Как справедливо отмечает А.М Фридман: «В эпоху социалистического строя, в административно-командной системе рабочая сила не признавалась товаром. В то время действовал затратный хозяйственный механизм со всеми отрицательными последствиями. Так, заработная плата, как правило, увязывалась с распределением по труду, с количеством затраченного труда вне зависимости от конечного результата трудового коллектива, прибыльности предприятия. Это приводило к уравниловке в оплате труда, к снижению эффективности, к экстенсивному развитию экономики»[1].
Формирующийся в стране рыночный механизм экономики, а следовательно и рынок труда кардинально меняет сущность и механизм организации заработной платы. Сущность заработной платы в условиях рыночной экономики заключается в том, что рабочая сила как товар имеет свойства, присущие любому товару. Цена рабочей силы как элемент рынка труда выражает ее стоимость. При ее определении учитывается стоимость всех благ и услуг, необходимых человеку для воспроизводства своей способности к труду. Этот фонд жизненных средств должен отвечать уровню развития производительных сил общества и отражать объективную меру вознаграждения за труд. Конечно, жизненные средства, необходимые для возобновления способности к труду и воспроизводства рабочей силы, не сводятся только к товарам и услугам, удовлетворяющим физиологические потребности человека в пище, одежде, жилище, и расходы на их удовлетворение входят в стоимость рабочей силы. Но сумма жизненных средств, необходимых для воспроизводства рабочей силы, включает в себя и затраты на содержание членов семьи работника, образование, медицинское обслуживание, повышение профессионального уровня. Чем выше квалификация работника, тем больше стоимость его рабочей силы.
Итак, цена рабочей силы сводится к стоимости определенной суммы жизненных благ, которое работник приобретает за вознаграждение, полученное за результаты своего труда, а конкретной формой стоимости, цены рабочей силы в денежном выражении и является заработная плата.
По мере роста эффективности труда должна повышаться и заработная плата, т.е. ее величина подлежит увязке с результатами хозяйственной деятельности.
Цена рабочей силы, как и цена любого товара, отклоняется от ее стоимости. Основными факторами, влияющими на отклонение фактической заработной платы от стоимости рабочей силы, могут быть:
· соотношение спроса и предложения на рабочую силу на конкретной территории в той или иной сфере деятельности;
· уровень безработицы;
· состояние развития экономики (рост или спад производства);
· динамика цен на потребительские товары и услуги;
· государственное регулирование заработной платы.
Поэтому переход к рыночным отношениям связан с реформированием механизма оплаты труда работников всех отраслей и сфер деятельности страны. Основные направления в этой области
· государством регламентируется размер гарантийного минимума заработной платы, который должен быть увязан с прожиточным минимумом;
· всем предприятиям вне зависимости от форм собственности предоставляется право самостоятельно устанавливать формы, системы и размер оплаты труда работников;
· размер оплаты труда работника, зависит от результатов работы трудового коллектива;
· величина индивидуального заработка какими-то пределами не ограничивается, она должна быть обеспечена самим предприятием за счет собственно заработанных средств;
· применение контрактной формы оплаты труда, при которой все условия организации труда, включая размеры ставок и окладов, устанавливаются соглашением сторон.
Итак, заработная плата – это цена, выплачиваемая работнику за использование его труда. В общем объеме доходов населения она занимает основное место. Ее величина определяется рынком труда, т.е. спросом и предложением на рабочую силу. Механизм конкуренции как со стороны работодателей, так и со стороны продавцов рабочей силы определяет текущую цену труда. Чем выше уровень конкуренции на рынке труда, тем эффективнее конкурирует система рынков и сама экономика.
Вместе с тем, чем эффективнее функционирует экономика, тем выше цена трудовых ресурсов и уровень жизни населения. Не может быть высокого уровня заработной платы в неэффективно работающей экономике. Его размер зависит от степени развития производительных сил общества, производительности труда, его организации, научно-технического прогресса. Верхний предел заработной платы в условиях рыночной экономики не ограничивается. Как говорится «все в твоих руках».
Как социально-экономическая категория заработная плата имеет важное значение, как для работника торговли, так и для его работодателя. Для работника заработная плата – одна из статей дохода семьи. Поэтому ее стимулирующая роль очень велика.
С точки зрения работодателя, заработная плата – это средства, используемые для найма рабочей силы и составляющие одну из основных статей издержек обращения. При этом работодатель заинтересован в снижении уровня расходов по отношению к товарообороту. В то же время в условиях изменения конъюнктуры торговли, внедрения новых форм обслуживания может оказаться целесообразным увеличить расходы на оплату труда в целях повышения прибыли предприятия. Следует иметь в виду, что уровень оплаты труда оказывает существенное влияние на поведение и работника и работодателя.
Различают номинальную заработную плату, т.е. ее денежный размер, и реальную заработную плату, под которой понимают количество приобретаемых на нее товаров и услуг.
Ун
Ур = р /1.1./
где Ур – реальная заработная плата;
Ун - номинальная заработная плата;
р – уровень цен на предметы потребления и услуги.
Так, если цены на товары и услуги возросли за квартал в 1,45 раза, а номинальная заработная плата – в 1,23 раза, то изменение реальной заработной платы составит 0,85 раза (1,23 : 1,45), т.е. она сократилась на 15%.
