Расчеты вала на выносливость являются проверочными и выполняются
после определения формы и размеров вала в результате предварительного расчета и разработки эскизной компоновки.
Уточненный расчет заключается в определении коэффициентов запаса прочности в опасных сечениях, в соответствии с эпюрами моментов, с учетом концентраторов напряжений. Размеры вала, полученные при проектном расчете, могут быть изменены в результате проведенного уточненного расчета.
Размеры вала считаются выбранными оптимально, если действительные коэффициенты запаса прочности по сечениям соответствуют рекомендуемым пределам (n = 1,5....3.0). Увеличение запаса прочности против рекомендуемого может быть связано либо с требованиями жесткости вала, либо с необходимостью увеличения диаметра вала под подшипники. При расчете на выносливость полагают, что постоянные по величине и направлению силы передач вызывают во вращающихся валах переменные напряжения изгиба, изменяющиеся по симметричному циклу.
Для входного вала.
Проверку на усталостную прочность производят по величине коэффициента запаса прочности:
где - коэффициенты запаса прочности по нормальным и касательным напряжениям соответственно.
При симметричном цикле нагруження
Коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям, если привод работает без остановок длительное время, определяют
по формуле
где - предел текучести материала вала, МПа (в та6л2.1).
Если привод работает с частыми остановками (то нулевой цикл), то
пределы выносливости стандартных образцов соответственно при изгибе и кручении. МПа.
напряжения изгиба и кручения в опасных сечениях вала, МПа ;
эффективные коэффициенты концентрации напряжений при изгибе и кручении;
коэффициенты влияния абсолютных размеров поперечного сечения вала, - коэффициент чувствительности материала к асимметрии цикла
Напряжения в опасных сечениях определяют по формулам:
; ; где - результирующий изгибающий момент, Н.мм;
Т -крутящий момент, Н.мм;
Wнетто, W рнетто - осевой и полярный моменты сопротивления сечений вала без учета шпоночной канавки.
где d - диаметр вала в опасном сечении, мм;
МПа;
МПа;
Тогда коэф. Запаса прочности равен
Диаметр вала оставляем =17 мм., не уменьшаем.
Для выходного вал
По диаметру вала выбирается призматическая шпонка вхh=6х6.
где d - диаметр вала в опасном сечении, мм;
Ь и t - размеры шпоночной канавки, мм.
МПа;
МПа;
Из табл. находятся
Тогда коэф. Запаса прочности равен
Так как запас прочности больше трех, можно диаметр вала уменьшить до 15 мм., но диаметр вала уменьшать не будем, оставим под подшипник и тогда диаметр вала оставляем d = 20 мм.
По диаметру вала выбирается призматическая шпонка вхh=6х6.
Тогда коэф. Запаса прочности равен
Следовательно оставляем диаметр вала в опасном сечении d=20 мм.
Таблица 6
Эффективные коэффициенты концентрации напряжений для валов в месте шпоночной канавки при изгибе и кручении
Бв, МПа | Кб | К, |
500 | 1.6 | 1.4 |
600 | 1.76 | 1.54 |
700 | 1.9 | 1.7 |
800 | 2.01 | 1.88 |
900 | 2.15 | 2.05 |
1000 | 2.26 | 2.22 |
Таблица 7
Значение коэффициентов влияния абсолютных размеров
Углеродистая сталь
| Легированная сталь | ||
Диаметр вала, мм | , | ||
15 | 0.95 | 0.87 | 0.87 |
20 | 0.92 | 0.83 | 0.83 |
30 | 0.88 | 0.77 | 0.77 |
40 | 0.85 | 0.73 | 0.73 |
50 | 0.81 | 0.70 | 0.70 |
70 | 0.76 | 0.67 | 0.67 |
100 | 0.70 | 0.62 | 0.62 |
Подшипники качения
Предварительно выбираются шариковые радиально – упорные однорядные подшипники ТИП 36103 , особо легкая серия.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 240.