Глава 1. Значение Петербурга в лирике А.А. Ахматовой
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Содержание работы

Введение. 3

Глава 1.Значение Петербурга в лирике А.Ахматовой. 8

1.1.  Роль города в жизни и творчестве русской поэтессы.. 8

1.2. Образ Петербурга в судьбе лирической героини А.Ахматовой. 11

Глава 2.Специфика изображения города. 13

2.1. Петербург в стихотворениях 1910-1917 гг. 13

2.2. Петроград революционной эпохи в сборнике «Anno Domini» 17

2.3. Образ Ленинграда в лирике военных лет и в поэме «Реквием». 20

Заключение. 23

Библиография. 26

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

Поэзия Анны Андреевны Ахматовой является неотъемлемой частью как русской, так и мировой литературы, поскольку в ней с величайшей психологической точностью и глубиной были отражены особые движения женской души, драматическая напряжённость чувств и неизменная любовь к родному краю. Её творчество представляет собой синтез глубокой чувственности и тонкого мироощущения, глобальных философских мыслей и эмоциональной выразительности, предельной словесной точности и ассоциативной недосказанности.

Особое внимание следует уделить патриотическим мотивам в лирике поэтессы, поскольку её жизнь была неразрывно связана с определённой исторической эпохой, временем глобальных катастроф и социальных потрясений, кровавых революций и жестоких войн. В эти трудные годы Анна Андреевна не мыслила своей жизни без родины, без этого грешного края, который стал неповторимой частицей её души и творчества. Впоследствии она не раз признавалась, что остро ощущала те особые исторические ритмы, которые звучали в России в ту пору: «Я не переставала писать стихи. Для меня в них - связь моя с временем, с новой жизнью моего народа. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных».[1] И на фоне всех этих происшествий в лирике А.А. Ахматовой выступает необыкновенно красивый, величественный Петербург. Этот город стал для неё не просто фоном или второстепенным персонажем, а реальным, целостным образом, с которым связаны все самые яркие переживания и жизненные впечатления поэтессы.

Выбрав данную тему, я решила проследить, как менялся образ Санкт-Петербурга в творчестве А.А. Ахматовой в разные исторические периоды, поскольку судьба этого города с его бесконечными улицами и дворами, гармоничным пейзажем и таинственными людьми красной нитью проходит не только сквозь жизнь поэтессы, но и через многие её стихотворные циклы, лирические произведения, помогая раскрыть ключевые смыслы индивидуально-авторских душевных переживаний.

До Октябрьской революции 1917 года А.А. Ахматова публикует сборники «Белая стая» (1909-1912 гг.), «Вечер» (1912г.) и «Чётки» (1914г.), открывающие нам мрачный город мостов, площадей, набережных и дворцов, завораживающих своей загадочностью и суровостью. Это и Петербург Пушкина, сочетающий в себе античную красоту, царственный облик, а значит и традиции «золотого века» русской классической литературы. В 1921-1922 гг. выходит сборник стихотворений «Anno Domini», где главным предметом художественного осмысления, поэтических раздумий автора стала судьба революционного города, представленного нам как одичалая столица, овеянная страхом смерти. Отдельного внимания заслуживает поэма «Реквием», над которой поэтесса работала в 1938—1940 годах. Полностью текст произведения был опубликован лишь в 1987 году,  а сам Ленинград в нём представлял собой окаменевший город тюрем, где человек чувствует себя угнетённым, несвободным.

