Отклонения в произношении русских звуков и способы их устранения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Отклонения при произношении могут быть разными.

 

1. Фонетические ‒ неразличение в русском языке фонем, так как такие фонемы отсутствуют в родном языке учащихся (например, не-различение звуков /в/ и /б/ у испанцев, /е/ и /и/ у арабов, /л/ и /р/ у ки-тайцев).

 

2. Фонетические (артикуляционные) ‒ в родном языке имеется соответствующий звук, но произносится иначе (например, русские /т, д, н, с, з/.

 

3. Отклонения смешанного типа ‒ неразличение фонем и нару-шение артикуляции (произношение звука /и/ вместо /ы/). В русском языке шесть гласных звуков: /а, е, о, у, и, ы/. Артикуляционную базу (систему движений и положений органов речи) гласных составляют движения языка по вертикали и горизонтали. По вертикали различа-ются три степени подъема языка: верхняя ‒ для /и, ы, у/, средняя ‒ для /е, о/ и нижняя для /а/. По горизонтали (по ряду, или месту подъема языка) различаются гласные переднего ряда /и, е/, среднего /ы/ и заднего /у, о/. При образовании звука /а/ язык почти не поднимается к твердому небу, традиционно /а/ считается гласным среднего ряда. Для характеристики гласных важно также наличие или отсутствие губной артикуляции (лабиализации). В русском языке лабиализованных два звука /о, у/.

 

При постановке русских согласных звуков следует обращать внимание на место и способ их образования. В русском языке 36 со-гласных звуков: /б ‒ б'/, /п ‒ п'/, /в ‒ в'/, /ф ‒ ф'/, /д ‒ д'/, /т ‒ т'/, /з ‒ з'/, /с ‒ с'/, /ц/, /ч'/, /ш/, /ж/, /щ/, /г ‒ г'/, /к ‒ к'/, /х ‒ х'/, /й'/, /м ‒ м'/, /л ‒ л'/, /н ‒ н'/, /р

 

‒ р'/. Главным признаком согласных звуков является шум, произво-димый струей выдыхаемого воздуха, когда она проходит через пре-граду, которую образует тот или иной орган речи. Согласные харак-теризуются по месту и способу образования и по дополнительной ар-тикуляции: твердости ‒ мягкости, глухости ‒ звонкости.

 

По месту образования согласные делятся на губные: губно-губные /п – п', б ‒ б', м ‒ м'/ и губно-зубные /в ‒ в', ф ‒ ф'/; язычные: перед-неязычные зубные, которые произносятся с опущенным к нижним зу-бам кончиком языка /д ‒ д', т ‒ т', н ‒ н', л ‒ л', з ‒ з', с ‒ с', ц/; перед-неязычные небно-зубные, которые произносятся с кончиком языка, поднятым к передней части твердого неба или альвеолам: /ш, ж, ч', р ‒ р'/, при котором кончик языка поднят к твердому небу, загнут и дрожит; среднеязычный /й/ и заднеязычные /г ‒ г', к ‒ к', х ‒ х'/.

 

Основное внимание следует уделять положению кончика языка: а) опущен вниз, к нижним зубам ‒ дорсальный тип артикуляции (/т ‒ т', д ‒ д', з ‒ з', с ‒ с', ц/); б) поднят к твердому небу и загнут ‒ какуми-нальный тип артикуляции (/ш, ж, р ‒ р'/); в) поднят и образует смычку с альвеолами ‒ апикальный тип артикуляции (/л ‒ л', н ‒ н', ч/).

По способу образования согласные делятся на: щелевые ‒ /в ‒ в', ф ‒ ф', з ‒ з', с ‒ с', ш, ж, щ, й', х ‒ х'/; смычные (взрывные) /б ‒ б', п ‒ п', д ‒ д', т ‒ т', г ‒ г', к ‒ к'/; смычно-проходные боковые /л ‒ л'/ и носовые /м

‒ м', н ‒ н'/; аффрикаты /ц, ч'/ и дрожащие /р ‒ р'/.

