Пределы применения смертной казни и их ограничения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Анализ послереволюционной истории уголовного законодательства России, а также современного уголовного законодательства других стран мира позволяет выделить основные направления в изменении правовой регламентации наказания в виде смертной казни - введение изъятий при применении этого наказания, касающихся демографических признаков осуждаемых, и расширение или сужение перечня преступлений, за совершение которых может быть назначена смертная казнь.

 

1) Демографический принцип

 

Анализ истории и действующего законодательства позволяет выделить три демографических признака, в связи с которыми ограничивается применение смертной казни. Это - возраст, пол и состояние здоровья лица, совершившего преступление.

 

Неприменение смертной казни к несовершеннолетним и пожилым людям

 

Первый советский кодифицированный акт, предусмотревший систему наказаний - Руководящие начала по уголовному праву РСФСР, принятые постановлением НКЮ 12 декабря 1919 года - лишь упомянул расстрел среди других видов наказаний, никак не регламентировав его применение и не предусмотрев каких-либо исключений ни для каких категорий осужденных.

Уголовный кодекс РСФСР 1922 года в первоначальной редакции никаких изъятий в применении смертной казни с точки зрения демографических признаков субъектов преступления не устанавливал. Однако менее, чем через два месяца после его введения в действие, декретом ВЦИК от 27 июля 1922 года статья 33, регламентирующая высшую меру наказания - расстрел, была дополнена примечанием, в котором говорилось, что эта мера не может быть применена к лицам, не достигшим в момент совершения преступления 18-летнего возраста. Эта норма без всяких изменений сохранилась в законодательстве России до наших дней. Характерно, что она была введена задолго до того, как применение смертной казни к несовершеннолетним было запрещено рядом резолюций Организации Объединенных Наций.

Запрещение вынесения смертного приговора за преступление, совершенное лицами моложе восемнадцати лет, было предусмотрено статьей 6.5 Международного пакта о гражданских и политических правах, принятого резолюцией 2200 А (ХХI) Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 16 декабря 1966 года*(42), статьей 3 резолюции 1984/50 Экономического и Социального Совета Организации Объединенных Наций от 25 мая 1984 года "Меры, гарантирующие защиту прав тех, кто приговорен к смертной казни"*(43), а также Минимальными стандартными правилами Организации Объединенных Наций, касающимися отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила). Эти правила были приняты резолюцией 40/33 Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1985 года*(44).

Необходимо отметить, что большинство стран - членов ООН - придерживаются рекомендаций о неприменении смертной казни к лицам, совершившим преступление в несовершеннолетнем возрасте.

Вместе с тем рассматриваемая норма принята далеко не во всех странах. Организация "Международная амнистия" приводит список лишь 72 стран, однозначно установивших 18-летний возраст в рассматриваемых случаях. Заметим, что некоторые страны повысили возрастной барьер неприменения смертной казни до 20 лет (Болгария, Венгрия, Куба), до 21 года (Греция) и даже до 22 лет (Парагвай), хотя некоторые из них позднее вообще отказались от применения смертной казни.

"Международная амнистия" полагает, что еще 12 стран не допускают применение смертной казни к лицам, совершившим преступление в возрасте моложе 18 лет, поскольку они подписали некоторые международные конвенции, содержащие подобное запрещение. Отсюда делается вывод, что 18-летний возраст можно рассматривать как международный стандарт при определении минимального возраста, при достижении которого возможно применение смертной казни*(45), если в принципе это наказание применяется в данной стране.

Нельзя не отметить, что в ряде стран казни лиц, совершивших преступления в возрасте моложе 18 лет, не только допускаются законом, но и применяются на практике. Упомянутая организация приводит примеры казни таких лиц в Бангладеш, на Барбадосе, в Пакистане, в США, Иране и Ираке.

В публикациях ООН сообщалось, что рассматриваемый нами возрастной барьер в законодательстве ряда стран не установлен (Южная Корея, Бирма, Судан, Индия, Иран, Малайзия). В некоторых странах он составляет 16 лет (Зимбабве, Барбадос и некоторые другие небольшие страны). В 15 штатах США рассматриваемый минимальный возраст установлен от 12 до 17 лет, а в 11 штатах и федеральном округе - не установлен вообще. Таким образом, законодательство 26 штатов США не соответствует международному стандарту, установленному ООН*(46).

Как можно объяснить отказ целого ряда стран от запрета применять смертную казнь к несовершеннолетним?

Сторонники применения смертной казни к несовершеннолетним ссылаются на то, что иногда эти лица совершают столь тяжкие или, как указывается в зарубежной литературе, "столь гнусные" убийства, что не заслуживают права жить среди людей, а тем более, права на гуманное отношение.

Во время обсуждения различных вариантов проекта Уголовного кодекса Российской Федерации раздавались голоса за снижение возрастного барьера при применении смертной казни. Аргументы были связаны также с тяжестью преступлений, совершаемых несовершеннолетними. Кроме того, указывалось, что, как показывают исследования, большинство наиболее опасных преступников начинали свою преступную деятельность в несовершеннолетнем возрасте, и чем раньше лицо начинает совершать преступления, - тем труднее оно поддается исправлению. Исходя из всех этих соображений, делался вывод, что вопрос о мере наказания несовершеннолетним должен решаться индивидуально в отношении каждого из них.

