Какие ошибки можно предвидеть в обучении ритмике слова?
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

1. Напряженное произношение безударных слогов /тоже/. Здесь необходимо работать над снятием напряженности в слоге /же/.

 

2. Удлинение заударных слогов /делаал/. Методическая задача при обучении ритмике состоит в следующем: научить различать на слух и воспроизводить два типа слогов ‒ напряженный, длительный ударный и слабый, неясный безударный, а также выработать навык перехода от ударного к безударному слогу. Вся система упражнений должна быть подчинена основной зада-че: развить контраст ударных и безударных слогов. В ритмике учиты-вается количество слогов и место ударения. Необходимо идти от простого к сложному. Начинать работу над постановкой ударения следует с односложных слов, так как показывая односложные слова типа /да, тот, стол/, не надо тянуть, а давать нормальную русскую длительность. Произношение односложных слов можно закрепить в словосочетаниях и односинтагменных предложениях типа: Дай мне ручки. Вот книги.

 

Переход к отработке двух- и трехсложных слов с разным ударе-нием должен начинаться с упражнения на слуховое наблюдение за словоделением и словосоставом. Он ‒ один слог, она ‒ два слога, рана

 

‒ два слога (потому что два гласных). Далее отрабатывается выде-ление ударного слога по длительности и напряженности по отношению к безударным слогам. Для упражнений можно подбирать двусложные, а затем и многосложные слова, различающиеся по ударению.

 

Большую трудность для иностранных учащихся представляет стечение согласных, так как во многих языках нет стечения согласных. Наиболее распространенной ошибкой является вставка гласного ме-жду согласным: (встреча ‒ /фиситреча/). Вставка гласного между со-гласными нарушает ритмику конкретного слова и в некоторых случаях может привести к смешению значений (пароход ‒ проход). Для устра-нения вставки гласного между согласными полезны упражнения на сопоставление слов со стечением и без стечения согласных /дано ‒ дно, город ‒ горд/.

 

Одним из видов упражнений является разучивание ритмических моделей. Какие могут быть модели?

Односложные: он, тут, там.

 

Двусложные с ударением на первом слоге: Тата первый тип и с ударением на втором слоге: таТА ‒ второй тип.

 

Трехсложные слова с разным местом ударения: Татата ком-ната, татаТА ‒ темнота, таТАта ‒ погода.

 

Особое внимание нужно обращать на произношение заударного слога. В таких словах, как папа, мама, нужно устранять излишнюю длительность и напряженность заударного слога. На этом же этапе необходимо иностранных учащихся познакомить с правилами чтения ‒ редукцией гласных безударных слогов. Очень важно, чтобы учащиеся на слух могли определять место ударения, а также сами смогли про-ставить его. Более сложным является обучение ударению при чтении текста. Какие ошибки могут быть при чтении? ‒ Неправильное опре-деление места ударения. Учащиеся должны запоминать место уда-рения, так как в русском языке ударение подвижно даже в рамках од-ного слова. Чтобы облегчить эти трудности, можно наметить группы слов, на которые распространяются правила ударения. Существуют группы слов с постоянным ударением на окончании, на словообразовательном суффиксе, на слоге, предшествующем суффиксу, и т.д. Так, например, в существительных женского рода с окончаниями -ИЯ ударение всегда находиться на слоге перед -ИЯ: аудитория, лаборатория, в существительных среднего рода с оконча-нием -ИЕ: собрание, заседание ударение находится на слоге перед -ИЕ. В существительных мужского рода суффиксы -ИЗМ, -ИСТ, -АНТ, -АНИН и другие всегда ударны: социализм, коммунист. В существи-тельных мужского рода с окончанием -ТЕЛЬ: учитель, преподаватель ударение на слоге перед окончанием -ТЕЛЬ. Неподвижное ударение имеют прилагательные с суффиксом -ИЧЕСК: химический, политиче-ский, с суффиксом -АЛЬН: музыкальный, театральный, в прилага-тельных с суффиксом -ТЕЛЬН ударение всегда на слоге, предшест-вующем этому суффиксу: строительный, внимательный.

 

В русском языке есть группы: существительных, глаголов, где при образовании форм одного и того же слова ударение может переме-щаться с одного слога на другой, с одной морфемы на другую ‒ с ос-новы на окончание, с окончания на основу: стол ‒ столы, дело ‒ дела, город ‒ города, страна ‒ страны, окно ‒ окна, пишу ‒ пишешь, верчу ‒ вертишь, люблю ‒ любишь и т.д. Эта особенность называется под-вижностью русского ударения, а само такое ударение ‒ подвижным. В отличие от подвижного неподвижное ударение имеет место в тех случаях, когда при образовании разных форм одного и того же слова ударение остается на одном и том же месте: буква ‒ буквы ‒ букве, стерегу ‒ стережешь ‒ стерегут, умна ‒ умно ‒ умны.

