Первые недели блокады с мучительным голодом, бомбёжками и обстрелами Анна Андреевна Ахматова провела в Ленинграде, величественный образ которого навсегда слился для неё с мыслью о войне как о мировом бедствии. Многие литературные критики впоследствии отмечали, что в ахматовских произведениях 1940-х гг. индивидуально-личная, любовная тематика уступила место патриотической взволнованности и тревоге за судьбу родного края, а сама поэтесса не раз вспоминала, что стихи о войне у неё «шли сплошным потоком, наступая на пятки друг другу, торопясь и задыхаясь».[29] Кроме того, в них развивается мотив родства, отражённый в регулярном употреблении местоимений множественного числа, указывающих на стремление лирической героини соединиться со своим народом. Вместе с проблематикой и поэтикой лирических произведений изменился и их главный участник – город, пронизанный щемящим чувством всенародной боли и скорби.
В этом отношении интересен стихотворный цикл под названием «Ветер войны», который был создан в 1941 году. В него вошли такие шедевры гражданской лирики А.А. Ахматовой, как «Мужество», «Клятва», «Победителям», в каждом из которых провозглашается сила воли, мужество русского народа, вера в его предстоящую победу над врагом. Характерной особенностью цикла стало удивительное совмещение в нём двух взаимосвязанных начал: чуткого внимания к деталям военных событий, а также невыразимого ощущения вечности, выходящего за границы земной жизни. Все эти небольшие, омытые авторскими слезами, стихотворения, посвящённые городу-герою Ленинграду, стали выражением сострадания поэтессы, которая, несмотря на огненное кольцо блокады и бесчисленное множество смертей, вселяла в жителей веру в грядущую победу русского народа. Так, в стихотворении «Птицы смерти в зените стоят…»[30], которое было написано в сентябре 1941 г., отражается человеческий хаос, царивший в осаждённом городе в первые дни блокады. Лирическая героиня недоумевает, почему это событие началось так внезапно и задаёт себе риторический вопрос: «Кто идет выручать Ленинград?». С помощью олицетворения А.А. Ахматова оживляет город, ставший единым большим организмом, который слышит, как «на влажном балтийском дне сыновья его стонут во сне», «как из недр его вопли: «Хлеба!» // До седьмого доходят неба... // Но безжалостна эта твердь». И теперь в этом мрачном городе уже не найти прежнего спокойствия и грандиозности, ведь повсюду выступает метафорический образ равнодушной смерти, которая стоит «на часах», глядит «из всех окон», пронизывая страхом человеческий мир.
Эта же тема продолжается в стихотворении «Первый дальнобойный в Ленинграде»[31], где появляется образ пёстрой людской суеты, которую невозможно сравнить с городским или сельским шумом. Этот необычный звук А.А. Ахматова с помощью аллегорического сравнения сопоставляет с сухим пеклом, которое расширяется и растёт с каждым днём, принося гибель в людские дома. «Смятенный слух» лирической героини не может поверить в свершившуюся трагедию, поэтому она невольно ассоциирует её с той прошлой эпохой, когда в природе царила светлая гармония, передаваемая такими эпитетами, как «высокие свежие облака», «весёлые ливни», «вожделение лугов». Но прошло время, и теперь мы наблюдаем её душевное отчаяние в этом изменившемся городе, где «первый дальнобойный» грозит гибелью жителям.
В эти трудные годы наряду с вышеуказанным циклом А.А. Ахматова создаёт несколько произведений более крупного плана, среди которых и поэма «Реквием».[32] В ней поэтесса пытается осмыслить всю историческую громаду революционного времени с определённых философских позиций, а также вновь возвращается к событиям 1930-х годов. Замысел создать лирический цикл о годах «ежовщины» возник у А.А. Ахматовой ещё в 1934 году, когда она стояла в тюремных очередях, добиваясь встречи с сыном. Исследуемое произведение затрагивает темы памяти, родины, материнского сострадания, народного горя и напоминает собой эпитафию всем тем, кто был несправедливо убит, замучен, уничтожен в годы беспощадного сталинского режима. Неслучайно здесь появляются и библейские мотивы, придающие поэме характер поминальной молитвы и свидетельствующие о её архиважной проблематике. Образ города в «Реквиеме» перекликается с особенностями его изображения в ахматовской лирике военных лет, где Ленинград соединяет в себе два противоречивых начала: смерть как разрушение моральных ценностей человека и возрождение, переход на новый уровень духовного развития. Используемая автором развёрнутая метафора «И ненужным привеском болтался/ Возле тюрем своих Ленинград» вызывает перед глазами образ окаменевшей, «одичалой» столицы, города-призрака с его зловещими «Крестами», «каторжными норами» и «тюремными затворами», где «солнце ниже, а Нева туманней». Образ белых ночей здесь лишается той одухотворённой символики, которая была характерна для ранней лирики, метафорически сравнивается с «ястребиным жарким оком», приносящим смерть. В этом городе, где, «обезумев от муки, шли уже осуждённых полки», лирическая героиня вспоминает как на рассвете уводили её сына, обращая наше внимание на такие детали, как стук «постылой двери», «громыхание чёрных марусь», дикий вой старухи-матери, что помогает воссоздать ту страшную, мучительную картину расставания родных людей и понять внутреннее состояние её страдающей души.
