Работа над словом связана в первую очередь с усвоением при-роды русского ударения. В русском языке ударение разноместное (может быть на любом слоге слова ‒ комната, дорога, голова), под-вижное (возможен переход с одного слога на другой в разных формах одного слова ‒ дом, дома, дома, домов), смыслоразличительные (за-мок, замок), силовое (ударный слог выделяется большей напряжен-ностью и четкостью артикуляции). Артикуляторная особенность рус-ского ударения заключается в выделении ударного слога по длитель-ности и напряженности. Во вводно-фонетическом курсе изучается ка-чество ударения, редукция гласных, противопоставление ударного слога безударным, а также проводится работа по изучению моделей 1, 2, 3-сложных слов с разным местом ударения (та, mama, mama, mamama, mamama, mamama). Затем усваиваются многосложные слова с ударением на разных слогах. Усвоению ритмической модели слова помогают такие приемы, как простукивание и прохлопывание ритма (преподаватель рукой или карандашом ударяет по столу то сильнее, то тише), ритм можно задавать хлопками в ладоши.
Работая над редукцией, можно опираться на такой ощутимый момент артикуляции, как степень раствора рта. При произношении ударного /а/ раствор рта самый большой (расстояние между верхними
и нижними зубами примерно 3 см), при произнесении редуцирован-ного первой степени /л/ раствор рта значительно меньше (1,5 см), при произнесении редуцированного второй степени /ъ/ ‒ самый малень-кий (0,5 см). Контроль раствора рта можно осуществить с помощью зеркала, причем контролю помогает фиксирование артикуляции.
Нарушения русского ударения могут быть связаны с удлинением ударного гласного при отсутствии напряженности артикуляции, нару-шение количественной редукции ‒ удлинение безударных гласных или изменение качества безударного звука. В этом случае проводится фонетическая зарядка, отрабатывается последовательно изменение гласного в 1, 2-м и других предударных и всех заударных слогах. Особое внимание следует обратить на слитность произношения предлогов и частиц со словами (на столе, о нас, перед домами, не буду, не видел). Отработку норм акцентирования по месту ударения для учащихся разных национальностей необходимо проводить с уче-том родного языка. Необходима отработка ударения в словах «ин-тернациональной» лексики типа транспорт, фундамент, импорт,
космос.
Трудность для произношения представляет стечение согласных: встреча, мгновение. Распространенная ошибка ‒ вставка гласных между согласными, часто между смычными глухими согласными. Сначала отрабатываются труднопроизносимые сочетания звуков в изолированном положении, а затем в упражнениях на сопоставление слов со стечением согласных и без него.
Сложностью для иностранных учащихся является переключение артикуляции с твердых согласных на мягкие (математика, перепи-сывать), с заднеязычных на переднеязычные и наоборот, с аффри-каты /ч'/ на аффрикату /ц/, со щелевых на аффрикаты и мягкие пе-реднеязычные (щ ‒ ч ‒ ть). Это типичная черта артикуляционной базы слова в русском языке, которую необходимо учитывать при отборе лексики для начального этапа обучения.
Возможны ошибки, связанные с позиционным изменением со-гласных: оглушение звонких в конце слова, в середине слова, на стыке слов перед глухими согласными ‒ зуб /зуп/, автобус /афтобус/, в саду /ф саду/ ‒ и озвончение глухих согласных перед звонкими ‒ сделать /зд'елать/ отдых /одых/ просьба /проз'бъ/, кроме /л, р, м, н, в/.
Система упражнений включает работу над следующими трудно-стями:
1) ритмическая организация слов, словосочетаний, коротких предложений;
2) редукция гласных после твердых и мягких согласных;
3) произношение сочетания согласных внутри слова и на стыке предлога и слова или на стыке слов;
4) переключение артикуляции с твердых на мягкие; переднея-зычных на заднеязычные и наоборот, с аффрикаты /ч'/ на аффрикату /ц/, с щелевых на аффрикаты и мягкие переднеязычные /ш ‒ ч' ‒ т'/.
Поставив произношение слова на простейших моделях, мы соз-дадим необходимые предпосылки для обучения интонационному оформлению предложений и текстов.
В заключение можно сказать, что результаты обучения зависят от преподавателя, его профессионального мастерства, владения мето-дами и приемами фонетической работы на уроке, его изобретатель-ности, фантазии, остроумия и, конечно, от его терпения, доброжела-тельности, тактичности по отношению к своим ученикам. Все это в конечном счете обеспечивает успех в работе над специфическим, трудным, но очень важным аспектом практического русского языка ‒ обучением произношению.
Обучение произношению является необходимым условием для формирования навыков и развития умений всех видов речевой дея-тельности на русском языке. Плохое произношение и неправильное ударение затрудняют понимание речи, даже если она построена грамматически правильно. Кроме того, фонетические ошибки отра-жаются и на письме.
Задачей обучения фонетике на начальном этапе является фор-мирование слухопроизносительных навыков на основе приобретения знаний о фонетической системе русского языка и ее отличиях от род-ного языка учащихся. Фонетический материал организуется во ввод-но-фонетический, сопроводительный и корректировочный курс. Со-проводительный курс имеет целью доведения произношения до сте-пени навыков. Корректировочные курсы направлены на закрепление и активизацию произносительных навыков артикуляции звуков, ритмики
и ударения русского слова, а также интонационного оформления вы-сказывания.
Наиболее эффективным методом обучения произношению явля-ется аналитико-имитативный, основанный на сознательном отношении учащихся к усваиваемому материалу. Система фонетических упражнений включает как тренировочные, так и речевые упражнения.
Приемы постановки звуков опираются на открытое и скрытое управление артикуляциями. Работа над русским словом связана с усвоением природы русского ударения, ритмических моделей, слит-ного произношения предлогов со словами, слов в синтагме, переклю-чения артикуляции и позиционных изменений гласных и согласных звуков.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 223.