Сенат.
С 1801 года Александр I попытался провести реформу Сената, причем главной целью этой реформы, по собственным словам Александра I являлось придание Сенату прежнего его значения. Своим манифестом Александр наделяет Сенат административными полномочиями, в результате чего он стал высшим административным учреждением в стране. Кроме этого, Сенат был наделен особыми полномочиями в области государственного контроля и надзора за деятельностью государственного аппарата и должностных лиц. Особенно подчеркивались возможности Сената в сфере законотворческой деятельности. Несмотря на то, что Сенат не являлся законодательным органом, он получил возможность делать замечания на противоречивость законов с целью устранения этих противоречий. Первая же попытка реализовать это право окончилась печально. Затем был издан новый указ, по которому Сенат не имел права указывать на противоречия в законодательстве, когда это противоречие возникало в связи с изданием новых законов, то есть данное полномочие могло применяться только в отношении старых законов.
Уже в первом десятилетии 19 века стало совершенно очевидным, что Сенат не достиг того состояния, которое определялось ему в манифесте. Постепенно, рядом указов полномочия Сената все более и более сужались, и Сенат вновь стал всего лишь высшим судебным учреждением страны.
В первой половине 19 века Сенат превратился в некое подобие богадельни для высших санов, то есть место почетной ссылки, куда отправляли высших чиновников империи на почетный отдых, но эта была не пенсия.
К середине 19 века Сенат превращается в высший судебный орган, а что касается сферы законотворчества, то Сенат мог печатать законы, контролировал соответствие этих законов первоисточникам.
Министерства.
Министерства относятся к органам подчиненного управления, за исключением одного – министерства двора и уделов.
В 1803 году Александр провел министерскую реформу, в ходе которой оставшиеся коллегии и некоторые другие центральные органы государственного управления были преобразованы в министерства. Первоначально было создано 8 министерств: военных сухопутных сил, морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции, народного просвещения.
Министерства, в это время были учреждениями исключительно бюрократическими, во главе которых стояли единоначальники – министры, назначаемые непосредственно императором.
Структура министерств.
1. Общее собрание, во главе с министром и его товарищами.
2. Канцелярия, которая занималась не только делопроизводством, но и осуществляла контроль над исполнением принятых решений.
3. Департаменты, которые делились на канцелярии, а канцелярии делились на столы.
Бюрократический характер министерств выражался в том, что вся деятельность министерств и подразделений была жестко регламентирована. С одним документом, который попадал в министерство совершалось порядка 57 операций.
Министерства не имели своих подразделений на местах, в губерниях. И в решении вопросов, которые относились к их компетенции опирались на систему губернского управления.
Любопытны функции министерства внутренних дел: помимо чисто полицейских задач, оно занималось и хозяйственными, экономическими вопросами такими, как управление государственной промышленностью и строительством.
Что касается министерства народного просвещения, то 1817 году в его состав вошел Синод в качестве одного из подразделений, после чего создается министерство народного просвещения и духовных дел. Этим была предпринята попытка объединить в одном ведомстве народное просвещение и религию, то есть построить всю работу ведомства в сфере образования, культуры на церковных постулатах, придать этой деятельности религиозную направленность.
Постепенно стала просматриваться тенденция, суть которой заключалась в том, что все чаще и чаще во главе министерств появлялись лица в генеральских мундирах. Это происходило потому, что император полагал, что эффективность деятельности министерств можно повысить, поставив во главе лиц военных.
РАЗВИТИЕ ПРАВА.
В 1801 году Александром I была учреждена очередная комиссия (10 по счету, начиная с 18 столетия) по составлению законов. Во главе был поставлен Заватовский. Эта комиссия провела значительную подготовительную работу, материалы которой в последующем были использованы.
Очередная попытка кодификации законодательства была предпринята в 1804 году, когда была создана очередная кодификационная комиссия во главе со Сперанским. Эта комиссия подготовила проекты трех уложений: гражданского, уголовного и торгового. Эти проекты не были приняты, так как госсовет усмотрел в них сильное влияние французской революции.
В последующем, в 1826 году, кодификационные работы были возобновлены, но уже под руководством Николая I, причем эта комиссия была создана не при госсовете, а при втором отделении его императорского величества канцелярии. Существовало несколько программ осуществления кодификационных работ, но возобладала одна – программа простой систематизации законодательства.