Выбранная мной тема была освещена многими российскими литературоведами и критиками, мнение которых я старалась учитывать в данной работе. Следует отметить, что образ Санкт-Петербурга в лирике А.А. Ахматовой стал подвергаться активному исследованию только в конце 70-х годов XX века. Так, известный советский лингвист и литературовед, доктор филологических наук Виктор Максимович Жирмунский утверждал, что в творчестве поэтессы есть как вечные, так и  индивидуальные черты, не укладывающиеся во временные и исторические рамки поэзии XX века. Кроме того, он отмечал в её произведениях «нечто сходное по впечатлению с прозрачными и живописными гармониями Дебюсси»[2], с особыми неразрешёнными диссонансами и частыми переменами ритма, которые так гармонируют с эмоциональным состоянием самой Анны Андреевны, что, в свою очередь, производит впечатление изящной и остроумной беседы, интимного разговора двух близких людей. Также критик особо отмечал роль петербургской темы в лирике А.А. Ахматовой, подчёркивая значимость этого образа-символа в её творчестве: «Петербург показан реалистически, но вместе с тем монументально, в классической пушкинской манере, в которой личные воспоминания сплетаются с национальной историей» (с.56).Таким образом, для В.М. Жирмунского было важно отметить связь акмеистических мотивов ахматовской лирики и пушкинских традиций монументального слога, что указывало на преемственность литературных эпох.

Особое внимание следует также уделить работе советского писателя Александра Николаевича Степанова, который в своей критической статье «Петербург Ахматовой» разбирает аспекты звучания петербургской темы в лирике Анны Андреевны, дающие ей «готовые роли для лирического самовыражения».[3]  Город у неё имеет ту особую «экзистенциальную природу» (с.44), которая скрывает подлинную индивидуальность души, выступая то в апокалипсическом видении с чёрными трубами и холодным ветром, то в спокойной гармонии на пороге вечной красоты и блаженства. Кроме того, по мнению А.Н. Степанова, поэтесса изображает Петербург в трёх ипостасях, сосуществующих в противоречивом единстве: «алтарь любви, подтачивающая его река забвенья и уготованный всем и каждому ад» (с.46). При этом все перечисленные элементы стремятся соединиться в сознании человека как единственно истинный облик города, словно стоящий на пороге двойного бытия. Таким образом, писатель считает, что во всех созданных А.А. Ахматовой образах Петербург выступает источником возвышенно-трагического восприятия жизни, то есть как бы на границе блаженства и гибели, памяти и забвения, что,  несомненно, оказывает влияние на духовный облик читателей.

На современном этапе в сферу изучения специфики петербургской темы в творчестве А.А. Ахматовой вовлекаются новые аспекты поэтики, помогающие раскрыть значимость данного образа-символа, а также предпринимаются попытки систематического описания уникального художественного мира поэтессы как некого целостного объекта.

Так, российский литературовед, главный научный сотрудник Института русской литературы Российской академии наук Алексей Ильич Павловский отводит Санкт-Петербургу определяющее место в жизни и творчестве А.А. Ахматовой. Учёный утверждает, что город стал для поэтессы «подлинной духовной родиной, символом славы и беды»[4], отмечает кровное родство между ахматовским текстом и Петербургом, проявившееся в сочетании нежности и твёрдости, воздушного мерцания и каменной материальности. Неслучайно современники А.А. Ахматовой называли её «классической петербуржанкой»[5], судьба и творчество которой неотделимы от Летнего сада, Марсова поля, берегов Невы и белых ночей, воспетых ещё русскими классиками. Таким образом, в лирике А.А. Ахматовой, по мнению А.И. Павловского, «сливались, зеркально перемежаясь и таинственно пропадая друг в друге ясность и каменная бесформенность, стройность пропорций и туманная размытость, ирреальность и психологическая, бытовая достоверность города» (с. 40), что определяло специфику её произведений.

Учитывая данные точки зрения на исследуемую тему, я постараюсь выявить и обосновать собственную позицию, касающуюся особенностей художественной манеры и специфики изображения Петербурга-Петрограда-Ленинграда в творчестве А.А. Ахматовой, а также определить взаимосвязь между городским пейзажем и его отражением в лирике исследуемого автора.

Актуальность выбранной темы состоит в том, что творчество А.А. Ахматовой не утратило своей значимости и в среде исследователей XXI века. Её лирические произведения продолжают воспитывать в людях патриотическое отношение к родному краю, затрагивая трагическую историю России от Октябрьской революции 1917 г. и до Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., а также раскрывают сложные эмоционально-психологические состояния человека в различных жизненных ситуациях.