Оценивая эти доводы, нельзя не отметить их серьезность. И все же нам кажется, что запрет применять исключительную меру наказания к тем, кто совершил преступление в несовершеннолетнем возрасте, следует сохранить. Нельзя не учитывать, что молодые люди еще не достигли полной зрелости, не вполне контролируют свои действия, в ряде случаев руководствуются больше эмоциями, чем разумом. Их психика еще не окрепла, личность не сформировалась окончательно. В таких условиях предъявлять к ним те же требования, что и к взрослым, вряд ли было бы справедливо. Ведь не даром же закон устанавливает порог совершеннолетия именно в возрасте 18 лет. И, наконец, самое главное - соображения гуманизма. Несмотря на всю тяжесть совершенных некоторыми из молодых людей преступлений - общество должно дать им шанс загладить, искупить свою вину, показать, что они еще окончательно не потеряны для общества, для своих родственников, для семьи, для своих настоящих и будущих детей. Поэтому неприменение смертной казни - исключительного наказания - к лицам, совершившим преступление в несовершеннолетнем возрасте, представляется правильным.

Международные организации не раз высказывались за отказ от смертной казни пожилых людей. В августе 1988 года Комитет ООН по предупреждению преступности предложил Экономическому и Социальному Совету ООН порекомендовать тем государствам - членам ООН, где смертная казнь сохраняется, установить "максимальный возраст, по достижении которого лицо не может быть приговорено к смерти и казнено"*(47). Подобного рода нормы известны в некоторых странах. Так, в Монголии смертная казнь не распространяется на лиц старше 60 лет, в Гватемале и Судане - на тех, кому исполнилось 70 лет*(48). Напомним, что Уголовное уложение России 1903 г. не допускало применения смертной казни лиц старше 70 лет.

До недавнего времени в уголовном законодательстве Российской Федерации не было установлено предельного возраста, по достижении которого виновный не может быть подвергнут смертной казни. При разработке проектов уголовного законодательства этот вопрос ставился. Так, в проекте Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик говорилось, что смертная казнь не может быть применена к лицам, достигшим к моменту вынесения приговора 60-летнего возраста*(49). Однако, в принятых Основах эта норма не сохранилась.

Отказаться от применения смертной казни к лицам пожилого возраста предлагал И.И. Карпец*(50). Он считал возможным не применять смертную казнь к тем, кто старше 65-70 лет, но предлагал сделать исключение лишь для совершивших преступления против мира и человечества.

Закон от 29 апреля 1993 года принял соответствующее решение и установил, что к смертной казни не могут быть приговорены мужчины старше 65 лет. Уголовный кодекс Российской Федерации 1996 г. сохранил эту норму без изменений.

Несмотря на явную прогрессивность этой нормы, она все же вызывает замечания. В ст. 59 УК речь идет о неприменении смертной казни к лицам, достигшим к моменту вынесения приговора 65 лет. Вместе с тем известно, что в то время как в России применялась смертная казнь (а ведь формально она не отменена), она приводилась в исполнение спустя несколько лет после провозглашения приговора. А как быть, если она назначена за несколько месяцев до достижения 65-летнего возраста. Ведь норма, предусмотренная ст. 59, позволяет казнить даже лиц, достигших 70 лет, а может быть и лиц старше этого возраста. По-видимому, если смертная казнь в России не будет отменена, законодательство нуждается в дополнении. При разработке закона, который будет регламентировать помилование, следует указать, что лицам, достигшим 65 лет к моменту рассмотрения ходатайства о помиловании, смертная казнь во всех случаях заменяется другим наказанием в соответствии с частью 3 ст. 59 УК.

 

Неприменение смертной казни к беременным женщинам и к женщинам вообще

 

Уголовный кодекс РСФСР 1922 года, как указывалось, в первоначальной редакции не предусматривал никаких исключений для применения смертной казни. Но уже через несколько месяцев после его введения в действие, 7 сентября 1922 года декрет ВЦИК установил, что "высшая мера наказания (расстрел) не может быть применена к женщинам, находящимся в состоянии беременности, установленной врачебным исследованием". Быстрота, с которой была введена приведенная норма свидетельствует о том, что законодатель просто устранил допущенный пробел закона, с самого начала не имея намерения применять смертную казнь к беременным женщинам. Не следует забывать, что Уголовный кодекс 1922 года был первым уголовным кодексом после революции. Те, кто составлял его, не имели опыта подготовки столь сложных документов и допускали различные просчеты.

Поэтому неудивительно, что интересующая нас норма неоднократно изменялась и уточнялась. В статье 22 Уголовного кодекса 1926 года говорилось, что женщины, находящиеся в состоянии беременности, не могут быть приговорены к расстрелу. При утверждении Уголовного кодекса 1960 года в статье 23 было сказано, что не могут быть приговорены к смертной казни "женщины, находившиеся в состоянии беременности во время совершения преступления или к моменту вынесения приговора. Смертная казнь не может быть применена к женщине, находящейся в состоянии беременности к моменту исполнения приговора".

