твёрдость по шкале Мооса
Медь 3
Железный гвоздь 4
Грифель карандаша (графит) 1
Стекло 5

Вывод: Испытать твердость веществ можно с помощью шкалы Мооса.

Лабораторный опыт №3.

Примеры физических явлений: сгибание стеклянной трубки, кипячение воды, плавление парафина.

Цель: практически изучить физические явления.

Оборудование и реактивы: спиртовка, держатель, пробирки, парафин, стеклянная трубка, вода.

Ход опыта:

Название опыта Что делали Что наблюдали Вывод
Сгибание стеклянной трубки (стр. 17) Нагревайте   тонкую стеклянную трубку, постоянно вращая ее в пламени спиртовки в течение 3-4 мин. Что вы наблюдаете? Извлеките   трубку из пламени очень осторожно согните, доведя угол до прямого. Что вы наблюдаете? Стекло размягчиться, прогибается под действием собственной тяжести. Сгибание стеклянной трубки. Сгибание стеклянной трубки – физическое явление, т.к. не образовалось новых веществ, а изменилась форма трубки.
Кипячение воды (стр. 17) В пробирку налейте 2-3 мл воды. Вставьте пробирку в держатель и нагрейте  воду до кипения. Что вы наблюдаете? Кипение воды, при этом вода испаряется, т.е. переход воды из жидкого агрегатного состояния в газообразное. Кипение воды - физическое явление, т.к. не образовалось новых веществ, а изменилось агрегатное состояние вещества.
Плавление парафина Зажгите  свечу. Что вы наблюдаете?     Наблюдаем плавление парафина – переход из твердого агрегатного состояния в жидкое. Плавление парафина - это физическое явление, не образовалось новых веществ, а изменилось агрегатное состояние вещества.

Вывод: Сгибание стеклянной трубки, плавление парафина, испарение воды – физические явления, т.к. в результате этих явлений не происходит образование новых веществ. 

 

Лабораторный опыт №4.

Примеры химических явлений: горение древесины, взаимодействие мрамора с соляной кислотой.

Цель: практически изучить химические явления.

Оборудование и реактивы: спиртовка, пробирки, лучинка, мрамор, соляная кислота.

Ход опыта:

Название опыта Что делали Что наблюдали Вывод
Горение древесины (стр. 18) Зажгите лучину. Какие изменения происходят с древесиной? Лучина обуглилась, наблюдаем появление дымка. Горение древесины - химическое явление, т.к. образуются новые вещества. Признаки: изменение цвета, выделение газа.
Взаимодействие мрамора с соляной кислотой (стр. 18) В пробирку поместите кусочек мрамора, прилейте 2 мл соляной кислоты. Что вы наблюдаете? Поднесем к отверстию пробирки горящую лучину. Что вы наблюдаете? Почему гаснет пламя? Выделение газа, уменьшение кусочка мрамора. Она гаснет, т.е. выделяется углекислый газ, который не поддерживает горение. Взаимодействие мрамора с соляной кислотой - химическое явление, т.к. образуются новые вещества. Признак: выделение газа.

Вывод: Горение древесины, взаимодействие мрамора с соляной кислотой – химические явления, т.к. в результате этих явлений происходит образование новых веществ.

Лабораторный опыт №5.

Изу­чение образцов металлов и неметаллов (серы, железа, алюминия, графита, меди и др.).

Цель: познакомиться с образцами металлов и неметаллов.

Оборудование: образцы металлов и неметаллов.

Ход опыта:

Рассмотрите образцы металлов и неметаллов, используя схему №3. стр. 28 , заполните таблицу:

Простые вещества

Металлы

Неметаллы

Название Физические свойства Название Физические свойства Медь Твердое вещества красноватого цвета с металлическим блеском, без запаха, хороший проводник тепла и электричества. Сера Твердое вещества желтого цвета, без запаха. Железо

Твердое вещества серебристо белого цвета с металлическим блеском, без запаха, хороший проводник тепла и электричества

Графит

Твердое вещество серого цвета с металлическим блеском, без запаха.

Алюминий

Вывод: Простые вещества классифицируются на металлы и неметаллы.

Лабораторный опыт №6.

Лабораторный опыт №7.

