Роль города в жизни и творчестве русской поэтессы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

А.А. Ахматова родилась в Одессе, но всё своё детство провела в Пушкине, в Царском Селе, вспоминая, что тогда это был «дотрамвайный, конный, грохочущий и скрежещущий город, завешанный с ног до головы различными вывесками, которые безжалостно скрывали архитектуру домов».[6] И именно это место она считала своей подлинной родиной, ощущая постоянную органическую связь с Петербургом, его культурой и архитектурой. Царскосельская природа с зелёным великолепием парков, лицейскими гимнами, антично-пушкинским стилем предопределила духовно-поэтический мир юной поэтессы. В этих местах современники называли Анну Андреевну «дикой девчонкой»[7], потому что ходила она чаще всего босиком, без головного убора, любила купаться во время шторма и бродить по тенистым аллеям. В её памяти навсегда запечатлелось то зелёное, сырое великолепие парков, ипподром, где скакали маленькие пёстрые лошадки, старый вокзал. Позже в 1911 году А.А. Ахматова напишет небольшой стихотворный цикл «В Царском селе»[8], где отразятся её детские воспоминания об этом месте, которое стало для поэтессы идеальным воплощением дореволюционной императорской России с девственно чистой природой и величественными архитектурными сооружениями. Петербург она называет здесь «пленительным городом загадок», ощущая еле слышный шелест шагов «смуглого отрока» А.С. Пушкина, лирика которого стала для А.А. Ахматовой источником творческого вдохновения.

Начало ХХ века было ознаменовано чередой великих исторических событий - произошла русско-японская, Первая мировая война 1914-1918 гг., Февральская революция 1917 года, после которой произошёл распад Российской империи, Октябрьская революция 1917 года, гражданская война 1917-1922 гг.

С августа 1914 года Петербург захлестнула волна всевозможных национализаций, принудительных мобилизаций, захватила стихия погромов, грабежей, гонений, арестов и убийств. В эти годы А.А. Ахматова как никто другой переживала трагедию города, все испытания, выпавшие на его долю. В своём стихотворении «Молитва» она просит Бога, «чтобы туча над тёмной Россией / Стала облаком в славе лучей»[9], верит в будущую победу своего Отечества над этой могильной тьмой, смертельным мраком. Октябрьскую революцию 1917 г. поэтесса принять не смогла, ведь для человека, уважающего русскую культуру, воспитанного в рамках патриотических ценностей, глубокого уважения к человеческой личности, это была настоящая трагедия. Однако при этом А.А. Ахматова решает остаться в России, противопоставляя себя тем, «кто бросил землю на растерзание врагам».[10] Несмотря на полунищенское существование, расстрел мужа в Петрограде, где всё было разграблено, продано и предано, поэтесса ощущала в те годы дыхание нового времени, того желанного и неизведанного, что постепенно приближалось к петербуржцам, к их развалившимся грязным домам.

30-е годы XX века оказались для поэтессы временем наиболее тяжёлых испытаний. В глазах властей она была крайне неблагонадёжной личностью: женой расстрелянного «контрреволюционера» Николая Гумилёва и матерью арестованного «заговорщика» Льва Гумилёва. Все эти переживания были отражены А.А. Ахматовой в поэме «Реквием», где образ Ленинграда поэтесса называет «привеском» к гигантской тюрьме, раскинувшей свои мрачные корпуса над помертвевшей и неподвижной Невой. Этот окаменевший город отнимает у людей свободу, сочетает в себе разрушение и возрождение, жизнь и смерть. «Реквием» стал своеобразным материнским плачем, средоточием народной боли, воплощением несбывшихся надежд. В этом отношении поэтесса никогда не отделяла свою личность от русских людей, называя себя «жаром народного дыханья»[11], отражением их лиц, стойко перенося все людские горести и невзгоды.

Великую Отечественную войну 1941-1945 гг. А.А. Ахматова встретила в Ленинграде, рассматривая это событие как величайшую катастрофу для русского народа. Современники вспоминали, что в эти годы она несла своё бремя как «рядовой боец с лицом, замкнутым в суровости и гневности, шила мешки для песка, которыми обкладывали траншеи-убежища».[12] Перед лицом смертельной опасности поэтесса обращалась к жителям города с призывом преодолеть все трудности и невзгоды, объединиться и отстоять независимость родной земли от немецко-фашистских захватчиков. Трагедию города, блокадные дни, несмотря на эвакуацию в Ташкент, А.А. Ахматова пережила как глубоко личную боль, отмечая «соборность», непоколебимую веру жителей в то, что Ленинград никогда не станет фашистским. Город она называла «Великомучеником» (с. 51), а его скорбный образ, воплощавший безмолвное страдание невинных людей, отождествляла с мыслью о войне «как о величайшем бедствии, которое только может постичь человечество» (с. 53).

Таким образом, следует сделать вывод, что Анна Андреевна Ахматова не представляла своей судьбы без Петербурга - Петрограда - Ленинграда, без этого мужественного города-героя на Неве с его всенародной скорбью и радостью, величественной красотой и суровой мрачностью, таинственностью и строгой холодностью. Она прожила здесь 25 лет, испытала вместе с жителями все исторические трагедии, постоянно верила в его непоколебимую стойкость, свободолюбие и могущество. В свою очередь город всегда придавал ей жизненных сил, даже несмотря на годы социальных потрясений и глобальных катастроф. Поэтесса постоянно ощущала близкую духовную связь с этим таинственным, загадочным и таким величественным городом, где искусство служит продолжением природных начал, а люди обладают превосходной внутренней силой, душевной стойкостью и непоколебимой верой.

Дата: 2019-05-29, просмотров: 192.