Нельзя не признать, что каждый последующий кодекс предлагал все более точную редакцию. Если исходить из буквального текста примечания к статье 33 УК 1922 года, то женщина могла быть приговорена к смертной казни, если она была беременна во время совершения преступления и даже во время вынесения приговора. Состояние беременности исключало лишь исполнение смертного приговора в отношении женщины, да и то было неясно, как надлежит поступить в дальнейшем, после родов, ибо в законе не говорилось о том, может ли быть казнена женщина, разрешившаяся от бремени.

Уголовный кодекс 1926 года исключал вынесение смертного приговора беременной женщине. Следовательно, женщина, находившаяся в состоянии беременности в момент совершения преступления, не могла подлежать смертной казни и в дальнейшем. Однако, УК 1926 года не давал ответа на вопрос о том, может ли быть приговорена к расстрелу женщина, забеременевшая после совершения преступления. Если считать, что неприменение смертной казни определяется особым психофизиологическим состоянием беременной женщины, то в момент совершения преступления такого состояния еще не было. Тем более не ясно, как следует поступить с женщиной, беременность которой обнаружилась после суда, вынесшего ей смертный приговор.

Исходя из сказанного, более точной следует признать редакцию УК 1960 года. Однако и она не давала ответа на вопрос о том, как поступить, если женщина забеременела после совершения преступления, но родила ребенка до вынесения приговора; либо забеременела после вынесения смертного приговора, а затем родила еще до того, как было рассмотрено ее ходатайство о помиловании (известно, что осужденные к смертной казни часто ожидали решения своей участи по нескольку лет).

Подобного рода вопросы отпали после того, как Законом от 29 апреля 1993 года было внесено изменение в статью 23 Уголовного кодекса 1960 г., в соответствии с которым исключалось применение смертной казни ко всем женщинам.

Необходимо указать на своеобразное положение, которое создалось в законодательстве России в 1991-1993 годах. 2 июля 1991 года Верховным Советом СССР были приняты Основы уголовного законодательства Союза ССР и республик. Несмотря на то, что в целом названные Основы должны были быть введены в действие с 1 июля 1992 года, статья 40, регламентирующая вопросы применения смертной казни, была введена в действие с момента опубликования Основ. Между тем, в этой статье говорилось о невозможности применения смертной казни ко всем женщинам. Постановлением Верховного Совета СССР "О введении в действие Основ уголовного законодательства Союза ССР и республик" осужденным к смертной казни женщинам это наказание было заменено лишением свободы на срок в 15 лет. Таким образом эта норма становилась обязательной для применения на всей территории СССР, в том числе и в России.

После распада СССР общесоюзное законодательство продолжало действовать на территории России в той части, в которой оно не противоречило Российскому законодательству. Между тем, в Уголовном кодексе РСФСР нормы о неприменении смертной казни ко всем женщинам не было. Можно ли признать, что статья 40 Основ уголовного законодательства не должна была применяться на территории России после распада СССР? Нам представляется, что на этот вопрос должен быть дан отрицательный ответ. Войдя в силу на территории России, рассматриваемая норма стала частью Российского законодательства. Неприменение ее ухудшило бы положение определенной части лиц, совершающих преступления, причем это нельзя было бы признать результатом изменения законодательства, ибо последнее не изменялось. Новая редакция статьи 23 Уголовного кодекса РСФСР 1960 г. устранила в рассматриваемой части противоречие между статьей 40 Основ уголовного законодательства и Уголовным кодексом.

Как мы видим, в соответствии с Российским законодательством смертная казнь не может применяться ко всем женщинам.

В законе, как известно, не мотивируются принимаемые решения. Однако, в литературе соображения об исключении из законодательства возможности смертной казни женщин приводились задолго до принятия названных выше норм. Такое предложение вносил, в частности, И.И. Карпец, который мотивировал его, главным образом, соображениями гуманизма. Признав, что женщины иногда совершают и убийства, он отметил, что чаще всего они идут на это, будучи доведенными до отчаяния издевательствами своих мужей, сожителей и т.д. Встречаются, разумеется, и случаи достаточно тяжких преступлений, совершаемых женщинами, но бывает это весьма редко, а главное, на что обращает внимание И.И. Карпец, "ни при каких условиях нельзя забывать, что женщина - это мать, жена. Не сегодня, так завтра. Так начнем отказ от смертной казни с тех, кто дает нам жизнь"*(51).

К сожалению, далеко не все страны мира разделяют позицию уголовного законодательства России о неприменении смертной казни к женщинам, хотя международные акты дают в этом отношении четкие рекомендации. Так, в статье 6 Международного пакта о гражданских и политических правах, принятого Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 года, говорится, что "смертный приговор... не приводится в исполнение в отношении беременных женщин"*(52). Положения Дополнительных протоколов к Женевским конвенциям 1949 года не допускают применение смертной казни женщин, недавно родивших ребенка. Резолюция 1984/50 Экономического и Социального Совета ООН от 25 мая 1984 года "Меры, гарантирующие защиту прав тех, кто приговорен к смертной казни", также подчеркивает недопустимость приведения в исполнение смертного приговора в отношении беременных женщин или тех, кто недавно стал матерью*(53). Международные акты не расшифровывают понятие "недавно".