Во главе всех кодификационных работ стоял Сперанский, который определил для себя 3 этапа кодификации отечественного законодательства:
I . На первом этапе ставилась задача собрать воедино в хронологическом порядке все законы, изданные после принятия Соборного Уложения 1649 до начала царствования Николая I. Эта работа была завершена в 1830 изданием 46 томного «Полного собрания законов Российской империи». 40 томов занимали тексы нормативных актов, а остальные 6 – это различные приложения (указания, схемы). В «Полном собрании законов Российской империи» насчитывалось 330 000 нормативных актов. В последующем, в «Полное собрание законов Российской империи» последовательно включались все новые и новые нормативные акты, и оно переиздавалось вплоть до 80-х годов 19 века. При подготовке «Полного собрания законов Российской империи» было обнаружено 2 000 нормативных актов, которые ни разу не публиковались, кроме этого, несколько тысяч нормативных актов не были включены в собрание из-за неупорядоченности деятельности архивов (их просто не обнаружили). Значительное количество нормативных актов умышленно не включалось в собрание, поскольку они были секретными (в основном, касающиеся вопросов внешней политики). Не включались в собрание и акты, которые формально не обладали юридической силой, речь идет в том числе и о судебных прецедентах.
II . Работа по систематизации собранных актов по отраслевому принципу, причем предусматривалось редактирование нормативных актов, устранение противоречий в них, устранение не действующих нормативных актов. Второй этап завершился изданием в 1832 году изданием 15 томного «Свода законов Российской империи». Реально Свод законов вступил в действие в 1835. В свод законов вошли более 53 000 действующих нормативных актов.
В дальнейшем Свод дополнялся новыми томами.
III . Главной задачей этого этапа было создание нового уложения. Но Сперанскому этот этап реализовать не удалось, поскольку создание нового уложения автоматически выходило на проблему крепостного права, а Николай I не желал касаться этой проблематики.
Гражданское право.
Именно в первой половине XIX столетия гражданское право выделяется как отдельная отрасль.
В Своде законов было впервые дано определение понятия права собственности: «Право собственности - исключительное и независимое от лица постороннего право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом вечно и потомственно». Имущество, относительно которого признается право собственности, делиться на недвижимое (благоприобретенное и родовое) и движимое. Право собственности на землю определяется как «право на все произведения на поверхности её, на все, что заключается в недрах ее, на воду, в пределах ее находящиеся и словом на все ее принадлежности».
Наряду с правом собственности защищается право законного и незаконного права пользования и владения.
Обязательственное право.
Договоры в это время заключаются по взаимному соглашению сторон в устной и письменной форме, причем письменная форма была обязательной для целого ряда договоров (договор займа, залога, доверия и др.). Предметом договора является либо имущество, либо действия лиц.
Средствами обеспечения договоров являются:
1. Поручительство.
2. Неустойка
3. Залог недвижимого имущества.
4. Заклад движимого имущества.
Что касается разновидностей договора, то выделяются:
1. Договор мены.
2. Договор купли-продажи.
3. Договор запродажи, по которому одна сторона обязывалась продать к назначенному сроку недвижимое или движимое имущество, причем в договоре указывалась цена и сумма неустойки.
4. Договор имущественного найма.
5. Договор займа.
6. Договор поставки и подряда.
7. Договор ссуды имущества.
8. Договор товарищества.
9. Договор личного найма.
Семейное право.
Устанавливался брачный возраст для мужчин – 18 лет, для женщин 16. По прежнему действовал предельный возраст вступления в брак, который составлял 80 лет. Условия заключения брака остались теми же самыми, что и в 18 столетии. Закон по-прежнему предусматривает лишь церковный брак.
Расторжение брака оставалось прерогативой церкви.
Несмотря на то, что жена находилась в подчиненном положении от своего мужа, в имущественном отношении супруги были независимы друг от друга.
Дети по-прежнему делятся на законных и незаконных, рожденных вне брака, но закон обязывает отца содержать своих незаконнорожденных детей и их мать. Незаконные дети не имели права на фамилию отца и на наследование его имущества.
Наследственное право.
По прежнему, завещание необходимо было составлять в письменной форме, причем закон требует нахождения завещателя в здравом уме и твердой памяти. Составлять завещание могли лица не моложе 21 года, причем требовалось, чтобы завещатель обладал правом отчуждения имущества, то есть правом распоряжения имуществом. При отсутствии завещания по прежнему наследование осуществляется по закону и устанавливаются 3 очереди наследников:
· Наследники по мужской линии: сыновья, внуки, правнуки.
· При отсутствии наследников по мужской линии предусматривалось наследование по женской линии: дочери, внучки, правнучки.
· Родители. Но закон, как правило, прежде чем передать наследство родителям требовал обнаружить наследников по боковой линии.
По прежнему, переживший супруг получал 1/7 часть недвижимого и ¼ движимого.
Дата: 2019-04-22, просмотров: 386.