В начале 1856 года Александр II, вернувшись из Парижа получил приглашение выступить перед представителями московского губернского дворянства, с целью успокоить их относительно слухов об отмене крепостного права. В своем выступлении он произнес 2 взаимоисключающих тезиса:
· Сначала он сказал, что крепостное право отменять не будет.
· Затем в своем выступлении он отметил, что рано или поздно к этой проблеме придется вернуться и лучше сделать это сверху, чем снизу.
До начала 57 года правительство не совершило никаких ходов, свидетельствующих о намерении приступить к обсуждению этого вопроса. Но вначале 57 года был создан секретный комитет «Об обсуждении вопросов об улучшении быта помещичьих крестьян». Всего таких секретных комитетов было около 10. По сути, этот комитет должен был дать ответ всего на 2 вопроса: отменять или не отменять крепостное право, а если отменять, то как? Комитет принимает решение о необходимости отмены крепостного права, но каким образом это делать секретный комитет не знал. Существовали различные подходы по поводу того, каким образом необходимо отменять крепостное право:
1. Точка зрения князя Гагарина, который считал, что освобождать надо, но не сразу, а в три этапа:
· Приуготовительный.
· Умягчительный.
· Окончательный.
Гагарин, по мимо этого предлагал отпускать крестьян без земли.
2. Точка зрения графа Ростовцева, который предложил освободить крестьян без земли.
3. Точка зрения барона Корфа. Его точка зрения сводилась к следующим положениям:
· Для успеха реформы необходимо привлечь к ее подготовке и проведению помещиков, но средства привлечения он не прописывал.
· Реформа не может быть в России проведена насильственными методами, поэтому необходимо учитывать интересы обеих сторон.
· Реформа не должна потребовать значительных средств из государственной казны.
· Реформа должна быть подготовлена и проведена в четко определенные временные рамки. Он предлагал 6 месяцев на подготовку и проведение реформ.
Уже в 1857 году Министерством Внутренних Дел была подготовлена первая правительственная программа отмены крепостного права, естественно с учетом мнения Секретного комитета. Эта программа практически базировалась на предложениях Ростовцева и Гагарина. Суть ее заключалась в следующем: освобождать крестьян, но поэтапно. Выделялись следующие этапы: подготовительный, переходный, окончательный.
Секретный комитет был переименован в главный комитет, который начал действовать открыто. Для переработки всех материалов, поступающих из губернских дворянских комитетов, был создан новый орган – редакционные комиссии, во главе с Ростовцевым. Как только из губернских комитетов в редакционные комиссии стали поступать первые материалы, стало ясно, что крепостное право нельзя отменить на основе первой правительственной программы. Было принято решение о подготовке новой программы. К началу 1858 года эта программа была принята. Ее суть сводилась к следующему:
1. Крепостные должны быть освобождены одномоментно, а не поэтапно.
2 . Бывшие крепостные должны составить новое сословие – свободные сельские обыватели (кстати до реформы таковыми назывались государственные крестьяне) и создаются органы крестьянского самоуправления.
3. Бывшие крепостные должны получить возможность выкупить свои земельные наделы в собственность, а государство должно помочь им в этом кредитом.
4. Норма о временнообязанном положении крестьян, которое возникало с момента приобретения свободы и заканчивалось подписанием договора с помещиком о переходе на выкуп земли. Период этого состояния не определялся. Временнообязанное состояние означало, что бывший крепостной, работая на земле, являющейся собственностью помещика, был обязан работами и платежами по отношению к помещику.
5. Программа предусматривала институт мировых посредников из дворян, которые решали конфликты между помещиками и крестьянами.
К началу 1861 года основные документы этой реформы были подготовлены, они прошли стадию обсуждения в Госсовете.
19 февраля 1861 года был оглашен «Манифест о даровании свободы крепостным людям». Основные положения этой реформы сводились к следующему: в течении первых 9 лет бывшие крепостные не имели права самостоятельно оставлять свои земельные наделы, но это было только в том случае, если крестьянин не перешел на выкуп. Существовали условия выкупа земельный наделов: государство предоставляло крестьянам ссуду на выкуп земельных наделов. Срок определялся 49 годами с начислением 6% годовых.
Появляется понятие капитализированного оброка, который был положен в основу исчисления покупной суммы. Он давал возможность в идеале получать помещику свои дореформенные доходы. Это было сделано так: выкупная сумма должна быть такого размера, чтобы будучи положенной в банк она приносила в виде 6% годовых в прежний годовой доход помещика от крестьянина. В ходе выкупной операции крестьянин должен был сразу выплатить помещику 20-25% суммы, а остальную часть помещик получал от государства через крестьянский банк, причем если крестьянин выкупал полный земельный надел, который предусматривался местным положением, он должен был платить 25%, а если урезанный надел – 20%. Была возможность получить дарственный надел, например, вместо 10 десятин черноземной земли, предназначаемой крестьянину, помещик мог без платы отдать 4 десятины, а остальные 6 оставить у себя.
В конце 50-х - начале 60-х годов примерно 2/3 помещичьих имений были заложены. Это говорит о том, что помещики очень многое потеряли по этой реформе.
Судебная реформа 1864 года.
Причины подготовки судебной реформы.
1. Российская Империя занимала первое место в Европе по количеству судебных инстанций, так как вся судебная система была построена по сословному принципу. Для каждой категории населения и даже для отдельной категории деятельности существовала отдельная, замкнутая судебная система. Это конечно же затрудняло функционирование судебной системы в целом.
2. Судебной системе в России был свойственен исключительно низкий профессиональный уровень судей, прокуроров и следователей. Это было связано с господством инквизиционного процесса (основное доказательство – собственное признание вины, которую просто человека заставляли признать), который не требовал этого профессионализма, знания права. Суд превращался в механизм, предназначенный для подсчета баллов.
3. Для судебной системы был характерен очень высокий уровень коррупции, взяточничества, т.к неконкретно сформулированные положения и законы давали очень широкий простор для судебных усмотрений.
4. Наличие и главенство теории формальных доказательств, исключающая возможность субъективной оценки значимости доказательств самим судом.
5. Конечно же важнейшим катализатором подготовки и проведения судебной реформы являлась крестьянская реформа.
Действовало несколько комиссий по подготовке проведения реформы (во главе с Зарудным, например). Было достаточно много разных предложений, концептуальных подходов в том смысле как проводить эту реформу. Комиссия во главе с Зарудным провела огромную, титаническую работу, по результатам деятельности которой было издано 74 огромных тома подготовительных материалов, поскольку эта комиссия изучила весь отечественный и западноевропейский опыт функционирования судебной системы.
Дата: 2019-04-22, просмотров: 240.