 

При изучении русской интонации на начальном этапе прежде всего мы должны отметить, что когда мы говорим, то произносим слова не изолированно, отделяя друг от друга интервалами, а объединяя их в группы слов, связанные между собой по смыслу и интонационно ‒ синтагмы. Под термином «синтагма» понимается группа слов (или одно слово), представляющая единое смысловое целое для данного контекста и для данной ситуации, возникающее в процессе речи ‒ мысли и фонетически оформленное. Предложение может представ-лять собой как одну синтагму (односинтагменное предложение), так и несколько (многосинтагменное). Предложение «Я читаю» представ-ляет собой одну синтагму. В предложении «Я читаю, а он слушает» ‒ две синтагмы. Умение членить предложение на синтагмы должно быть выработано у учащихся на ранних этапах изучения русского языка. Каждое предложение произносится с определенным типом интонации (интонационной конструкцией). Овладение основными типами инто-национных конструкций ‒ важная задача обучения фонетике. Ученые давно обнаружили, что неверная интонация гораздо чаще приводит к непониманию, чем неверное, неточное произношение звуков. Изучение русской интонации на начальном этапе предлагает знакомство с основными типами ИК и их употреблением, понятием центра ИК и его местом в предложении.

 

В каждой интонационной конструкции выделяется центр интона-ции ‒ это ударный слог главного по смыслу слова, предударная часть и заударная часть. Ударная часть состоит из одного слога, а предудар-ная и заударная части могут состоять из нескольких слов, из одного слога и т.п. Например: «Сегодня холодно» интонационным центром является ударный слог /хо/ в слове холодно. Предударная часть ‒ се-годня, а заударная часть ‒ лодно.

 

Интонация ‒ это различные соотношения количественных изме-нений тона, тембра, интенсивности, длительности звуков, служащие для выражения смысловых и эмоциональных различий высказываний.

 

В зависимости от изменения движения тона в русском языке выделя-ются семь типов интонационных конструкций. Эти интонационные конструкции служат важнейшим средством различения смысла зву-чащих предложений.

 

На начальном этапе предлагаем дать 5 типов интонационных конструкций, наиболее часто встречающихся в русском языке.

 

ИК‒1 интонация повествовательного предложения: Это дом. Это Андрей (понижение тона в конце последнего слова). Эта интонация называется интонацией точки. Предударная часть произносится на среднем тоне говорящего. В ударной и заударной части происходит понижение тона ниже среднего. Ударный гласный в центре ИК значи-тельно длительнее предударных и послеударных, он произносится протяжно, плавно.

 

Следует запомнить наиболее типичные синтаксические конст-рукции, которые интонируются как ИК-1.

 

1. При ответе на вопрос: ‒ Это книга?

‒ Да, это книга.

2. Для выражения сообщения: ‒ Вот институт. Это аудитория.

 

3. При прямой речи, когда слова автора находятся в предложении перед двоеточием. Преподаватель сказал: «Откройте книги».

 

4. Во всех предложениях, где последующее раскрывает смысл предыдущего: Моя семья небольшая ‒ отец и мать.

 

5. При выражении завершенности в простом повествовательном предложении. Это всегда конец сообщения: Я иду домой. И она идет.

 

ИК‒2 интонация вопросительного предложения с вопросительным словом: ‒ Кто это? ‒ Где Наташа? (Ударный слог вопросительного слова произносится с усилением словарного ударения ‒ это интона-ционный центр предложения). После этого идет резкое понижение тона. Итак, центр ИК‒2 находится на вопросительном слове. Преду-дарная часть произносится на среднем тоне или с незначительным повышением. Ударная часть ‒ с небольшим спокойным повышением тона и усилением словесного ударения. Заударная часть ‒ на уровне тона ниже среднего.

 

ИК‒3 интонация вопросительного предложения без вопроси-тельного слова: Это Наташа? Это журнал? Вопрос здесь выражается только интонацией, а интонационным центром данного типа предло-жений является ударный слог выделенного вопросом слова. Преду-дарная часть произносится на обычном среднем тоне говорящего. Ударная часть произносится с резким повышением тона выше сред-него. Трудность в том, что в пределах одного слога продолжается повышение тона. Заударная часть произносится с понижением тона ниже среднего. Центр ИК‒3 может передвигаться в предложении в зависимости от цели высказывания. Например:

 

Он учится в университете? ‒ (Да, он.)

‒ Он учится в университете? ‒ (Нет, не учится.)

‒ Он учится в университете? ‒ (Нет, в институте.)

 

ИК‒4 это интонация неполного вопросительного предложения с союзом а: ‒ Я слушаю радио. А ты? ‒ Я читаю текст. А Наташа? Три собеседника ‒ всегда удобная ситуация для использования ИК‒4. Предударная часть ИК‒4 произносится на среднем тоне говорящего, ударная часть начинается на точке ниже среднего тона, а затем в пределах слога тон ровно повышается: ‒ А Наташа?

 

ИК‒5 интонация восклицательного предложения с местоимен-ными словами какой, как: Какой красивый дом! Как здесь красиво! Для выделения центра ИК необходимо работать над усилием словесного ударения.

 

В потоке речи происходит смена одного типа ИК другим. Сочета-ние ИК практически не знает предела и регулируется целями выска-зывания и закономерностями употребления типа ИК. В потоке речи возрастают возможности интонации благодаря контрастности соче-тания ИК. Контрастность создается разной длиной синтагм, разными типами ИК, разной степенью выраженности компонентов интонации сочетающихся ИК. Интонационные средства языка многообразно взаимодействуют с синтаксическим строением и лексическим составом высказываний. И в заключение надо сказать, что овладение ИК ‒ важнейшая за-дача обучения фонетики.

Дата: 2019-05-29, просмотров: 220.