Большинство стран мира не применяют смертную казнь к беременным женщинам. В Кувейте, например, смертный приговор беременной женщине автоматически заменяется на пожизненное заключение. В некоторых странах женщина может быть казнена после рождения ребенка (Объединенные Арабские Эмираты, Южная Корея, Турция)*(54), в других - через определенный промежуток времени после родов (в Индонезии - через 40 дней, в Египте и Ливии - через 2 месяца, в Йеменской Арабской Республике - через 2 года). Противоречиво решен этот вопрос в УК Иордании: статья 358 говорит, что смертный приговор приводится в исполнение через 3 месяца после родов, а статья 17 того же УК предусматривает замену беременной женщине смертной казни на пожизненную каторгу. Уголовное законодательство Румынии запрещало казнь матерей, имеющих детей в возрасте до 3 лет, а УК Монголии и Гватемалы вообще запрещали применение смертной казни к женщинам. Сообщения о казнях беременных женщин поступали только из Ирана*(55).

Как видим, большинство стран мира отрицательно относится к смертной казни беременных женщин, но в принципе допускает смертную казнь осужденных, независимо от их пола.

 

Неприменение смертной казни к душевнобольным

 

Уголовное законодательство России безусловно отрицательно решает вопрос о возможности вынесения приговора к смертной казни (как и любого обвинительного приговора вообще) в отношении лица, признанного невменяемым. Об этом говорилось в статье 14 Руководящих начал по уголовному праву РСФСР 1919 года, в статье 17 УК РСФСР 1922 года, в статье 11 УК РСФСР 1926 года, в статье 11 УК РСФСР 1960 года. Аналогичные нормы были предусмотрены во всех проектах Уголовного кодекса Российской Федерации и в принятом УК РФ 1996 г. (ст. 21). Каких-либо особенностей в применении этих норм в отношении смертной казни нет. Вместе с тем, следует различать ситуации, когда лицо совершило преступление в состоянии невменяемости; когда оно заболело душевной болезнь после совершения преступления, но до вынесения приговора и когда оно заболело такой болезнью после вынесения приговора.

Освобождение от уголовной ответственности невменяемого предусмотрено частью 1 статьи 21 УК РФ 1996 г. Здесь никаких особенностей применительно к смертной казни быть не может, так как приговор еще не вынесен, и мера наказания судом не определена. При установлении, что лицо было невменяемым в момент совершения преступления, оно освобождается от уголовной ответственности. При необходимости к такому лицу могут быть применены принудительные меры медицинского характера, связанные с принудительным лечением в психиатрических стационарах общего типа, специализированного типа, специализированного типа с интенсивным наблюдением (статья 99 УК). Последующее выздоровление лица (до вынесения определения суда или после этого) не может привести к рассмотрению дела по существу, и привлечению лица к ответственности, поскольку общественно-опасное действие было совершено невменяемым.

Иначе решается вопрос, если лицо совершило преступление в состоянии вменяемости, но к моменту суда заболело душевным заболеванием, которое лишило его возможности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими. К такому лицу также могут быть применены меры медицинского характера, но в случае выздоровления оно может подлежать наказанию, если не истекли сроки давности или нет других оснований для освобождения лица от уголовной ответственности и наказания (часть 4 ст. 81 УК).

При решении вопроса об уголовной ответственности такого лица следует иметь в виду институт давности привлечения к уголовной ответственности. Если с момента совершения преступления не прошло пятнадцати лет, лицо привлекается к уголовной ответственности на общих основаниях. Суд может назначить ему любую меру наказания, предусмотренную санкцией соответствующей статьи Уголовного кодекса, в том числе и смертную казнь. Вместе с тем при вынесении приговора суд учтет, наряду с другими обстоятельствами дела, и имевший место в прошлом факт заболевания выздоровевшего лица душевной болезнью. При назначении лишения свободы время применения мер принудительного лечения засчитывается в срок наказания.

Если с момента совершения преступления прошло 15 лет, то лицо, как общее правило, не может быть привлечено к уголовной ответственности за особо тяжкое преступление. Закон предусматривает исключение из этого правила для случаев, когда за совершенное преступление может быть назначена смертная казнь. По таким делам вопрос о применении давности решается судом. Если суд найдет возможным применить давность - лицо освобождается от уголовной ответственности. В противном случае, когда суд не найдет возможным применить давность - судопроизводство осуществляется на общих основаниях, но смертная казнь (а также пожизненное лишение свободы) не могут быть применены, и лицу назначается наказание в виде лишения свободы на определенный срок. При этом время принудительного лечения, равно как и время, проведенное под стражей, засчитывается в срок отбывания наказания.

Под другими основаниями освобождения от уголовной ответственности имеются в виду амнистия и помилование.