Цель моего исследования – изучить образ Санкт-Петербурга в поэзии А.А. Ахматовой и выявить основную закономерность развития городской темы в ранней и поздней лирике автора. В соответствии с данной целью реализуются следующие задачи:

1. Определить роль города в судьбе поэтессы и её лирической героини;

2. Рассмотреть специфику раскрытия образа Петербурга на протяжении определённых исторических периодов в лирике А.А. Ахматовой;

3. Проанализировать особенности индивидуально-авторской картины мира поэтессы на материале её произведений, связанных с образом города.

Практическая значимость исследования определяется тем, что материал курсовой работы может быть использован на школьных уроках в 11 классе, посвящённых творчеству писателей Серебряного века, на факультативах, семинарах или спецкурсах по истории русской литературы. При этом следует отметить, что старшеклассники, изучая известные произведения ахматовской лирики, приобретают навыки мыслительной деятельности, философского осмысления мира, развивают свой творческий потенциал в духе общечеловеческих ценностей, способность сопереживать другим людям и уважительно относиться к истории родного края, к великому русскому слову, учатся понимать сокровенные движения человеческой души. Кроме того, поэзия А.А. Ахматовой может быть использована педагогами-филологами в качестве дополнительного компонента при гражданско-патриотическом, эстетическом или нравственном воспитании школьников.

Структура работы: работа состоит из Введения, двух глав, Заключения и Библиографии, включающей в себя 26 названий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

На основании вышеизложенных тезисов следует отметить, что образ Петербурга в творчестве А.А. Ахматовой является достаточно неоднозначным. Если в ранней лирике он осмысливается как символ петровской эпохи, творческая колыбель и источник вдохновения, передающий необъяснимое ощущение возвышенной одухотворённости и грандиозности, то в более поздних произведениях перед нами возникает город с трагической судьбой, некий рубеж, разделяющий мирную жизнь и военные потрясения. Такое единство горя и величия, существования на краю бездны и истинной славы рождает в нашем сознании противоречивые чувства, позволяя проследить, как менялось мироощущение самой поэтессы на протяжении исследуемого периода.

В ходе данной работы я пришла к выводу, что особую роль в специфике изображения Петербурга играет пейзаж. Так, в лирических произведениях 1910-1917 гг. мы наблюдаем величественный архитектурный облик города с присущей ему строгостью и загадочностью. Здесь воплощаются детские воспоминания поэтессы о пребывании в Царском селе, а также о том дореволюционном Петербурге, в котором существовали мрачные сады и темноводная Нева, сияющие белые ночи и месяц, воскресающий над Летним садом, царскосельские голубые пруды и золотистые пушкинские аллеи. Часто трагическая, неразделённая любовь лирической героини немыслима без участия города, который словно вместе с ней проживает все эти события, ощущает живое биение её сердца и помогает справиться с душевными переживаниями. С помощью многочисленных олицетворений, метафор, эпитетов и художественных деталей, используемых А.А. Ахматовой для создания городского пейзажа, мы можем понять внутреннее состояние лирической героини, погрузиться в целостную сущность её женской души, исследовать, что послужило источником любовных мук и почему время человеческой жизни сливается с вечностью.

Если же рассматривать произведения, написанные в период Октябрьской революции 1917 г., то можно заметить, как изменился не только облик города, но и мироощущение самой поэтессы, которая была свидетельницей всех этих событий. Петербургский пейзаж наполнен предчувствием революционной атмосферы, где людям жилось торжественно и трудно, а природа приобретала ещё более мрачные, серые и бледно-жёлтые тона. Лирическая героиня при этом предчувствует надвигающуюся на Россию беду, видит метафорические образы чёрной гибели, безысходной тоски, кровавых туч, нависших над городом, ощущает свою сопричастность к происходящему. Северная столица становится олицетворением «одичалой» смерти, которая сквозь чёрные трубы и затерянные улицы уничтожает людские жизни. И теперь вместо прежнего величественного сияния белых ночей, светлых пейзажей появляются очертания кровавого круга, грозного ветра и «шальных пуль», от которых человеку никуда нельзя скрыться.