Признаки протекания химических реакций: нагревание медной проволоки; взаимодействие раство­ров едкого натра и хлорида меди; взаимодействие растворов ук­сусной кислоты и гидрокарбоната натрия.

 Цель: изучить признаки протекания химических реакций.

Оборудование и реактивы: пробирки, спиртовка, тигельные щипцы, медная проволока, гидроксид натрия, хлорид меди (II), уксусная кислота, гидрокарбонат натрия.

Ход опыта:

 

Название опыта Что делали Что наблюдали Вывод
Нагревание медной проволоки (стр. 59) Зачищенный кусок медной проволоки зажмите тигельными щипцами нагревайте в пламени спиртовки. Что вы наблюдаете? Назовите признак химической реакции. Появление черного налета. Признак реакции: изменение цвета.
Взаимодействие раство­ров едкого натра и хлорида меди                (стр. 59) Прилейте к 3 мл раствора хлорида меди к раствору едкого натра. Что вы наблюдаете? Образование голубого студенистого осадка. Признак реакции: выпадение осадка.
Взаимодействие растворов ук­сусной кислоты и гидрокарбоната натрия          (стр. 59) Прилейте 1мл раствора уксусной кислоты к порошку пищевой соды. Что вы наблюдаете? Выделение газа. Признак реакции: выделение газа.

Вывод: Протекание химических реакций сопровождается внешними признаками.

 

Лабораторный опыт №8.

Типы химических реакций: разложение гидроксида меди ( II); взаимодействие желе­за с раствором хлорида меди ( II), взаимодействие оксида меди ( II) с раствором соляной кислоты.

 Цель: изучить типы химических реакций.

Оборудование и реактивы: пробирки, спиртовка, штатив, железный гвоздь, оксид меди (II), гидроксид натрия, хлорид меди (II), соляная кислота.

Ход опыта:

Название опыта Что делали Что наблюдали Уравнение реакции. Вывод
Разложение гидроксида меди (II)                     (стр. 69) Заполните пробирку на 1/5 часть свежеприготовленным гидроксидом меди (II). Нагрейте в пламени спиртовки. Что вы наблюдаете? Назовите признак химической реакции и продукты реакции.  Составьте уравнение реакции, определите тип реакции. Образование оксида меди ( II) - порошка черно цвета. На стенках пробирки образуется капли воды.            t Cu( OH)2  → CuО + H2 O Признак реакции: выпадение осадка. Реакция разложения, т.к. из одного сложного вещества образуется два мене сложных вещества.
Взаимодействие желе­за с раствором хлорида меди (II) (стр. 69) В раствор хлорида меди (II) опустите очищенный железный гвоздь.  Что вы наблюдаете? Назовите признак химической реакции. Составьте уравнение реакции, определите тип реакции. Поверхность гвоздя становиться красной – выделяется медь, голубой цвет раствора постепенно исчезает, появляется светло-зеленое окрашивание. Fe + CuCl 2 →             FeCl 2 + Cu Признак реакции: изменение цвета. Реакция замещения, т.к. атомы железа замещают атомы меди в сложном веществе.
Взаимодействие оксида меди (II) с раствором соляной кислоты (стр. 69) В пробирку с порошком оксида меди (II) прилейте 2 мл раствора соляной кислоты.  Что вы наблюдаете? Назовите признак химической реакции. Составьте уравнение реакции, определите тип реакции. Растворение оксида меди и образование раствора зеленого цвета. CuO + 2 HCl →            CuCl 2 + H2 O Признак реакции: изменение цвета. Реакция обмена, т.к. сложные вещества обмениваются своими составными частями.

Вывод: Определить тип химической реакции можно на основании количества и состава реагирующих веществ и продуктов реакции.

Лабораторный опыт №9.

Изменение окраски индикаторов в раз­личных средах.

 Цель: рассмотреть изменение окраски индикаторов в различных средах.

Оборудование и реактивы: пробирки, штатив, гидроксид натрия, хлорид меди (II), соляная кислота, вода, лакмус, фенолфталеин, метилоранж.

