Цель: изучить свойства веществ: нагревание воды и оксида кремния (IV).
Оборудование и реактивы: пробирка, спиртовка, ложечка для сжигания, держатель, вода, кварцевый песок.
Ход опыта:
Название опыта | Что делали | Что наблюдали | Вывод |
Нагревание воды | В пробирку налейте 2-3 мл воды. Вставьте пробирку в держатель и нагрейте воду до кипения. Что вы наблюдаете? | Кипение воды, при этом вода испаряется, т.е. переход воды из жидкого агрегатного состояния в газообразное. | Вода имеет низкую температуру кипения, испаряется, летуча, т.е. это вещество молекулярного строения, |
Нагревание оксида кремния (IV) | Нагрейте в ложечке для сжигания кварцевый песок. Что вы наблюдаете? | Изменений нет. | Кварц имеет очень высокую температуру плавления ( tпл = 162100С), т.е. это вещество немолекулярного строения, |
Вывод: 1. Различают вещества молекулярного и немолекулярного строения.
2. Свойства веществ зависит от их строения.
Лабораторный опыт №7.
Признаки протекания химических реакций: нагревание медной проволоки; взаимодействие растворов едкого натра и хлорида меди; взаимодействие растворов уксусной кислоты и гидрокарбоната натрия.
Цель: изучить признаки протекания химических реакций.
Оборудование и реактивы: пробирки, спиртовка, тигельные щипцы, медная проволока, гидроксид натрия, хлорид меди (II), уксусная кислота, гидрокарбонат натрия.
Ход опыта:
Название опыта | Что делали | Что наблюдали | Вывод |
Нагревание медной проволоки (стр. 59) | Зачищенный кусок медной проволоки зажмите тигельными щипцами нагревайте в пламени спиртовки. Что вы наблюдаете? Назовите признак химической реакции. | Появление черного налета. | Признак реакции: изменение цвета. |
Взаимодействие растворов едкого натра и хлорида меди (стр. 59) | Прилейте к 3 мл раствора хлорида меди к раствору едкого натра. Что вы наблюдаете? | Образование голубого студенистого осадка. | Признак реакции: выпадение осадка. |
Взаимодействие растворов уксусной кислоты и гидрокарбоната натрия (стр. 59) | Прилейте 1мл раствора уксусной кислоты к порошку пищевой соды. Что вы наблюдаете? | Выделение газа. | Признак реакции: выделение газа. |
Вывод: Протекание химических реакций сопровождается внешними признаками.
Лабораторный опыт №8.
Типы химических реакций: разложение гидроксида меди ( II); взаимодействие железа с раствором хлорида меди ( II), взаимодействие оксида меди ( II) с раствором соляной кислоты.
Цель: изучить типы химических реакций.
Оборудование и реактивы: пробирки, спиртовка, штатив, железный гвоздь, оксид меди (II), гидроксид натрия, хлорид меди (II), соляная кислота.
Ход опыта:
Название опыта | Что делали | Что наблюдали | Уравнение реакции. Вывод |
Разложение гидроксида меди (II) (стр. 69) | Заполните пробирку на 1/5 часть свежеприготовленным гидроксидом меди (II). Нагрейте в пламени спиртовки. Что вы наблюдаете? Назовите признак химической реакции и продукты реакции. Составьте уравнение реакции, определите тип реакции. | Образование оксида меди ( II) - порошка черно цвета. На стенках пробирки образуется капли воды. | t Cu( OH)2 → CuО + H2 O Признак реакции: выпадение осадка. Реакция разложения, т.к. из одного сложного вещества образуется два мене сложных вещества. |
Взаимодействие железа с раствором хлорида меди (II) (стр. 69) | В раствор хлорида меди (II) опустите очищенный железный гвоздь. Что вы наблюдаете? Назовите признак химической реакции. Составьте уравнение реакции, определите тип реакции. | Поверхность гвоздя становиться красной – выделяется медь, голубой цвет раствора постепенно исчезает, появляется светло-зеленое окрашивание. | Fe + CuCl 2 → FeCl 2 + Cu Признак реакции: изменение цвета. Реакция замещения, т.к. атомы железа замещают атомы меди в сложном веществе. |
Взаимодействие оксида меди (II) с раствором соляной кислоты (стр. 69) | В пробирку с порошком оксида меди (II) прилейте 2 мл раствора соляной кислоты. Что вы наблюдаете? Назовите признак химической реакции. Составьте уравнение реакции, определите тип реакции. | Растворение оксида меди и образование раствора зеленого цвета. | CuO + 2 HCl → CuCl 2 + H2 O Признак реакции: изменение цвета. Реакция обмена, т.к. сложные вещества обмениваются своими составными частями. |
Вывод: Определить тип химической реакции можно на основании количества и состава реагирующих веществ и продуктов реакции.
Лабораторный опыт №9.
Изменение окраски индикаторов в различных средах.
Цель: рассмотреть изменение окраски индикаторов в различных средах.
Оборудование и реактивы: пробирки, штатив, гидроксид натрия, хлорид меди (II), соляная кислота, вода, лакмус, фенолфталеин, метилоранж.
Ход опыта:
Добавьте по 2 капли индикаторов в растворы кислоты, щелочи, в воду. Заполните таблицу:
Название индикатора
Окраска индикатора
Вывод: Индикаторы – это вещества, изменяющие окраску в различных средах.
Лабораторный опыт №10.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 281.