Наконец, нельзя исключить ситуацию, когда лицо заболевает душевной болезнью, исключающей вменяемость, после вынесения приговора к смертной казни. Вопрос об освобождении от наказания таких лиц регламентируется частью 2 ст. 81 УК. Редакция этой статьи представляется неудачной*(56), ибо там идет речь о болезни, "препятствующей отбыванию наказания". Возможно заболевание, препятствующее отбыванию исправительных работ или обязательных работ, ибо они связаны с трудовой деятельностью, а нетрудоспособный работать не может. Но никакая болезнь не может препятствовать отбыванию (в физическом смысле этого слова) лишения свободы или исполнению смертной казни. Речь должна идти о том, что отбывание наказания препятствует нормальному ходу лечения от болезни, что не одно и тоже. По понятным причинам эта формула не может иметь отношения к смертной казни. Применительно же к душевным заболеваниям следует применять терминологию, которую закон использует в статье 21 УК, освобождая от наказания тех, кто не может осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими. Правовые последствия выздоровления лица регламентируются частью 4 статьи 81 УК: к лицу может быть применено наказание, если не истекли сроки давности или, добавим, нет других оснований для освобождения от наказания.

В данном случае применяется давность исполнения обвинительного приговора (статья 83 УК). Она также для рассматриваемой категории дел составляет 15 лет. При этом вопрос о применении давности к лицу, приговоренному к смертной казни, решается судом. Если суд найдет возможным применить давность - лицо освобождается от наказания, в противном случае смертная казнь заменяется лишением свободы на определенный срок, который по действующему законодательству не может превышать 20 лет. При этом суд обязан зачесть в срок наказания время, проведенное под стражей, и время, в течение которого применялись принудительные меры медицинского характера.

Таким образом даже к лицу, совершившему преступление во вменяемом состоянии, смертная казнь не применяется и после его выздоровления, если оно длительное время после этого болело душевным заболеванием, исключавшим вменяемость.

Закон не регламентирует случаи, когда лицо, заболевшее после вынесения приговора к смертной казни, выздоравливает ранее истечения 15-летнего срока. Исходя из буквы закона, приговор, вынесенный 14,5 лет тому назад, должен автоматически приводиться в исполнение, если к этому времени завершено рассмотрение дела в порядке надзора и отклонено ходатайство о помиловании. Вместе с тем, такое решение вопроса нам представляется чересчур формальным. Думается, что такому лицу следует предоставить право на повторное обращение с ходатайством о помиловании. Вопрос о приведении в исполнение приговора должен быть решен после получения ответа по заявленному ходатайству, ибо за истекшее время могла измениться обстановка, могла уменьшиться и общественная опасность осужденного. С учетом сказанного нам представляется, что лицу, которое было осуждено много лет назад, должен быть предоставлен последний шанс.

В большинстве стран мира законодательство исключает применение смертной казни к душевнобольным. Статья 3 Резолюции 1984/50 Экономического и Социального Совета ООН от 25 мая 1984 года "Меры, гарантирующие защиту прав тех, кто приговорен к смертной казни" прямо указывает, что не должен приводиться в исполнение смертный приговор в отношении "лиц, потерявших рассудок"*(57).

В 1988 году Комитет ООН по предупреждению преступности и контролю над ней рекомендовал Экономическому и Социальному Совету предложить тем государствам-членам ООН, законодательство которых допускает применение смертной казни, не применять ее к лицам, "страдающим умственной отсталостью или обладающим крайне ограниченными умственными способностями как в момент вынесения приговоров, так и в момент приведения их в исполнение"*(58).

К сожалению, не все государства последовательно придерживаются этого принципа. Неодинаково решается интересующий нас вопрос в разных штатах США. В большинстве этих штатов психическое расстройство является основанием для оправдания. В 12 штатах в случае психической болезни выносится вердикт "виновен, но душевнобольной". Такой вердикт практически исключает применение смертной казни. В законодательстве ряда штатов умственное состояние рассматривается как смягчающее вину обстоятельство. Обследование лиц, осужденных к смертной казни в США, показало, что значительная часть их страдает различными психическими расстройствами или заболеваниями.

Обследования ООН показали, что 6 из 93 лиц, казненных в США в 1976-1987 годах, страдали слабоумием. Вместе с тем Верховный Суд США в 1986 году высказался за то, что нельзя казнить умственно неполноценного человека, но критерии этой неполноценности достаточно неопределенны.

11 стран в 1987 г. информировали ООН, что в их законодательстве нет норм, исключающих приведение в исполнение смертного приговора, если лицо заболело после совершения преступления, за которое оно приговорено к смертной казни (Лесото, Кувейт, Марокко, Катар, Сирия, Гайана, Малави, Мадагаскар, Чад, Чехословакия, Руанда). Две страны (Ирак и Иордания) не сочли нужным ответить на данный вопрос*(59).

 

2) Уголовно-правовой принцип

 

В первые годы советской власти не существовало кодифицированного уголовного права, поэтому вопрос о том, за какие преступления можно было применять те или иные меры наказания, даже не стоял.

26 октября 1917 года Декретом II Всероссийского съезда Советов было объявлено об отмене смертной казни. Но уже 21 февраля 1918 года декретом СНК "Социалистическое отечество в опасности" Всероссийской Чрезвычайной Комиссии было разрешено применение расстрела, причем даже без суда и на месте. В этом же декрете был определен круг преступлений, а также лиц, к которым можно было применять это наказание. Расстрел мог быть применен к неприятельским агентам, спекулянтам, погромщикам, хулиганам, контрреволюционным агитаторам, германским шпионам.