Ход опыта:

Добавьте по 2 капли индикаторов в растворы кислоты, щелочи, в воду. Заполните таблицу:

Название индикатора

Окраска индикатора

Нейтральная среда Кислая среда Щелочная среда Лакмус Фиолетовая Красная Синяя Фенолфталеин Бесцветная Бесцветная Малиновая Метилораж Оранжевая Розовая Желтая

Вывод: Индикаторы – это вещества, изменяющие окраску в различных средах.

 

Лабораторный опыт №10.

Лабораторный опыт №11.

Исследование физических и химических свойств природных веществ (извест­няков).

 Цель: изучить физические и химические свойства природного известняка.

Оборудование и реактивы: пробирки, известняк, соляная кислота.

Ход опыта:

Известняк – осадочная горная порода, строительный материал, сырье для производства извести.

Исследуйте свойства известняка по плану:

- агрегатное состояние

- растворимость в воде

- взаимодействие с соляной кислотой

Известняк – твердое вещество, нерастворимое в воде. При действии на него соляной кислоты наблюдается выделение газа:

Са CO3 + 2HCl → С aCl2 + CO2↑ + H2O

Вывод: Исследовали физические и химические свойства природных веществ (извест­няков).

Лабораторный опыт №12.

Лабораторный опыт №13.

Лабораторный опыт №14.

Рассмотрение образцов оксидов (углерода ( IV), водорода, фосфора, меди, кальция, железа, крем­ния).

Цель: познакомиться с образцами оксидов.

Оборудование и реактивы: образцы оксидов.

Ход опыта:

Рассмотрите образцы оксидов. Установите их агрегатное состояние и цвет. Заполните таблицу, используя данные таблицы стр.116.

Оксид Агрегатное состояние         (при н.у.) Цвет
CO2 Газообразное Бесцветный
H2O Жидкое Бесцветный
P2O5 Твердое Белый
Cu2O Твердое Красный
CaO Твердое Белый
Fe2O3 Твердое Красно-коричневый
SiO2 Твердое бесцветный

Вывод: Познакомились с образцами оксидов.

 

Лабораторный опыт №15.

Лабораторный опыт №16.

Лабораторный опыт №17.

Взаимо­действие оксидов кальция и фосфора с водой, определение ха­рактера образовавшегося гидроксида с помощью индикатора.

Цель: изучить растворимость оксидов кальция и фосфора в воде, определить характер образовавшегося гидроксида с помощью индикатора.

Оборудование и реактивы: оксиды кальция и фосфора, пробирки, вода, стеклянная палочка, штатив, лакмус.

Ход опыта:

 

Название опыта Что делали Что наблюдали Уравнения реакций Вывод
Взаимо­действие оксидов кальция и фосфора с водой, определение ха­рактера образовавшегося гидроксида с помощью индикатора   Поместите в пробирки с водой небольшие порции оксида кальция и фосфора. Размешайте стеклянными палочками. Что вы наблюдаете? Во все пробирки добавьте по 2 капли лакмуса. №1. Оксид кальция №2. Оксид фосфора   В воде растворяется не полностью, лакмус синий, среда щелочная. В воде растворяется полностью, лакмус красный, среда кислая. СаО + Н2О → Са(ОН)2  В результате растворения основных оксидов в воде образуются растворимые основания (щелочи). Р2О5 + 3Н2О → 2Н3РО4 В результате растворения кислотных оксидов в воде образуются кислоты.                    

Вывод: Определить характер образовавшегося оксида можно с помощью индикатора.

 

Лабораторный опыт №18.

Лабораторный опыт №19.

Лабораторный опыт №20.

Взаимодействие металлов (магния, цин­ка, железа, меди) с растворами кислот.

Цель: изучить его взаимодействие металлов (магния, цин­ка, железа, меди) с растворами кислот.

Оборудование и реактивы: металлы, раствор соляной кислоты, пробирки, штатив.

Ход опыта:

Название опыта Что делали Что наблюдали Уравнения реакций Вывод
Взаимодействие металлов (магния, цин­ка, железа, меди) с растворами кислот  (стр. 131)   В четыре пробирки поместите по одной гранулы металлов: магния, цинка, железа и меди. К металлам прилейте раствор соляной кислоты. Что вы наблюдаете? Составьте уравнения соответствующих реакций. №1. Магний + соляная кислота №2. Цинк + соляная кислота №3. Железо + соляная кислота №4. Медь + соляная кислота Бурное выделение газа. Активное выделение газа. Газ выделяется на поверхности металла. Газ не выделяется. Mg + 2 HCl → MgCl 2 + H2 Zn + 2 HCl → ZnCl 2 + H2 Fe + 2 HCl → FeCl 2 + H2 Медь не реагирует с растворами кислот.