Что касается военной лирики А.А. Ахматовой, то здесь отчетливо слышится отречение лирической героини от личных переживаний, стремление соединить свою судьбу с всеобщей трагедией. Героическому пафосу многих стихотворений этого периода соответствует образ смертоносной войны на фоне города-мученика. В поэме «Реквием»[33] Ленинград буквально пронизан приближением смерти, когда «безвинная Русь корчилась» под кровавыми сапогами, а белые ночи стали олицетворением светлой кончины. В отличие от ранних произведений городской пейзаж напоминает здесь картины ада из «Божественной комедии» Данте, где улыбается «только мёртвый, спокойствию рад», а умиротворённую тишину постоянно нарушают дисгармоничные и тревожные звуки: шаги людей, «мёртвых бездыханней», мучительный скрежет зубов, плач детей в тёмной горнице и вой одинокой старухи. Впечатляет нас и мотив окаменения столицы, которая становится невольным памятником произошедшей трагедии в рамках этого бесправного и жестокого времени.

Стоит также отметить перспективы развития исследуемой темы, заключающиеся в более подробном рассмотрении петербургского пространства в лирике А.А. Ахматовой. Думается, что в дальнейшем необходимо проследить, как в структуру изучаемого текста встраивается специфика изображения города Ф.М. Достоевским, А.С. Пушкиным, А.А. Блоком. Преемственность литературных традиций, на мой взгляд, заключается в топографической точности пейзажных описаний, в стремлении к историзму и строгой законченности мыслей, а также в изображении напряженных психологических состояний человека на фоне природы. Также предполагается, что малоизученным аспектом данной темы являются особенности организации художественного пространства ахматовской лирики, касающиеся изображения Петербурга, а именно: черты поэтического языка, включающие синтаксис и орфографию автора, специфика оформления строф, размещения эпиграфов и посвящений, что составляет безусловную структурообразующую, художественную значимость исследуемых произведений.

Особенно важно обратить на эти аспекты внимание старшеклассников, поскольку в рамках школьной программы им будет необходимо усвоить специфику воплощения петербургской темы в творчестве писателей XX века. На основе материала данной курсовой работы учащимся предоставляется возможность изучить социокультурные истоки ахматовской лирики в рамках поэзии Серебряного века, выявить её сквозные мотивы, сформулировать тему и идею исследуемых сборников, а затем проанализировать последовательное изменение характера лирической героини на фоне изображаемого пейзажа. Планируется, что проведённое мной исследование поможет педагогам-филологам в развитии особых личностных качеств детей, в формировании их эстетической чуткости, духовности и нравственности, а также высокой моральной и гражданско-патриотической позиции.

БИБЛИОГРАФИЯ

Содержание работы

Введение. 3

Глава 1.Значение Петербурга в лирике А.Ахматовой. 8

1.1.  Роль города в жизни и творчестве русской поэтессы.. 8

1.2. Образ Петербурга в судьбе лирической героини А.Ахматовой. 11

Глава 2.Специфика изображения города. 13

2.1. Петербург в стихотворениях 1910-1917 гг. 13

2.2. Петроград революционной эпохи в сборнике «Anno Domini» 17

2.3. Образ Ленинграда в лирике военных лет и в поэме «Реквием». 20

Заключение. 23

Библиография. 26

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

Поэзия Анны Андреевны Ахматовой является неотъемлемой частью как русской, так и мировой литературы, поскольку в ней с величайшей психологической точностью и глубиной были отражены особые движения женской души, драматическая напряжённость чувств и неизменная любовь к родному краю. Её творчество представляет собой синтез глубокой чувственности и тонкого мироощущения, глобальных философских мыслей и эмоциональной выразительности, предельной словесной точности и ассоциативной недосказанности.