 

По дополнительной артикуляции согласные делятся на твердые и мягкие. Артикуляция твердых согласных сопровождается оттягивани-ем языка назад, мягкие согласные имеют поднятую спинку языка, продвинутый язык вперед-вверх и более высокий тон по акустической характеристике по сравнению с твердыми согласными. Всегда твердые согласные /ж, ш, ц/, всегда мягкие /ч', щ'/, согласный /й/ не является мягким, но воздействует на соседние звуки в потоке речи как мягкий. Остальные составляют 15 коррелирующих по твердости ‒ мягкости /б ‒ б', п ‒ п', м ‒ м', в ‒ в', ф ‒ ф', д ‒ д', т ‒ т', н ‒ н', с ‒ с', з ‒ з', л ‒ л', р ‒ р', ‒ к', г ‒ г', х ‒ х'/.

 

Важным признаком русских согласных является их классификация по признаку глухости ‒ звонкости. Артикуляция звонких согласных со-провождается работой голосовых связок. Это ощутимый момент ар-тикуляции, так как вибрацию голосовых связок можно почувствовать, если положить руку на горло и произносить глухие и звонкие соглас-ные. Глухие согласные произносятся с большим напряжением органов речи. Звонкие согласные: /б ‒ б', в ‒ в', з ‒ з', ж, г ‒ г'/; глухие согласные: /п ‒ п', ф ‒ ф', т ‒ т', с ‒ с', ц, ч', ш, щ, к ‒ к', х ‒ х'/; сонорные согласные: /м

 

‒ м', н ‒ н', л ‒ л', р ‒ р', й/. Глухость ‒ звонкость выявляется в позициях перед гласными, сонорными и /в ‒ в'/, которые определяются как сильные позиции. Слабые позиции по глухости ‒ конец слова и перед глухими, а по звонкости ‒ положение перед шумными звонкими со-гласными, кроме /в ‒ в'/.

 

Работа над согласными звуками обычно начинается с постановки смычных согласных, так как смычка является ощутимым моментом артикуляции. У губных и переднеязычных согласных смычку можно увидеть, у заднеязычных ощутить. Русские смычные согласные про-износятся без взрыва, имплозивно, хотя смычка должна быть жесткой, и воздушная струя, разрывающая смычку, сильная. Русские щелевые звуки более длительные и напряженные, их можно тянуть.

 

Твердость ‒ мягкость согласных в русском языке играет смысло-различительную роль. Управляемыми моментами при артикуляции мягких согласных является продвижение всего тела языка вперед, сосредоточение его в передней и передне-средней части ротовой по-лости, более высокий уровень тона, и-образная окраска. Твердые со-гласные имеют ы-образную окраску. Наиболее благоприятной пози-цией при постановке мягких согласных является позиция между зву-ком-помощником /и/ (иди) и перед гласными (тема, тетя).

Последовательность работы должна быть такой:

 

1) постановка мягких согласных в слоге, слове, словосочетании, предложении;

 

2) закрепление артикуляции в тренировочных упражнениях;

 

3) упражнения на противопоставление твердых и мягких в случае их неразличения в какой-либо позиции (та ‒ тя);

 

4) противопоставление твердых и мягких согласных в сочетании с /й/ (та ‒ тя ‒ тья).

 

При работе над произношением глухих и звонких согласных обращается внимание на степень участия голоса и учитывается сила мускульной напряженности активных и пассивных органов речи. Произношение звонких согласных сопровождается работой голосо-вых связок на всем протяжении артикуляции, русские звонкие со-гласные ‒ полнозвонкие. Типичная ошибка иностранных учащихся ‒ замена на полузвонкие, которые воспринимаются русскими как глу-хие. При постановке глухих согласных важно учитывать их большую напряженность и энергичность. Для звонких согласных благоприят-ной позицией будет положение между гласными и звука-ми-помощниками (сонорные): /ба, аба, баба; нба, мба, лба/. После-довательность работы такая:

1) постановка звука;

2) закрепление артикуляции в тренировочных упражнениях;

 

3) упражнения на противопоставление глухих и звонких в разных словах (соборзабор), а затем в одной (засада, сезон).

 

Техника работы по постановке наиболее трудных звуков Наиболее трудным для всех национальностей является русский

 

гласный звук /ы/. При постановке данного звука необходимо обратить внимание на то, что язык отодвинут назад, средняя часть языка поднята, губы растянуты, расстояние между зубами (ротовой угол) ‒ 0,5 см. Звуки-помощники /к, г, х/ обеспечивают оттянутость языка. Дополнительный прием ‒ тянуть звук /у/ и растягивать губы, а углы губ прижимать к зубам.

