Задачи развития малых предприятий
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Эволюция предприятий в переходной экономике не ограничивается преобразованиями крупных предприятий. Не меньшее значение имеет стимулирование развития малых и средних предприятий. Малый и средний бизнес, причем осо­бенно малый, выполняет очень важную роль в рыночной экономике. Прежде всего, за счет оперативной реакции на изменение конъюнктуры рынка он придает необходимую гибкость рыноч­ной экономике в целом.

 

Говоря о малом бизнесе необходимо отметить его массовость. Так, в промышленно развитых странах на малый бизнес зачастую приходится до 90—95% числа всех предприя­тий и до 20—60% валового национального продукта. Осо­бую роль играет малое предпринимательство в развитии сфе­ры услуг и торговли.

 

Малый бизнес способствует развитию конкурентной среды и тем самым снижению степени монополизации экономики. В силу своих небольших размеров и многочисленности, малый бизнес гораздо труднее монополизировать, чем массовое производство на крупных предприятиях.

 

В силу небольших объемов производственных фондов и не­значительного числа занятых работников, малый бизнес об­ладает гибкостью и подвижностью, которая позволяет быстро менять сферу деятельности или специализацию. Это позволяет ему активно осваивать новейшие достижения на­учно–технического прогресса, особенно в таких некапиталоем­ких сферах, как кибернетика и электронная техника.

 

Также в силу своей массовости, малый бизнес обеспечивает занятость большого числа людей, что до­полнительно поднимает его значимость в переходной экономи­ке, стоящей перед угрозой появления массовой безработицы.

 

Все названные функции малого бизнеса показывают, на­сколько важно стимулировать его развитие при переходе к рыночной экономике, особенно — к социально ориентирован­ной.

 

В современной российской экономике малый бизнес только начинает развиваться и период его становления протекает очень нелегко. Начавший было набирать силу в 1991 г. процесс об­разования малых предприятий в производственной сфере практически прекратился в 1992 году, вследствие проводив­шейся тогда экономической политики и экономической конъюнктуры. Либерализация цен и сильная, скачкообразная ин­фляция привели к ликвидации финансовой базы малого биз­неса из-за обесценения сбережений населения и резкого повы­шения процентных ставок. Причем в сфере производства, где наиболее организованно и жестко действует налоговая систе­ма, малые предприятия оказались к тому же под непомерным налоговым прессом. Малый бизнес наименее защищен от давления коррупции, организованной пре­ступности, произвола чиновников, и общая картина станет еще более удручающей.

 

Этим объясняется немногочисленность вновь созда­ваемых малых предприятий в России. Так, за весь 1992 год их образовалось вместе с кооперативами почти 190 тысяч, списочная численность занятых на этих предприятиях соста­вила около 3 млн человек, а вместе с привлеченными работ­никами — примерно 5 млн человек. Относительная незначи­тельность этих показателей видна из сопоставления с данны­ми развития малого бизнеса в США. Там на 250 млн жителей страны насчитывается около 15 млн малых предприятий. В России же с ее населением порядка 150 млн человек имеет­ся в целом, по оценочным данным, примерно 700 тысяч таких предприятий, т. е. столько, сколько в США возникает еже­годно.

 

Отрицательно влияет на развитие малого бизнеса в пере­ходной экономике непрекращающийся спад производства. Он особенно губителен для малых предприятий, поскольку уси­ливает монопольный характер и дефицитность экономики, по­рождает экономический хаос и неуверенность. К тому же в условиях инфляции рост цен обгоняет повышение номиналь­ных доходов населения, что приводит к сужению емкости внутреннего рынка и сдерживает предпринимательскую актив­ность.

 

Все перечисленные сложности и проблемы переходной эко­номики сдерживают развитие малого бизнеса. Это показывает, что развитие малых предприятий нуждается в постоянной и целенаправленной государственной поддержке.

 

Государство всегда поддерживает малый бизнес и в условиях развитого социально ориентированного рыночного хозяйства. Это видно на примере современной экономи­ки Германии. В немецкой государственной экономической политике, как и в экономической ли­тературе, не принято обособлять малый бизнес от среднего. Они рассматриваются как некое экономическое единство, име­нуемое «миттелыитанд», что в переводе на русский язык озна­чает средний слой. Экономическое значение мелкого и средне­го бизнеса в ФРГ определяется его ролью, во–первых, работодателя для 2/3 всего занятого населения; во-вторых, производителя продукции и услуг, составляющих почти по­ловину валового внутреннего продукта; в–третьих, катализа­тора научно–технического прогресса, на долю которого при­ходится 2/5 всех валовых инвестиций и более половины зарегистрированных патентов; в–четвертых, источника кадров, охватывающего 85% всех имеющихся в ФРГ мест производ­ственного обучения.

 

Главным принципом, лежащим в основе системы мер го­сударственной поддержки «миттельштанда», является оказа­ние помощи, стимулирующее предпринимательскую актив­ность. Общая цель программы государственной помощи — по­вышение эффективности и конкурентоспособности мелкого и среднего бизнеса. Основными мерами государствен­ной поддержки являются:

 

1. Мероприятия структурной политики федерального пра­вительства. Главный ее инструмент — картельное право. Ве­домство по надзору за картелями, во–первых, тщательно следит за слияниями крупных фирм, во–вторых, всемерно облегчает кооперацию мелких и средних фирм. Кроме того, обеспечивается равно­правное участие малого и среднего бизнеса в распределении государственных контрактов.

 

2. Налоговые льготы: специальные нормы амортизацион­ных отчислений (ускоренное списание), создания резервов не­ облагаемой налогом прибыли, инвестиционные надбавки за счет налоговых ведомств.

 

3. Финансовая поддержка: льготные дешевые кредиты под гарантию правительства и специальные кредиты земельных правительств на создание новых рабочих мест.

 

4. Помощь в инновационной сфере: индустриальные и на­учные парки, инновационные центры, облегчающие доступ к информации и капиталу. Содействие в совместной работе мел­ких и средних фирм с научными учреждениями, помощь в обучении научного персонала.

 

5. Помощь в обучении предпринимателей и менеджеров в системе торгово–промышленных палат.

 

6. Консультационные услуги государственных экспертов и
оплата консультационных услуг частных экспертов.

 

Не менее широкой, чем в странах с высокоразвитой, соци­ально ориентированной экономикой, должна быть и государ­ственная поддержка малого бизнеса в переходной экономи­ке. Очень важно предоставление не только кредитных льгот, но и целевых средств венчурного капитала малым научно–тех­ническим фирмам. Актуальным является также привлечение ресурсов крупных предприятий через развитие системы со­трудничества крупного и малого предпринимательства — ши­роко развитого за рубежом франчайзинга. При этой системе крупная головная фирма предоставляет за плату малому предприятию право использовать свою торговую марку, оказывает услуги в виде консультаций и рекламы, сдает в аренду оборудование и т. д. Это система взаимовыгодного сотрудничества крупных и малых предприятий способствует развитию рыночного механизма торговли и сферы услуг. Необходима и государственная техническая помощь малым предприятиям производственного характера.




Дата: 2019-04-23, просмотров: 194.