Особое внимание следует уделить патриотическим мотивам в лирике поэтессы, поскольку её жизнь была неразрывно связана с определённой исторической эпохой, временем глобальных катастроф и социальных потрясений, кровавых революций и жестоких войн. В эти трудные годы Анна Андреевна не мыслила своей жизни без родины, без этого грешного края, который стал неповторимой частицей её души и творчества. Впоследствии она не раз признавалась, что остро ощущала те особые исторические ритмы, которые звучали в России в ту пору: «Я не переставала писать стихи. Для меня в них - связь моя с временем, с новой жизнью моего народа. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных».[1] И на фоне всех этих происшествий в лирике А.А. Ахматовой выступает необыкновенно красивый, величественный Петербург. Этот город стал для неё не просто фоном или второстепенным персонажем, а реальным, целостным образом, с которым связаны все самые яркие переживания и жизненные впечатления поэтессы.

Выбрав данную тему, я решила проследить, как менялся образ Санкт-Петербурга в творчестве А.А. Ахматовой в разные исторические периоды, поскольку судьба этого города с его бесконечными улицами и дворами, гармоничным пейзажем и таинственными людьми красной нитью проходит не только сквозь жизнь поэтессы, но и через многие её стихотворные циклы, лирические произведения, помогая раскрыть ключевые смыслы индивидуально-авторских душевных переживаний.

До Октябрьской революции 1917 года А.А. Ахматова публикует сборники «Белая стая» (1909-1912 гг.), «Вечер» (1912г.) и «Чётки» (1914г.), открывающие нам мрачный город мостов, площадей, набережных и дворцов, завораживающих своей загадочностью и суровостью. Это и Петербург Пушкина, сочетающий в себе античную красоту, царственный облик, а значит и традиции «золотого века» русской классической литературы. В 1921-1922 гг. выходит сборник стихотворений «Anno Domini», где главным предметом художественного осмысления, поэтических раздумий автора стала судьба революционного города, представленного нам как одичалая столица, овеянная страхом смерти. Отдельного внимания заслуживает поэма «Реквием», над которой поэтесса работала в 1938—1940 годах. Полностью текст произведения был опубликован лишь в 1987 году,  а сам Ленинград в нём представлял собой окаменевший город тюрем, где человек чувствует себя угнетённым, несвободным.

Выбранная мной тема была освещена многими российскими литературоведами и критиками, мнение которых я старалась учитывать в данной работе. Следует отметить, что образ Санкт-Петербурга в лирике А.А. Ахматовой стал подвергаться активному исследованию только в конце 70-х годов XX века. Так, известный советский лингвист и литературовед, доктор филологических наук Виктор Максимович Жирмунский утверждал, что в творчестве поэтессы есть как вечные, так и  индивидуальные черты, не укладывающиеся во временные и исторические рамки поэзии XX века. Кроме того, он отмечал в её произведениях «нечто сходное по впечатлению с прозрачными и живописными гармониями Дебюсси»[2], с особыми неразрешёнными диссонансами и частыми переменами ритма, которые так гармонируют с эмоциональным состоянием самой Анны Андреевны, что, в свою очередь, производит впечатление изящной и остроумной беседы, интимного разговора двух близких людей. Также критик особо отмечал роль петербургской темы в лирике А.А. Ахматовой, подчёркивая значимость этого образа-символа в её творчестве: «Петербург показан реалистически, но вместе с тем монументально, в классической пушкинской манере, в которой личные воспоминания сплетаются с национальной историей» (с.56).Таким образом, для В.М. Жирмунского было важно отметить связь акмеистических мотивов ахматовской лирики и пушкинских традиций монументального слога, что указывало на преемственность литературных эпох.

Особое внимание следует также уделить работе советского писателя Александра Николаевича Степанова, который в своей критической статье «Петербург Ахматовой» разбирает аспекты звучания петербургской темы в лирике Анны Андреевны, дающие ей «готовые роли для лирического самовыражения».[3]  Город у неё имеет ту особую «экзистенциальную природу» (с.44), которая скрывает подлинную индивидуальность души, выступая то в апокалипсическом видении с чёрными трубами и холодным ветром, то в спокойной гармонии на пороге вечной красоты и блаженства. Кроме того, по мнению А.Н. Степанова, поэтесса изображает Петербург в трёх ипостасях, сосуществующих в противоречивом единстве: «алтарь любви, подтачивающая его река забвенья и уготованный всем и каждому ад» (с.46). При этом все перечисленные элементы стремятся соединиться в сознании человека как единственно истинный облик города, словно стоящий на пороге двойного бытия. Таким образом, писатель считает, что во всех созданных А.А. Ахматовой образах Петербург выступает источником возвышенно-трагического восприятия жизни, то есть как бы на границе блаженства и гибели, памяти и забвения, что,  несомненно, оказывает влияние на духовный облик читателей.