 

Среди согласных звуков наибольшую трудность вызывает произ-ношение шипящих и аффрикат. При постановке согласных /ш, ж/ язык оттянут назад, кончик языка поднят вверх и загнут, губы округлены, воздушная струя теплая, сильная, широкая, направлена на небо, го-лосовые связки вибрируют при произнесении /ж/. Звуки-помощники ‒ /о, у/ и /г/. Благоприятная позиция между гласными и в сочетании с /м/, /н/ ‒ /мжа, жма, нжа, жна/.

 

Согласный звук /ш/ имеет такую артикуляцию: язык продвинут вперед, края языка касаются боковых зубов, кончик языка у основания верхних зубов; губы слегка выпячены вперед и округлены, углы губ прижаты к зубам, зубы разомкнуты; воздушная струя широкая, силь-ная, к альвеолам. Если учащийся может произнести русский звук /ш/, то можно при произнесении этого звука опустить кончик языка и язык продвинуть вперед. Если учащийся может правильно произносить мягкий /с'/, то если долго тянуть этот звук, поднимая кончик языка, получим /ш/, причем воздушная струя из холодной и узкой становится теплой и широкой.

 

Мягкая аффриката /ч'/ имеет смычку и щель, язык продвинут вперед, кончик и передняя часть языка прижаты к альвеолам, губы округлены, углы губ напряжены, зубы сжаты. Сильная, теплая воз-душная струя направлена на альвеолы. Звуки-помощники: /и/, соче-тания /т'е, т'и/ и мягкий /т'/ со звуком /ч'/: течь, пить чай.

Согласный /ц/ тоже имеет смычку, но другую. Язык оттянут назад, кончик языка у нижних зубов, передняя часть языка у твердого неба и верхних зубов, зубы сомкнуты. Губы растянуты и слегка раскрыты. Под напором холодной, узкой струи на нижние передние зубы смычка пе-реходит в щель. Звуки-помощники /т, д/ перед /ц/: отцы, молодцы (таким образом удлиняется смычка). Благоприятные позиции в соче-тании с гласными /а, о, у, ы/ в неначальном слоге: /ацы, ацу, ацо/.

 

Наибольшую трудность представляет собой произношение рус-ского согласного /л/. Твердый согласный /л/ имеет следующие ощу-тимые моменты артикуляции: язык отодвинут назад, передняя часть языка поднята, смыкается с верхними и нижними зубами, кончик языка напряженный и узкий, зубы не сомкнуты, губы слегка выдвинуты впе-ред, голосовые связки вибрируют. Если напрягать переднюю часть и его кончик, боковыми частями языка касаться верхних зубов, то это приведет к напряжению и подъему задней части языка. Язык примет форму ложки. Звуки-помощники /о, у; к, г, х/. При мягком /л'/ язык про-двигается вперед, передняя часть языка менее напряжена, средняя часть языка поднята, широкий кончик языка касается верхних зубов, губы растянуты, голосовые связки вибрируют. Звуки-помощники: /и/ и сочетания /ч'и, д'и, т'и/: чили, тили и т.д.

 

Русский звук /р/ тоже вызывает много трудностей. Кончик языка вибрирует у верхних зубов. Наиболее трудные позиции в конце слова и между мягкими согласными. Звуки-помощники /а, о, у/ и согласные /ж, з, т, д/: тра, дра, тро, дро, тру, дру. Для мягкого /р/ звук-помощник /и/: /жр'и, зр'и, ир'и/.

 

Среди заднеязычных наиболее трудным является звук /х/. При артикуляции следует учитывать, что губы округлены, рот раскрыт, язык оттянут назад, голосовые связки не вибрируют, воздушная струя теп-лая. Возможен такой прием: произносить звук /к/, плавно опуская язык усиливая воздушную струю. Или можно произносить гласный /у/, тя-нуть его, напрягая язык и усиливая воздушную струю. Зву-ки-помощники /о,у,к/: /кхо, кху/.

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 270.