Смертные казни возобновились, число их резко возросло, причем применялись они как судами, так и без суда. Вместо законов действовало "революционное правосознание". Активно применяли смертную казнь суды, революционные трибуналы, а также органы внесудебной расправы - всякого рода "тройки" или "пятерки" чрезвычайных комиссий. Их решения даже не подлежали обжалованию.

Постановление Наркомюста РСФСР от 16 июня 1918 года указывало, что революционные трибуналы в выборе мер борьбы с преступлениями не связаны никакими ограничениями. Постановление СНК от 5 сентября 1918 года "О красном терроре" закрепило применение смертной казни в виде расстрела. Это наказание могло быть применено практически за любое деяние, если суд или революционный трибунал или иной орган, творящий "правосудие", придет к выводу, что содеянное представляет собой действие, "опасное для государства трудящихся".

Первый Уголовный кодекс РСФСР (1922 года) предусмотрел применение смертной казни в 38 случаях. Расстрел мог быть назначен за контрреволюционные преступления в 13 случаях (организация вооруженных восстаний, сношение с иностранным государством с целью склонить его к вооруженному вмешательству в дела Республики, участие в контрреволюционнных организациях различного вида, террористический акт, диверсия, шпионаж, активная деятельность против рабочего класса при царском строе, призыв к невыполнению распоряжений органов власти, самовольное возвращение высланного в пределы РСФСР и др.), за преступления против порядка управления - в 6 случаях (массовые беспорядки, бандитизм, уклонение от воинской повинности, агитацию и пропаганду, заключающуюся в призыве к совершению преступлений против порядка управления, фальшивомонетничество, сопротивление власти, сопряженное с убийством или насилием над личностью представителя власти), за должностные преступления - в 5 случаях (злоупотребление властью, вынесение неправосудного приговора, незаконное заключение под стражу, получение взятки и провокация взятки). Смертной казнью могли наказываться и такие хозяйственные преступления как бесхозяйственное использование рабочей силы и бесхозяйственное ведение дел, если они совершены в военное время или связаны с военными действиями, а также неисполнение обязательств по договору. Это наказание могло быть применено и за разбой. Смертная казнь предусматривалась также за 9 воинских преступлений, в большинстве своем совершенных в военное время или в боевой обстановке.

В последующие годы Уголовный кодекс 1922 года был дополнен еще несколькими преступлениями, санкции за которые включали высшую меру наказания (дача взятки и посредничество во взяточничестве, способствование переходу государственной границы, заключение убыточных договоров, хищение государственного имущества в особо крупных размерах).

Как видим, в Уголовном кодексе 1922 года смертная казнь предусматривалась за весьма широкий круг деяний, но за убийство она назначаться не могла.

В рассматриваемые годы был принят еще один акт, заслуживающий упоминания в связи с интересующей нас темой. Декрет ВЦИК от 16 октября 1922 года "О дополнении к Постановлениям "О Государственном политическом управлении" и "Об административной высылке" предоставил "Государственному политическому управлению право внесудебной расправы, вплоть до расстрела, в отношении всех лиц, взятых с поличным на месте преступления при бандитс ких налетах и вооруженных ограблениях (ст. 76, ч. 2 ст. 183 и 184 Уголовного кодекса)". Непонятно, какая нужда была расстреливать на месте уже взятых с поличным преступников. Можно себе представить, сколько злоупотреблений могло быть на основе такого декрета.

Последующие законодательные акты предусмотрели рассматриваемое наказание за еще более широкий круг преступлений.

22 ноября 1926 года был принят новый Уголовный кодекс РСФСР. С учетом государственных и воинских преступлений в нем было предусмотрено 37 санкций, включающих наказание в виде смертной казни. Из этого числа 13 составов преступлений были в главе "Контрреволюционные преступления", 6 - в главе "Преступления против порядка управления", 5 - в главе "Должностные преступления", по одному в главах "Хозяйственные преступления" и "Имущественные преступления" и 11 - в главе "Воинские преступления" (в редакции Положения о воинских преступлениях от 31 октября 1924 года). Но уже спустя полгода принимается новое Положение о воинских преступлениях от 27 июля 1927 года, где число санкций с высшей мерой наказания возрастает до 24. Меняются и главы о контрреволюционных и особо опасных преступлениях против порядка управления, хотя число составов с высшей мерой наказания остается неизменным. В Положении о преступлениях государственных (контрреволюционных и особо для СССР опасных преступлениях против порядка управления) от 25 февраля 1927 года также было 18 санкций, предусматривающих смертную казнь. Таким образом к середине 1927 года в Уголовном кодексе РСФСР насчитывалось 50 составов преступлений, предусматривающих в качестве одной из санкций высшую меру наказания - расстрел.

Определенный перелом в отношении к смертной казни произошел с изданием Постановления ЦИК СССР, принятого на 2 сессии IX созыва 15 октября 1927 года, которая решила исключить из действующих уголовных кодексов союзных республик применение смертной казни по всем делам, кроме дел о преступлениях государственных, воинских и о вооруженном разбое. Таких категорий преступлений оказалось всего 6, что составляло 12% от всех составов, которые могли повлечь применение смертной казни: превышение власти (статья 110), злоупотребление властью (статья 112), постановление неправосудного приговора (статья 114), присвоение или растрата государственного или общественного имущества (статья 116), получение взятки (статья 117), бесхозяйственность и некоторые другие преступления, совершенные при отягчающих обстоятельствах (статья 132).