Подводя итог, отмечу, что в образе Ленинграда как в лирике военных лет, так и в поэме «Реквием» А.А. Ахматова художественно воссоздаёт переход сознания людей от смерти к воскресению, от людской суматохи к монолитной исторической памяти, от замкнутого пространства к внутренней свободе человека, от всенародного горя к личной беде.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
На основании вышеизложенных тезисов следует отметить, что образ Петербурга в творчестве А.А. Ахматовой является достаточно неоднозначным. Если в ранней лирике он осмысливается как символ петровской эпохи, творческая колыбель и источник вдохновения, передающий необъяснимое ощущение возвышенной одухотворённости и грандиозности, то в более поздних произведениях перед нами возникает город с трагической судьбой, некий рубеж, разделяющий мирную жизнь и военные потрясения. Такое единство горя и величия, существования на краю бездны и истинной славы рождает в нашем сознании противоречивые чувства, позволяя проследить, как менялось мироощущение самой поэтессы на протяжении исследуемого периода.
В ходе данной работы я пришла к выводу, что особую роль в специфике изображения Петербурга играет пейзаж. Так, в лирических произведениях 1910-1917 гг. мы наблюдаем величественный архитектурный облик города с присущей ему строгостью и загадочностью. Здесь воплощаются детские воспоминания поэтессы о пребывании в Царском селе, а также о том дореволюционном Петербурге, в котором существовали мрачные сады и темноводная Нева, сияющие белые ночи и месяц, воскресающий над Летним садом, царскосельские голубые пруды и золотистые пушкинские аллеи. Часто трагическая, неразделённая любовь лирической героини немыслима без участия города, который словно вместе с ней проживает все эти события, ощущает живое биение её сердца и помогает справиться с душевными переживаниями. С помощью многочисленных олицетворений, метафор, эпитетов и художественных деталей, используемых А.А. Ахматовой для создания городского пейзажа, мы можем понять внутреннее состояние лирической героини, погрузиться в целостную сущность её женской души, исследовать, что послужило источником любовных мук и почему время человеческой жизни сливается с вечностью.
Если же рассматривать произведения, написанные в период Октябрьской революции 1917 г., то можно заметить, как изменился не только облик города, но и мироощущение самой поэтессы, которая была свидетельницей всех этих событий. Петербургский пейзаж наполнен предчувствием революционной атмосферы, где людям жилось торжественно и трудно, а природа приобретала ещё более мрачные, серые и бледно-жёлтые тона. Лирическая героиня при этом предчувствует надвигающуюся на Россию беду, видит метафорические образы чёрной гибели, безысходной тоски, кровавых туч, нависших над городом, ощущает свою сопричастность к происходящему. Северная столица становится олицетворением «одичалой» смерти, которая сквозь чёрные трубы и затерянные улицы уничтожает людские жизни. И теперь вместо прежнего величественного сияния белых ночей, светлых пейзажей появляются очертания кровавого круга, грозного ветра и «шальных пуль», от которых человеку никуда нельзя скрыться.
Что касается военной лирики А.А. Ахматовой, то здесь отчетливо слышится отречение лирической героини от личных переживаний, стремление соединить свою судьбу с всеобщей трагедией. Героическому пафосу многих стихотворений этого периода соответствует образ смертоносной войны на фоне города-мученика. В поэме «Реквием»[33] Ленинград буквально пронизан приближением смерти, когда «безвинная Русь корчилась» под кровавыми сапогами, а белые ночи стали олицетворением светлой кончины. В отличие от ранних произведений городской пейзаж напоминает здесь картины ада из «Божественной комедии» Данте, где улыбается «только мёртвый, спокойствию рад», а умиротворённую тишину постоянно нарушают дисгармоничные и тревожные звуки: шаги людей, «мёртвых бездыханней», мучительный скрежет зубов, плач детей в тёмной горнице и вой одинокой старухи. Впечатляет нас и мотив окаменения столицы, которая становится невольным памятником произошедшей трагедии в рамках этого бесправного и жестокого времени.
Стоит также отметить перспективы развития исследуемой темы, заключающиеся в более подробном рассмотрении петербургского пространства в лирике А.А. Ахматовой. Думается, что в дальнейшем необходимо проследить, как в структуру изучаемого текста встраивается специфика изображения города Ф.М. Достоевским, А.С. Пушкиным, А.А. Блоком. Преемственность литературных традиций, на мой взгляд, заключается в топографической точности пейзажных описаний, в стремлении к историзму и строгой законченности мыслей, а также в изображении напряженных психологических состояний человека на фоне природы. Также предполагается, что малоизученным аспектом данной темы являются особенности организации художественного пространства ахматовской лирики, касающиеся изображения Петербурга, а именно: черты поэтического языка, включающие синтаксис и орфографию автора, специфика оформления строф, размещения эпиграфов и посвящений, что составляет безусловную структурообразующую, художественную значимость исследуемых произведений.
Особенно важно обратить на эти аспекты внимание старшеклассников, поскольку в рамках школьной программы им будет необходимо усвоить специфику воплощения петербургской темы в творчестве писателей XX века. На основе материала данной курсовой работы учащимся предоставляется возможность изучить социокультурные истоки ахматовской лирики в рамках поэзии Серебряного века, выявить её сквозные мотивы, сформулировать тему и идею исследуемых сборников, а затем проанализировать последовательное изменение характера лирической героини на фоне изображаемого пейзажа. Планируется, что проведённое мной исследование поможет педагогам-филологам в развитии особых личностных качеств детей, в формировании их эстетической чуткости, духовности и нравственности, а также высокой моральной и гражданско-патриотической позиции.
БИБЛИОГРАФИЯ
Дата: 2019-05-29, просмотров: 206.