Октябрьскую революцию 1917 г. Анна Андреевна Ахматова восприняла как трагическое время потерь и разрушений, омытое кровью братоубийственной войны. Ощущая свою причастность к общей вине, готовясь разделить судьбу родной страны, она отказалась от эмиграции и решила остаться в Петербурге.
Реакцией поэтессы на революционные события стала публикация в 1921 году в издательстве «Петрополис» сборника «Anno Domini MCMXXI», что в переводе с латинского означает «В лето Господне 1921». По словам современников, это было не просто «случайное собрание отдельных лирических стихотворений, но тщательно составленная авторская подборка, где последовательность, группировка, эпиграфы несли не меньшую смысловую нагрузку, чем поэтический текст».[23] Сама А.А. Ахматова называла произведение «Книгой Горя»[24], поскольку в нём было отражено трагическое индивидуально-авторское ощущение происходящих событий, вызванное крушением мира общечеловеческих ценностей, высоких представлений и хрупких иллюзий. Композиция сборника является трёхчастной и включает в себя 3 раздела: «После всего», куда вошли стихотворения 1919-1921 гг., «Anno Domini MCMXXI», а также «Голос памяти», где произведения датируются в основном 1914 г. - 1921г. Причём в каждой из этих частей лирическая героиня посредством памяти погружается в прошлое, ощущает земное бессилье и невероятную жалость к родной земле, стремится повернуть ушедшее время вспять и выйти из этого бесконечного пространственного тупика. Кроме того, по словам известного критика К.В. Мочульского, её душевное состояние здесь отличает «безысходность тоски, ужас одиночества, вечная разлука и напрасное ожидание».[25] Однако вырваться из этого проклятого круга любви и ненависти ей помогают бесценные чувства – любовь к родному краю, вера в своё истинное призвание.
И уже в первом разделе сборника «Согражданам»[26] мы наблюдаем ту особую атмосферу близкой духовной связи между городом и его жителями, от лица которых и говорит лирическая героиня. Используя развёрнутую метафору, А.А. Ахматова изображает нам «дикую столицу» с тем суточным «кровавым кругом», где «долит жестокая истома», а человек предпринимает попытки выжить, найти своё место среди этого нового варварского мира. Осознавая всю трудность, непреодолимость грядущей трагедии, лирическая героиня, променяв свою «крылатую свободу» на петроградские «дворцы, огонь и воду», предвещает аллегоричный «ветер смерти», который будет студить сердца людей и пронизывать город - «невольный памятник» этой эпохи.
Во втором разделе стоит обратить особое внимание на стихотворение «Всё расхищено, предано, продано…»[27], где перед нами снова возникает образ революционного Петрограда, того замкнутого и неустойчивого пространства, которое мы воспринимаем с помощью метафорических образов «чёрной смерти», «голодной тоски». В основу городского пейзажа положен приём антитезы, поскольку, несмотря на безотрадную картину российской действительности с этими «развалившимися грязными домами», на всю нестабильность, безысходность и давящую пустоту, лирическая героиня ощущает «вишнёвые дыхания» леса, видит «глубь прозрачных июльских небес», что в свою очередь рождает в душе такое желанное, никому неизвестное «чудесное» чувство. И именно это впечатление даёт измученной душе новые силы, позволяет устоять перед страхом смерти, ненадолго забыть о трагической реальности.
В заключительной части сборника следует отметить стихотворение «Клевета»[28], которое было написано в 1922 г., через год после смерти Н.С. Гумилёва. Теперь поэтесса, используя оксюморон, называет Петроград «мёртвым городом», где лирическую героиню постоянно преследует клевета, «ползучие шаги» которой она слышит даже во сне. Революционную атмосферу города А.А. Ахматова передаёт с помощью эпитетов «беспощадное небо», «невинный страх», «страшная пустота», создавая впечатление места, пронизанного ложью, равнодушием, предательством, одиночеством. Лирическая героиня, скитающаяся в этом городе «наугад за кровом и за хлебом», не боится клеветы, «отблески» которой, по её словам, «горят во всех глазах». Смерть она называет «сладчайшим сном», который должен избавить душу от суровой действительности, принести вечный покой и смирение, но он, к сожалению, не может защитить её от клеветы, не устающей своим «неутолённым ртом» считать «небывшие обиды». Однако даже после смерти, несмотря на эту «страшную пустоту», безысходность и «постыдный бред», лирическая героиня мечтает, чтобы её окрылённая душа загорелась «земным бессилием» и «дикой жалостью» к оставленной родной земле.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что петербургское пространство в сборнике А.А. Ахматовой «Anno Domini MCMXXI» осмысляется нами как замкнутый мир, довлеющий над судьбой лирической героини, душа которой заключена в кровавый круг революционных событий. Петроград здесь занимает пограничное положение между бездной и славой, воспринимается поэтессой неоднозначно. С одной стороны, это родная усадьба, город - дом, утрата которого влечёт за собой скитания души между кошмарным сном и бессонницей, между небом и землёй. Но с другой, - это символ той нестабильной революционной эпохи, когда поэтесса занимала позицию справедливого судьи, человека, осмысляющего уроки истории и берущего на себя ответственность за ошибки своих современников и потомков.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 202.