Цель: определить твердость различных веществ.
Оборудование: коллекция «Шкала твердости».
Ход опыта:
Определите твердость предложенных веществ, используя коллекцию «Шкала твердости». Начинать определение твёрдости исследуемого вещества следует с использования из коллекции минерала с наименьшей твёрдостью по шкале Мооса, сделав черту на исследуемом предмете. Если данной минерал не оставляет следа, использовать следующий, больший по твёрдости. И так проводить исследование до тех пор, пока минерал из коллекции не оставит след на предмете. В этом случае следует попробовать сделать черту на исследуемым предметом на минерале. Если она получится, то твёрдость исследуемого предмета равна твёрдости соответствующего минерала. Если черта от исследуемого предмета не появится, то значение твёрдости этого предмета будет средней между значением твёрдости минерала, давшего черту и значением твёрдости предыдущего минерала. Например, тальк (твёрдость 1) не оставляет следа на грануле или пластинке свинца, а гипс (твёрдость 2) даёт черту. Свинец же на гипсе не оставляет следа. Следовательно, значение твёрдости свинца будет средним между единицей и двойкой, т.е. 1,5.
Оформите результаты в виде таблицы:
Название вещества (предмета) | Твёрдость по шкале Мооса |
Медь | 3 |
Железный гвоздь | 4 |
Грифель карандаша (графит) | 1 |
Стекло | 5 |
Вывод: Испытать твердость веществ можно с помощью шкалы Мооса.
Лабораторный опыт №3.
Примеры физических явлений: сгибание стеклянной трубки, кипячение воды, плавление парафина.
Цель: практически изучить физические явления.
Оборудование и реактивы: спиртовка, держатель, пробирки, парафин, стеклянная трубка, вода.
Ход опыта:
Название опыта | Что делали | Что наблюдали | Вывод |
Сгибание стеклянной трубки (стр. 17) | Нагревайте тонкую стеклянную трубку, постоянно вращая ее в пламени спиртовки в течение 3-4 мин. Что вы наблюдаете? Извлеките трубку из пламени очень осторожно согните, доведя угол до прямого. Что вы наблюдаете? | Стекло размягчиться, прогибается под действием собственной тяжести. Сгибание стеклянной трубки. | Сгибание стеклянной трубки – физическое явление, т.к. не образовалось новых веществ, а изменилась форма трубки. |
Кипячение воды (стр. 17) | В пробирку налейте 2-3 мл воды. Вставьте пробирку в держатель и нагрейте воду до кипения. Что вы наблюдаете? | Кипение воды, при этом вода испаряется, т.е. переход воды из жидкого агрегатного состояния в газообразное. | Кипение воды - физическое явление, т.к. не образовалось новых веществ, а изменилось агрегатное состояние вещества. |
Плавление парафина | Зажгите свечу. Что вы наблюдаете? | Наблюдаем плавление парафина – переход из твердого агрегатного состояния в жидкое. | Плавление парафина - это физическое явление, не образовалось новых веществ, а изменилось агрегатное состояние вещества. |
Вывод: Сгибание стеклянной трубки, плавление парафина, испарение воды – физические явления, т.к. в результате этих явлений не происходит образование новых веществ.
Лабораторный опыт №4.
Примеры химических явлений: горение древесины, взаимодействие мрамора с соляной кислотой.
Цель: практически изучить химические явления.
Оборудование и реактивы: спиртовка, пробирки, лучинка, мрамор, соляная кислота.
Ход опыта:
Название опыта | Что делали | Что наблюдали | Вывод |
Горение древесины (стр. 18) | Зажгите лучину. Какие изменения происходят с древесиной? | Лучина обуглилась, наблюдаем появление дымка. | Горение древесины - химическое явление, т.к. образуются новые вещества. Признаки: изменение цвета, выделение газа. |
Взаимодействие мрамора с соляной кислотой (стр. 18) | В пробирку поместите кусочек мрамора, прилейте 2 мл соляной кислоты. Что вы наблюдаете? Поднесем к отверстию пробирки горящую лучину. Что вы наблюдаете? Почему гаснет пламя? | Выделение газа, уменьшение кусочка мрамора. Она гаснет, т.е. выделяется углекислый газ, который не поддерживает горение. | Взаимодействие мрамора с соляной кислотой - химическое явление, т.к. образуются новые вещества. Признак: выделение газа. |
Вывод: Горение древесины, взаимодействие мрамора с соляной кислотой – химические явления, т.к. в результате этих явлений происходит образование новых веществ.
Лабораторный опыт №5.
Изучение образцов металлов и неметаллов (серы, железа, алюминия, графита, меди и др.).
Цель: познакомиться с образцами металлов и неметаллов.
Оборудование: образцы металлов и неметаллов.
Ход опыта:
Рассмотрите образцы металлов и неметаллов, используя схему №3. стр. 28 , заполните таблицу:
Простые вещества
Металлы
Неметаллы
Твердое вещества серебристо белого цвета с металлическим блеском, без запаха, хороший проводник тепла и электричества
Графит
Твердое вещество серого цвета с металлическим блеском, без запаха.
Вывод: Простые вещества классифицируются на металлы и неметаллы.
Лабораторный опыт №6.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 275.