Вывод: Металлы, стоящие в ряду активности металлов до водорода, вытесняют водород из растворов кислот.

Лабораторный опыт №21.

Взаимодействие раство­ров кислот со щелочами.

Цель: изучить взаимодействие растворов кислот со щелочами.

Оборудование и реактивы: растворы соляной кислоты и гидроксида натрия, лакмус, пробирки, штатив.

Ход опыта:

Название опыта Что делали Что наблюдали Уравнения реакций Вывод
Взаимодействие раство­ров кислот со щелочами  (стр. 132)   К 2 мл раствора соляной кислоты добавьте 2 капли лакмуса. Как изменилась окраска индикатора? Затем по каплям прилейте раствор гидроксида натрия и проследите изменение окраски. Дайте объяснения последовательному изменению окраска.  Лакмус окрасился в красный цвет. Лакмус окрасился в фиолетовый цвет. Среда кислая. Среда нейтральная. По мере приливании щелочи происходит нейтрализация кислой середы и возникает нейтральная среда. NaOH + HCl → NaCl + H2 O

Вывод: В результате обменного взаимодействия кислоты и щелочи происходит нейтрализация среды (реакция нейтрализации).

Лабораторный опыт №22.

Лабораторный опыт №23.

Получение нерастворимых оснований и исследование их свойств (на примере гидроксида меди ( II)).

Цель: получить гидроксид меди (II) и провести реакции, характерные для него.

Оборудование и реактивы: растворы соляной кислот, гидроксида натрия, сульфата меди (II), спиртовка, пробирки, пробиркодержатель.

Ход опыта:

Название опыта Что делали Что наблюдали Уравнения реакций Вывод
Получение гидроксида меди (II)  (стр. 137) В 2 мл раствора сульфата меди (II) добавьте по каплям раствор гидроксида натрия. Что вы наблюдаете? Запишите уравнение реакции. Образование студенисто-голубого осадка. CuSO4 + 2NaOH → Na2SO4 + Cu(OH)2
Взаимодействие гидроксида меди (II) с кислотами (стр. 137) Разделите полученный осадок на две части. Добавьте к одной части по каплям раствор соляной кислоты. Что вы наблюдаете? Запишите уравнение реакции.   Растворение студенисто-голубого осадка, образование раствора голубого цвета. Cu(OH)2 + 2HCl → CuCl2 + H2O
Разложение гидроксида меди (II) при нагревании (стр. 137)  Нагрейте гидроксид меди (II). Что вы наблюдаете? Запишите уравнение реакции.   Образование порошка черно цвета и капелек воды.                 t Cu(OH)2  → CuО + H2O

Вывод: 1. Получить нерастворимые основания можно реакцией взаимодействия солей со щелочами.

2. Нерастворимые основания разлагаются при нагревании и взаимодействуют с кислотами.

Лабораторный опыт №24.

Лабораторный опыт №25.

Лабораторный опыт №26.

Лабораторный опыт №1.

Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами                                                                        

 (медь, железо, цинк, сера, вода, хлорид натрия и др.).

Цель: познакомиться с физическими свойствами различных веществ.

Оборудование: образцы веществ с этикетками (медь, железо, цинк, сера, вода, хлорид натрия), справочные материалы.

Ход опыта:

Рассмотрите вещества (медь, железо, сера, вода, хлорид натрия), изучите их физические свойства, заполните таблицу.

 

Название вещества Агрегатное состояние Цвет Плотность, г/см3 Температура плавления, °C Температура кипения, °C
Медь твердое красноватый 8,96 1083 2567
Железо твердое серебристо-белый 7,87 1539 2750
Сера твердое желтый 2,07 113
Вода жидкое бесцветная 1,0 0 100
Хлорид натрия твердое белый 2,2 801 1465

  Вывод: В ходе работы познакомились с физическими свойствами различных веществ.

Лабораторный опыт №2.

Дата: 2019-05-29, просмотров: 748.