В последующие годы высшая мера наказания - расстрел - была установлена за уклонение от призыва на военную службу (1930 год), за нарушение трудовой дисциплины на железнодорожном (1931 год) и воздушном (1935 год) транспорте, за хищение грузов на железнодорожном и водном транспорте, а также колхозного и кооперативного имущества (печально известный Закон от 7 августа 1932 года), за хищение оружия (1934 год), за измену Родине (1934 год), за убийство, совершенное военнослужащим (1934 год), за неисполнение приказа военнослужащим и за уклонение от военной службы путем членовредительства или симуляции (1934 год), за самовольную отлучку военнослужащего (1940 год). И хотя во всех этих случаях расстрел применялся "при наличии отягчающих обстоятельств" число составов преступлений, за которые могла быть применена смертная казнь, росло впечатляющими темпами.

После окончания Отечественной войны была предпринята третья попытка отмены смертной казни. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 мая 1947 года "Об отмене смертной казни" отказался от применения этой меры наказания в мирное время, предложив вместо нее назначать лишение свободы на срок в 25 лет. Однако и в это время действовала секретная директива о возможности применения смертной казни специальными судами МГБ по делам о так называемых контрреволюционных преступлениях*(60).

Но и формально действующий запрет был отменен в 1950 году, когда это наказание было разрешено применять к изменникам Родины, шпионам и диверсантам-подрывникам. В 1954 году смертная казнь была введена за умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах.

Уголовный кодекс РСФСР 1960 г. установил смертную казнь в мирное время только за 8 составов преступлений, исчерпывающий перечень которых был дан в статье 23 УК: измена Родине (статья 64), шпионаж (статья 65), террористический акт (статьи 66 и 67), диверсию (статья 68), бандитизм (статья 77), умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах (статья 102 и пункт "в" статьи 240). Кроме того, смертная казнь была предусмотрена еще за 16 воинских преступлений при совершении их в военное время или в боевой обстановке.

Впоследствии перечень преступлений, допускающих применение смертной казни был значительно расширен. Туда были включены такие преступления как действия, дезорганизующие работу ИТУ (статья 77.1), изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг (статья 87), нарушение правил о валютных операциях (статья 88), изнасилование (статья 117), хищение в особо крупных размерах (статья 93.1), получение взятки (статья 173), посягательства на жизнь работника милиции (статья 191.2), посягательство на жизнь военнослужащего, сотрудника органа внутренних дел или иного лица при исполнении ими обязанностей по охране Государственной границы Российской Федерации, а также на жизнь членов их семей (статья 191.5), угон воздушного судна (статья 213.2), терроризм (статья 213.3).

К началу 90-х годов в уголовном законодательстве России насчитывалось более 30 составов преступлений, допускавших применение смертной казни. Примерно с этого времени наметился новый подход к правовой регламентации исключительной меры наказания. Строго говоря, речь шла о том, чтобы привести действующее законодательство в соответствие с судебной практикой, ибо начиная с 1987 года смертная казнь применялась только за тяжкие насильственные преступления, главным образом за умышленные убийства при отягчающих обстоятельствах. В большинстве случаев (в разные годы - от 92,5 до 98,1%) действия виновных квалифицировались по статье 102 УК (умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах), остальные осуждались за бандитизм или за посягательство на жизнь работника милиции. Во всех случаях эти преступления были связаны с убийством, как правило, нескольких лиц. В некоторые годы встречались случаи осуждения к смертной казни по части 4 статьи 117 УК за изнасилование при особо отягчающих обстоятельствах (в среднем - менее одного человека в год). После 1993 года таких случаев не было.

Законом от 5 декабря 1991 года смертная казнь была исключена из санкций таких преступлений как хищения в особо крупном размере, нарушения правил о валютных операциях, взяточничество, а Федеральным законом от 1 июля 1994 года - изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг.

Существенное значение для правовой регламентации применения смертной казни имеет Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 года. В части 2 статьи 20 Основного закона указывается, что смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни.

Закон не дает понятия особо тяжких преступлений против жизни. Не вызывает сомнения, что к их числу должно быть отнесено умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах, поскольку жизнь человека является основным объектом этого преступления. Однако, в УК 1960 г. были и некоторые другие преступления, совершение которых связано с умышленным посягательством на жизнь человека при отягчающих обстоятельствах. К их числу относились: террористический акт (статьи 66 и 67 УК), бандитизм (статья 77), терроризм (статья 213.3), посягательство на жизнь работника милиции или народного дружинника (статья 191.2), посягательство на жизнь военнослужащего, сотрудника органа внутренних дел или иного лица при исполнении ими обязанностей по охране Государственной границы Российской Федерации, а также на жизнь членов их семей (статья 191.5). Жизнь человека может быть объектом и других особо тяжких преступлений, например, угон воздушного судна при отягчающих обстоятельствах (часть 3 статьи 213.2), сопротивление начальнику или принуждение его к нарушению служебных обязанностей, сопряженное с умышленным убийством (пункт "в" статьи 240).

