Холдинги и финансово–промышленные группы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Формирование любых корпоративных структур в переходной экономике обычно группы подвергается критике из–за опасений чрезмерной монополизации производства. Между тем эти опа­сения едва ли можно считать оправданными.

 

В 1994 г. в российской индустрии насчитывается около 30 тыс. средних и мелких предприятий, крупных же корпо­ративных структур типа концернов — лишь единицы. На долю последних приходится не более 12% общего объема промыш­ленного производства. В США же промышленность определяют 300—400 крупнейших корпораций, которые выпускают около половины ее продукции.

 

Поэтому опасность для переходной экономики представ­ляет не функционирование крупных организационных струк­тур, пока единичных, а напротив, разрушение сложившихся промышленных и научно–производственных объединений, рас­пад технологического потенциала, игнорирование современных тенденций концентрации и диверсификации производства.

 

В процессе приватизации началось формирова­ние новых хозяйственных структур в российской промышлен­ности. Горизонтально интегрированные на базе бывших отраслевых министерств предприятия приватизируются пре­имущественно в форме акционерных обществ открытого типа. В то же время на предприятиях военно–промышленного комп­лекса началась приватизация по типу вертикальной интегра­ции акционерных обществ открытого и закрытого типа в хол­динги. Процесс этот протекает весьма противоречиво. Начало акционирования в 1992 году привело к резкому увеличению количества предприятий, получивших статус юридического лица на основе имеющихся производственных фондов. Это привело к существенным разрывам крупных технологических циклов и диспропорциям в базовых отраслях. Для предотвра­щения подобных негативных тенденций и создания правовых условий интеграции производственно–технологических комп­лексов в 1993 году были приняты государственные решения по преобразованию государственных предприятий в акционер­ные общества через холдинговые компании. Однако на прак­тике эти решения реализуются слабо из–за боязни монополиз­ма в промышленности. В связи с этим в конце 1993 г. появи­лись нормативные акты о порядке создания и деятельности финансово–промышленных групп в нашей стране.

 

Предполагается, что холдинговая компания как держатель контрольных пакетов акций предприятий, а также связанная с ней соглашением финансовая организация смогут обеспе­чить стабильность отношений снабжения и сбыта, а также не­обходимый приток инвестиций в производство. Такие органи­зационные структуры могут создаваться органами государст­венного управления даже без согласия трудовых коллективов дочерних предприятий, если предприятия связаны технологическими и кооперационными отношениями.

 

В зависимости от специфики создаваемых корпоративных структур холдинговые компании могут осуществлять различ­ные функции. Это может быть только инвестиционная деятель­ность, инвестиционная деятельность в сочетании с производ­ственной, коммерческой и другими функциями. Холдинг мо­жет централизовать функции снабжения, сбыта, осуществле­ния внешнеэкономических связей, проведения НИОКР, коор­динации деятельности дочерних предприятий. Возможна организация промежуточных холдингов, или субхолдингов для решения конкретного, ограниченного круга задач. Это могут быть, например, патентные и лицензионные холдинги, холдин­ги по оказанию услуг, холдинги по инвестиционной деятельно­сти. Создание холдинговой компании путем передачи ей части акций холдинга означает для предприятий делегирование полномочий по управлению определенным видом деятельности специально организованной корпоративной структуре. Как показывает мировой опыт, экономически выгодно подключе­ние мелкого и среднего бизнеса к обслуживанию технологиче­ских цепей финансово–промышленных групп.

 

В странах с высокоразвитой рыночной экономикой финансово–промышленные группы играют весьма важную роль. Их стержнем являются крупные фирмы. Груп­пирование фирм осуществляется по двум направлениям. Пер­вое и основное — объединение крупных фирм. Второе, допол­няющее его, — группирование мелких и средних фирм вокруг крупной фирмы через сеть имущественных и контрактных от­ношений. Создание таких групп преследует цель контроля за производственно–распределительным циклом из одного цент­ра. В качестве примера можно привести взаимодействие фирм в японской группе «Тоёта». Эта группа помимо изготовления различных компонентов к автомобилям охватывает произ­водство стали, прецизионных станков, автоматических ткац­ких станков, текстиля, потребительских товаров, оказание строительных услуг. В группе 15 подконтрольных фирме «Тоёта» компаний, которые занимаются производством дета­лей и сборкой автомобилей, фундаментальными научными ис­следованиями, экспортом и импортом сырьевых продуктов, «Тоёта» располагает пакетом акций в каждой из подконт­рольных компаний — от 22,7% акций в «Аити стил уоркс» до 39,8% в «Тоёта ауто боди». Кроме того, «Тоёта» получает ав­тозапчасти и компоненты от двух ассоциаций — «Кехокай», состоящей из 231 компании, и «Эйхокай», объединяющей 77 компаний. «Тоёта» не участвует в капитале членов ассоциа­ций. Связи с ними развиваются на основе контрактных отно­шений. В последние десятилетия отношения между крупными фирмами и мелкими поставщиками изменились. Раньше ги­ганты доминировали над участвовавшими в субпоставках фир­мами. Сегодня роль фирм–поставщиков возросла. Они уже не только продают свои товары и услуги, но и осуществляют обмен информацией с потребителями. Мелкие поставщики объединяются в ассоциации, с которыми крупным фирмам–потребителям приходится считаться.

 

Финансово–промышленная группа часто включает также банки и финансовые компании. С их помощью происходит финансовое обслуживание бизнеса внутри группы. Внутри груп­пы, которая носит в целом олигопольный характер, форми­руется экономическая и финансовая взаимозависимость. Вме­сте с тем жесткое централизованное управление деятель­ностью всей группы со стороны головной компании практиче­ски исключено вследствие огромного размаха ее операций. Участники группы лишь координируют свои действия с целью ограничения конкуренции, повышения общей эффектив­ности, обеспечения надежности поставок и сбыта.

 

Если исходить из необходимости создания современной рыночной экономики в России, то надо отметить и мировой опыт успешного функционирования таких крупных корпораций, как финансово–промышленные группы. С по­мощью этих групп могут быть созданы мощные производст­венные комплексы, способные участвовать в конкуренции с крупными иностранными корпорациями, что создает необходимые условия для перехода к экономике открытого типа.

 

Одновременно с развитием крупных корпоратив­ных структур необходимо применять методы антимонопольно­го регулирования для ограничения их экономического дикта­та. Государство должно следить, чтобы рынок обитания фи­нансово-промышленных групп носил олигопольный, но не откровенно монопольный характер. Для этого надо, в частно­сти, поощрять образование альтернативных экономических структур и развитие конкуренции за государственные заказы и закупки.

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 181.