Характерной для переходной экономики является проблема просроченной финансовой задолженности предприятий.
Сама по себе взаимная задолженность экономических субъектов — явление, присущее и странам с развитой рыночной экономикой. Специфика для переходного периода состоит в резком увеличении задолженности, ее крупных размерах, остроте последствий, неразрывной связи с противоречиями и кризисными явлениями переходной экономики.
Общая сумма просроченной задолженности предприятий производственных отраслей достигла в России к октябрю 1996 г. 508 трлн руб. И хотя в ее структуру включалась сумма просроченных платежей в бюджет, а также задолженность по отчислениям во внебюджетные фонды и др., основную долю занимала взаимная задолженность предприятий. Таким образом, взаимная задолженность предприятий — центральное звено кризиса неплатежей. О масштабе указанного явления говорят и следующие цифры: неплатежи между предприятиями достигли в промышленности месячного объема продукции, подлежащей реализации; просроченная задолженность поставщикам в 7 раз превысила в конце 1995 г. сумму денежных средств предприятий; объем неплатежей в I квартале 1996 г. более чем в 1,6 раза превышал объем денежной массы.
В середине 1996 г. кредиторская задолженность составили 28% к годовому ВВП (для сравнения: в конце 1991 г. — около 5%).
Причинами роста взаимной задолженности предприятий явились:
· трудности адаптации предприятий к рыночным методам хозяйствования в условиях резкого перехода от системы государственного патернализма, мягких бюджетных ограничений; недостаток собственных средств предприятий на пополнение обратного капитала и инвестиционных средств;
· либерализация цен и, как следствие, более высокие темпы роста цен на сырье, ухудшившие финансовые возможности производителей готовой продукции;
· кризисный характер переходной экономики в целом и причины, его вызывающие;
· жесткая денежно–кредитная политика государства, которая, с одной стороны, решает задачи снижения инфляции, с другой — сдерживает рост денежной массы; приводит к "бегству" рубля на более выгодные рынки (рынок ГКО, валютный рынок) и тем самым затрудняет доступ предприятий к денежным ресурсам;
· разрыв финансового и промышленного секторов экономики,
ориентация банковской системы в значительной мере на спекулятивные операции, перераспределение средств в пользу финансового сектора;
· некачественный менеджмент в условиях слабой спецификации прав собственности;
· низкий уровень платежной дисциплины и исполнения судебно–арбитражных решений.
Возникающие неплатежи в определенной степени можно считать закономерной формой адаптации предприятий к реально складывающимся экономическим условиям и экономической политике. Как форма адаптации к условиям высокой инфляции неплатежи компенсируют обесценение оборотных средств предприятий, как форма адаптации к низкой инфляции — недостаток собственных средств предприятий.
Рост взаимной задолженности предприятий имеет целый ряд негативных последствий. Во многом являясь порождением системного кризиса, он еще более углубляет его. В числе этих последствий:
· негативный мультипликационный эффект, когда неплатежи в одном месте порождают целую цепочку неплатежей по всей экономике, обостряя сбытовые и финансовые проблемы предприятий, усиливая спад производства;
· ухудшение воспроизводственных условий предприятий, снижение их инвестиционной деятельности (обновление основного капитала, реструктуризация производства и т.п.);
· усиление бартеризации хозяйственных отношений;
· заполнение денежного обращения разного рода "суррогатами" или "квазиденьгами" (векселя, казначейские обязательства и т.п.);
· сокращение налоговых поступлений от предприятий и, как следствие, обострение бюджетного кризиса;
· усиление роли теневой экономики, расширение возможностей хозяйственных злоупотреблений.
Способами разрешения кризиса взаимных неплатежей могут быть меры как общеэкономического характера, так и исходящие от самих субъектов хозяйства. Среди них:
· корректировка денежно–кредитной политики государства в
сторону ее разумного смягчения, расширение области денежных расчетов между предприятиями, ограничение доходности спекулятивных операций;
· более активные меры государства по расширению емкости внутреннего рынка и по стимулированию выпуска продукции посредством инструментов денежно–кредитной политики, экспортно–импортной политики, других способов поощрения отечественных товаропроизводителей, а также по оздоровлению инфраструктуры сбытовой системы в интересах непосредственно производителей и потребителей;
· взаимозачет неплатежей: локальный (между отдельными предприятиями или группами предприятий), межотраслевой (одно из первых громких соглашений — "О совместных действиях по стабилизации цен и сокращению взаимных неплатежей", подписанное Министерством путей сообщения, Минтопэнерго, Комитетом по металлургии, РАО ЕЭС, компанией "Росуголь"), народнохозяйственный;
· упорядочение вексельного обращения, формирование цивилизованного рынка векселей (включая активную роль банковской системы в учете и переучете векселей);
· использование акций предприятий, являющихся АО, для расчетов по неплатежам (свопирование);
· развитие финансово–промышленных групп, обеспечивающих
сращивание промышленного и финансового капитала;
· усиление спецификации прав собственности и повышение ответственности менеджеров;
· совершенствование хозяйственного права, усиление исполняемости судебных решений по хозяйственным спорам.
Заключение
Таким образом, для переходной экономики характерными являются кардинальные изменения в количестве и структуре предприятий, отражающие образование новых субъектов хозяйства в условиях разгосударствления экономики и усиления в ней роли рыночных отношений.
Переход к рыночной экономике означает кардинальное изменение характера взаимоотношений предприятий. Предприятия вступают в отношения друг с другом самостоятельно, руководствуясь рыночными критериями и стимулами, сообразуясь с реально складывающейся экономической обстановкой. Радикальный переход к принципиально иному характеру взаимоотношений предприятий оказывается весьма болезненным. Новый тип взаимоотношений имеет целый ряд негативных последствий. Во многом являясь порождением системного кризиса, он еще более углубляет его.
В заключение надо заметить, что недостатки и провалы в развитии предпринимательства в обществе ведут к неизбежности социально–экономических кризисов. Развитие предпринимательства и предприимчивости как культуры организаций способствует формированию среды для постепенных преобразований в самых разных областях экономики и общественного устройства, придавая и усиливая способность конкретных организаций, а также общества и экономики в целом к постоянному, постепенному самообновлению, снижая вероятности как экономических, так и социально–политических кризисов и потрясений.
Литература
1. Экономика переходного периода. Под ред. В. В. Радаева, А. В. Бузгалина. М.: Изд-во МГУ, 1995. Гл. 13, 14.
2. Теория переходной экономики, Т. 1. Под ред. В. В. Герасименко.М.: ТЭИС, 1997. Гл. 3.1.
3. Орлов А. Перспективы развития малого предпринимательства. В/Э, 2002, №7.
4. Ходов Д. О структуре малого бизнеса и особенностях его мотивации. В/Э, 2002, №7.
5. Российские предприятия в переходной экономике: экономические проблемы и поведение. Т.Г. Долгопятова. М.: Дело Лтд. 1995.
6. Порядок для хаоса: государство и предпринимательство в переходной экономике. Под ред. Б.К.Злобина. М.: Эдиториал УРСС, 2001.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 232.