Между тем, в УК РСФСР 1960 г. смертная казнь была предусмотрена за значительно более широкий круг преступлений, таких, например, как измена Родине (статья 64), шпионаж (статья 65), изнасилование при особо отягчающих обстоятельствах (часть 4 статьи 117), целый ряд воинских преступлений (насильственные действия в отношении начальника - статья 242; дезертирство - статья 247; самовольное оставление части в боевой обстановке - статья 248; уклонение от воинской службы путем членовредительства или иным способом - статья 249; умышленное повреждение или уничтожение военного имущества - статья 251; нарушение уставных правил караульной службы - статья 255; нарушение правил несения боевого дежурства - статья 257; злоупотребление властью, превышение или бездействие власти - статья 260; сдача или оставление противнику средств ведения войны - статья 261; оставление погибающего военного корабля - статья 262; добровольная сдача в плен - статья 264; мародерство - статья 266; насилие над населением в районе военных действий - статья 267). Необходимо отметить, что за воинские преступления смертная казнь предусматривалась только в случае их совершения в военное время или в боевой обстановке. Это, однако, не меняет того обстоятельства, что смертная казнь за них применяться не могла, ибо статья 20 Конституции не содержит оговорки о ее действии только в мирное время.

Поэтому следует прийти к выводу, что за перечисленные преступления, не посягающие на жизнь человека, смертная казнь применяться не могла.

Уголовный кодекс РФ 1996 г. пошел еще дальше в сокращении применения смертной казни, сохранив ее лишь за 5 составов преступлений в полном соответствии со ст. 20 Конституции Российской Федерации.

Как показывают имеющиеся данные, в разных странах мира неодинаково подходят к применению смертной казни за совершение различных преступлений. Международный пакт о гражданских и политических правах, одобренный Генеральной Ассамблеей в 1966 году указал в статье 6, что "в странах, которые не отменили смертной казни, смертные приговоры могут выноситься только за самые тяжкие преступления". Эта формула соответствует статье 4 Американской конвенции о правах человека. В Гарантиях защиты прав лиц, приговоренных к смертной казни, принятых Экономическим и социальным Советом ООН в 1984 году, также говорилось, что перечень "самых тяжких преступлений", наказуемых смертной казнью, "не должен выходить за пределы умышленных преступлений со смертельным исходом или иными исключительно тяжкими последствиями"*(61).

Анализ международных актов, касающихся применения смертной казни, позволяет выявить два направления по применению смертной казни - ограничение случаев, в которых она предусматривается в законе, и назначение ее только при совершении самых тяжких из этих преступлений.

Практика судов Российской Федерации отвечает обоим этим направлениям. С принятием новой Конституции рассматриваемое наказание может назначаться только за особо тяжкие преступления против жизни. Фактически - это умышленные убийства при отягчающих обстоятельствах, да и то в самых тяжких случаях.

Иначе дело обстоит в других странах. Хотя определяющей тенденцией развития законодательства о смертной казни является сокращение ее применения, этот путь характерен не для всех стран мира. С 1965 года более 50 стран расширили перечень преступлений, за которые может быть назначена смертная казнь.

22 страны начали применять смертную казнь за преступления, связанные с безопасностью страны (шпионаж, предательство, "контрреволюционная" или революционная деятельность). Среди этих деяний - значительная часть - политические преступления. 13 стран установили рассматриваемую меру наказания за терроризм, в том числе за угон самолетов, если это привело к гибели людей, за убийство заложников (Египет, Индонезия, Кувейт, США, Япония).

В 12 странах введена смертная казнь за половые преступления: в Пакистане, Тунисе, Таиланде и Сомали - за прелюбодеяние, в этих же странах, а также в Египте, Южной Корее, Сомали и Южноафриканской республике*(62) - за изнасилование, в Сирии - за половое надругательство над ребенком, за половую связь между немусульманином и мусульманкой, а Ливия недавно ввела смертную казнь за употребление спиртных напитков*(63).

22 страны установили смертную казнь за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков (Китай, Иран, Малайзия, Сингапур, Бирма, Индонезия, Шри-Ланка, Египет и др.). Заметим, что еще в 1979 году таких стран было только 10.

В некоторых странах была введена смертная казнь за похищение людей (Малайзия), нарушение общественного порядка, включая хулиганство, содержание публичного дома и за тиражирование, показ или продажу порнографии (Китай), управление транспортным средством в нетрезвом состоянии, повлекшее человеческие жертвы (Болгария)*(64).

В 15 странах (Гана, Иран, Нигерия, Южная Корея, Саудовская Аравия, Сомали, Судан и др.) была введена смертная казнь за экономические преступления (коррупция, хищение государственных средств, нападение на сотрудников таможни, вооруженный разбой). В 7 из этих стран исключительная мера наказания могла применяться за хищения в особо крупных размерах и получение взяток.

Уголовный кодекс Китая 1979 года ввел смертную казнь за 15 преступлений. В 1982-1983 годах к ним добавилось еще 14 составов.

Как видим, несмотря на то, что в целом мировое сообщество с пониманием относится к призывам о сокращении применения смертной казни, эта тенденция является не всеобщей. Ряд стран расширяют применение рассматриваемой меры наказания. В большинстве случаев это связывается с ростом преступности в целом или некоторых категорий преступлений.

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 219.