Рынок труда определяет дифференциацию заработной платы различных категорий работников. Спрос и предложение на рабочую силу оказывают наибольшее влияние на величину реальной заработной платы наряду с целым рядом других факторов. Вместе с тем размер заработной платы в рыночных условиях определяется качеством труда, квалификацией, профессиональной подготовкой работника, опытом его работы, отраслью где он трудится. Виды работ могут быть привлекательными и непривлекательными, престижными и непрестижными, грязными, тяжелыми, чистыми и легкими, но все они необходимы для общества. Следовательно, заработная плата должна стимулировать выполнение всех работ.
Доцент А.Н Соломатин, отмечает, что в торговле рынок труда имеет свои особенности, которые выражаются в следующем:
- потребность в работниках торговли растет более быстрыми темпами по сравнению с другими отраслями, что свидетельствует о повышении значения торговли в условиях развивающегося рынка;
- торговля привлекает большое число работников из других сфер, поэтому здесь работает много людей без специальных знаний, но имеющих опыт работы в различных отраслях экономики;
- привлекательность труда в торговле обусловлена более высокой доходностью по сравнению с другими отраслями;
- потребность в рабочих профессиях в торговле имеет свою специфику, обусловленную тем, что выявляется устойчивая тенденция спроса на молодых работников.
Эта тенденция рынка труда в торговле ставит задачу создавать новый мотивационный механизм стимулирования труда[2].
Поэтому, как отмечает Л.А Брагин, основу организации заработной платы торговых работников составляю три общих принципа[3]:
- принцип дифференциации размеров заработной платы. Дифференциация заработков осуществляется на основании критериев квалификации работников и сложности выполняемых ими функций с учетом условий труда и результатов хозяйственной деятельности предприятия в целом. Кроме того, дифференциация размеров заработной платы осуществляется также по регионам России с учетом климатических условий и удаленности отдельных районов. Региональное дифференцирование размеров оплаты труда осуществляется путем централизованного введения систем районных коэффициентов к заработной плате, размер которой устанавливается в законодательном порядке. Подобные системы, например, применяются для работающих в условиях в условиях Крайнего Севера;
- принцип мотивации или материальной заинтересованности работников, в соответствии с которым построение системы оплаты труда, размеры заработков должны стимулировать работников к качественному выполнению своих должностных обязанностей и достижению высоких конечных результатов хозяйственной деятельности предприятия в целом;
- принцип простоты и ясности организации заработной платы, в соответствии с которым с работниками должны заранее оговариваться размеры и условия выплаты заработной платы, а также факторы, которые могут повлечь увеличение размеров оплаты. Работники должны отчетливо понимать связь между результатами работы и размером заработков.
Принципы дифференциации, простоты и ясности организации заработной платы мною будут подробно рассмотрены в течение всей курсовой работы. А сейчас рассмотрим принцип мотивации.
Принцип мотивации или мотивационный механизм непосредственно заработной платы имеет определяющее значение и, в частности в реализации стратегии на перспективу. Традиционно в сознании работника заработная плата психологически ассоциируется с признанием его авторитета на предприятии, косвенно выражает его социальный статус. Через заработную плату работник косвенно оценивает себя, свои успехи в работе сравнительно с другими. Заработная плата может быть и невысокой, но если она оказалась выше, чем у коллег по работе, то и мотивационная действенность будет выше.
В зависимости от системы оплаты труда, организации заработной платы на предприятии мотивационным стимулом может выступать как размер заработной платы, так и непосредственно оценка работника (хотя последняя в конечном счете также выразится размером заработка). Однако оценка работника с последующим установлением размера заработка оказывается для рабочих более предпочтительной по сравнению с оценкой косвенной (в последовательности: заработная плата - заслуги работника). Поэтому организация заработной платы с оценкой заслуг играет большую мотивационную роль, нежели оплата без оценок.
По тому, как идет процесс признания заслуг работника в течение его трудовой жизни, выражающейся динамикой роста заработка, можно говорить и об адекватном процессе его интеграции с производством (предприятием, фирмой). Если нет признания, то не будет и лояльного мотивированного отношения к предприятию со стороны работника, нет ориентации на высокую производительность, отдачу. Таким образом, для правильной социально-обусловленной мотивации, организация заработной платы - есть решающее условие достижения цели управления трудом, нацеленности работника на производительный труд. Чтобы заработная плата соответствовала целям управленческой стратегии: развитию чувства общности у работников, воспитанию их в духе партнерства, рациональному сочетанию личных и общественных интересов, требуется изменение ее мотивационного механизма. Психологически, а затем и экономически заработная плата должна нацеливать работника на четкое понимание им взаимосвязи между требованиями к нему предприятия, фирмы и вкладом его в конечные результаты, и как следствие - размером заработной платы.
Итак, из выше сказанного, следует, что заработная плата, как форма цены рабочей силы, - это основная часть жизненных средств работников, распределяемая между ними в соответствии с количеством и качеством затраченного труда, реальным трудовым вкладом каждого и зависящая от конечных результатов работы предприятия[4].
Данная формулировка в большей мере характерна для производительного труда. Во-первых, акцентируется главное свойство заработной платы – как основной части жизненных средств трудящихся; во-вторых, подчеркивается зависимость заработной платы каждого работника не только от количества и качества затраченного им труда, но и от конечных результатов работы всего коллектива; в-третьих, подтверждается логичность вывода о том, что, являясь основной частью жизненных средств трудящихся, она выступает не только главной формой распределения по труду, но и важнейшим материальным стимулом, поскольку для удовлетворения своих потребностей, трудящиеся объективно заинтересованы в росте заработной платы, а значит и в повышении результативности своего труда и коллектива в целом, от чего и зависят размеры оплаты труда.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 192.