Подсолнечное масло ''Украина'' предприятия ''МаслоТорг'' является эластичным товаром постоянного спроса. Потребитель болезненно реагирует на малейшее изменение цены. Это связано с постоянным ростом конкурентов. Поэтому для привлечения покупателей маркетинговый отдел предприятия акцентировал внимание не только на качестве выпускаемой продукции, но и на том, чего конкретно хотят потребители подсолнечного масла.
Различия выпускаемой продукции состоит и в цене и во вкусовых качествах. Стали применяться новые методы отчистки и фильтрации масла, что повысило цену, но зато позволило улучшить качество выпускаемой продукции. В ходе проведённых маркетинговых исследований было установлено, что более 85% всех потребителей предпочитают иметь дело с продукцией, упакованной в ПЭТ-бутылки. Предприятие ''МаслоТорг'' выпускает два вида масла: традиционное нерафинированное с запахом и вкусом – для салатов, и рафинированное дезодорированное без запаха и вкуса – для жарки. Вся продукция разливается в усовершенствованные ПЭТ-бутылки ёмкостью 1 л. (см. приложение 1). Что касается производства, то фирма закупила оборудование производства ООО ''Агротех'' (г. Киев), которое позволяет производить холодный отжим, а также горячее прессование, дающее в общем около 5000 кг масла за смену (14 тонн в сутки). Были также освоены новые технологии очистки масла и закуплены новые фильтры (см. приложение 4). По производству ''МаслоТорг'' занимает 3 место в Донецкой области, уступая только концерну ''Чумак'', способному производить до 100 тонн масла в сутки и предприятию ''Олейна'', производящему около 42 тонн масла в сутки.
Оценка конкурентоспособности подсолнечного масла ''Украина'' по отношению к подсолнечным маслам ''Чумак'' и ''Олейна''.
Было опрошено 10 человек по параметрам указанным в нижеприведённой таблице 2.1.
Таблица 2.1 ¾ Опрос потребителей подсолнечных масел ''Олейна'', ''Украина'', ''Чумак'' по их показателям (оценка проводится по 10-бальной системе)
Показатели и Номер анкетируемого | Дизайн упаковки | Качество масла | Имидж компании | Цена | ||||||||
Олейна | Чумак | Украина | Олейна | Чумак | Украина | Олейна | Чумак | Украина | Олейна | Чумак | Украина | |
1 | 9 | 8 | 10 | 9 | 9 | 8 | 10 | 9 | 6 | 7 | 8 | 9 |
2 | 9 | 9 | 10 | 10 | 9 | 8 | 10 | 8 | 7 | 8 | 8 | 8 |
3 | 9 | 9 | 10 | 9 | 8 | 8 | 10 | 9 | 7 | 8 | 9 | 8 |
4 | 8 | 8 | 9 | 9 | 7 | 8 | 9 | 9 | 6 | 7 | 7 | 9 |
5 | 9 | 9 | 10 | 9 | 8 | 9 | 10 | 9 | 7 | 9 | 9 | 8 |
6 | 9 | 9 | 10 | 9 | 9 | 8 | 10 | 8 | 7 | 8 | 8 | 7 |
7 | 9 | 9 | 10 | 9 | 8 | 7 | 10 | 9 | 7 | 6 | 7 | 9 |
8 | 8 | 10 | 10 | 10 | 9 | 7 | 10 | 8 | 7 | 7 | 9 | 9 |
9 | 10 | 9 | 9 | 9 | 9 | 8 | 9 | 7 | 7 | 9 | 8 | 8 |
10 | 9 | 9 | 10 | 8 | 7 | 8 | 10 | 8 | 8 | 8 | 9 | 9 |
Далее для последующего определения конкурентоспособности воспользуемся специальными показателями (экстенсивности, относительности, аддитивности), которые определяются по следующим формулам:
, (1.1)
где - показатель относительности;
- показатель экстенсивности;
- идеальный товар.
, (1.2)
где - показатель аддитивности;
В – показатель качества (см. приложение 3).
, (1.3)
где Wij – количество Ж, Б, Н (см. приложение 3);
Yj – значение показателя;
N – количество опрашиваемых.
Проведя опрос 10 покупателей масла ''Украина'' данные которого находятся в таблице 1.3 (см. приложение 3) мы определим показатели качества, а именно:
Вдизайн – показатель качества для дизайна;
Вкачество – показатель качества для качества масла;
Вцена – показатель качества для цены;
Вимидж – показатель качества для имиджа фирмы.
Ж= 0,5; Б= 0; Н= 1.
Вдизайн = (8*0,5 + 2*0 + 0*1)/10= 0,4;
Вкачество= (1*0,5 + 7*0 + 2*1)/10= 0,25;
Вимидж= (1*0,5 + 8*0 + 1*1)/10= 0,15;
Вцена= (7*0,5 + 3*0 +0*0)/10= 0,35.
Таблица 1.4 – Оценка конкурентоспособности
показатели / Товар | Дизайн упаковки | Качество масла | Имидж компании | Цена | ||||||||
Пэкст | Потн | Пст | Пэкст | Потн | Пст | Пэкст | Потн | Пст | Пэкст | Потн | Пст | |
Чумак | 8,9 | 0,89 | 0,356 | 8,3 | 0,83 | 0,21 | 8,4 | 0,84 | 0,294 | 7,8 | 0,78 | 0,117 |
Олейна | 7,9 | 0,79 | 0,316 | 9,1 | 0,91 | 0,228 | 9,8 | 0,98 | 0,343 | 7,7 | 0,77 | 0,112 |
Украина | 9,8 | 0,98 | 0,392 | 7,9 | 0,79 | 0,198 | 7,6 | 0,76 | 0,266 | 8,4 | 0,84 | 0,126 |
Товар идеал | 10 | 10 | 10 | 10 | ||||||||
В | 0,4 | 0,25 | 0,35 | 0,15 |
Показатели Товар | Итого |
Паддит | |
‘’Чумак’’ | 0,977 |
‘’Олейна’’ | 0,998 |
‘’Украина’’ | 0,982 |
Товар идеал | 1 |
Анализируя полученные данные, можно сделать вывод, что подсолнечное масло ''Украина'' стоит на втором месте по конкурентоспособности после подсолнечного масла ''Олейна'' и превосходит его по следующим параметрам, а именно: по дизайну ПЭТ-бутылки и по цене, а уступает по качеству масла и имиджу фирмы. Исходя из определения ''конкурентоспособность'' следует выделить ту долю и ёмкость рынка, которую занимает подсолнечное масло ''Украина''.
С этой целью были проведены маркетинговые исследования (анкетирования потребителей). Результаты приведены ниже.
Диаграмма 1.1 – Доля рынка, занимаемая подсолнечным маслом ''Украина'' в городе Донецке (гипотетические данные)
Теперь определим ёмкость рынка:
Численность населения – 1382,7 тысяч человек;
Среднее количество человек в семье – 3 человека;
Потенциальный рынок –1382,7 тыс. / 3 = 460,9 тыс. чел
Доступный рынок – 50% потенциального - 230,45 тыс. чел.
Освоенный рынок – 19% – 43,79 тысяч человек * 2 кг = 87,58 тыс. кг в месяц [8, С. 156-159].
Количество потребления подсолнечного масла одним человеком, составляет 2 кг в месяц.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 208.