На современном этапе в сферу изучения специфики петербургской темы в творчестве А.А. Ахматовой вовлекаются новые аспекты поэтики, помогающие раскрыть значимость данного образа-символа, а также предпринимаются попытки систематического описания уникального художественного мира поэтессы как некого целостного объекта.

Так, российский литературовед, главный научный сотрудник Института русской литературы Российской академии наук Алексей Ильич Павловский отводит Санкт-Петербургу определяющее место в жизни и творчестве А.А. Ахматовой. Учёный утверждает, что город стал для поэтессы «подлинной духовной родиной, символом славы и беды»[4], отмечает кровное родство между ахматовским текстом и Петербургом, проявившееся в сочетании нежности и твёрдости, воздушного мерцания и каменной материальности. Неслучайно современники А.А. Ахматовой называли её «классической петербуржанкой»[5], судьба и творчество которой неотделимы от Летнего сада, Марсова поля, берегов Невы и белых ночей, воспетых ещё русскими классиками. Таким образом, в лирике А.А. Ахматовой, по мнению А.И. Павловского, «сливались, зеркально перемежаясь и таинственно пропадая друг в друге ясность и каменная бесформенность, стройность пропорций и туманная размытость, ирреальность и психологическая, бытовая достоверность города» (с. 40), что определяло специфику её произведений.

Учитывая данные точки зрения на исследуемую тему, я постараюсь выявить и обосновать собственную позицию, касающуюся особенностей художественной манеры и специфики изображения Петербурга-Петрограда-Ленинграда в творчестве А.А. Ахматовой, а также определить взаимосвязь между городским пейзажем и его отражением в лирике исследуемого автора.

Актуальность выбранной темы состоит в том, что творчество А.А. Ахматовой не утратило своей значимости и в среде исследователей XXI века. Её лирические произведения продолжают воспитывать в людях патриотическое отношение к родному краю, затрагивая трагическую историю России от Октябрьской революции 1917 г. и до Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., а также раскрывают сложные эмоционально-психологические состояния человека в различных жизненных ситуациях.

Цель моего исследования – изучить образ Санкт-Петербурга в поэзии А.А. Ахматовой и выявить основную закономерность развития городской темы в ранней и поздней лирике автора. В соответствии с данной целью реализуются следующие задачи:

1. Определить роль города в судьбе поэтессы и её лирической героини;

2. Рассмотреть специфику раскрытия образа Петербурга на протяжении определённых исторических периодов в лирике А.А. Ахматовой;

3. Проанализировать особенности индивидуально-авторской картины мира поэтессы на материале её произведений, связанных с образом города.

Практическая значимость исследования определяется тем, что материал курсовой работы может быть использован на школьных уроках в 11 классе, посвящённых творчеству писателей Серебряного века, на факультативах, семинарах или спецкурсах по истории русской литературы. При этом следует отметить, что старшеклассники, изучая известные произведения ахматовской лирики, приобретают навыки мыслительной деятельности, философского осмысления мира, развивают свой творческий потенциал в духе общечеловеческих ценностей, способность сопереживать другим людям и уважительно относиться к истории родного края, к великому русскому слову, учатся понимать сокровенные движения человеческой души. Кроме того, поэзия А.А. Ахматовой может быть использована педагогами-филологами в качестве дополнительного компонента при гражданско-патриотическом, эстетическом или нравственном воспитании школьников.

Структура работы: работа состоит из Введения, двух глав, Заключения и Библиографии, включающей в себя 26 названий.

Глава 1. Значение Петербурга в лирике А.А. Ахматовой.

Дата: 2019-05-29, просмотров: 241.