Отношения между предприятиями по поводу материально–технического снабжения (средства труда, материалы, сырье, комплектующие) и сбыта произведенной продукции приобретают все более рыночную ориентацию, подвергаются все большему влиянию спросовых ограничений, однако в заметной мере сохраняют специфику, проистекающую из особых условий переходной экономики.
Факторами, затрудняющими развитие новых форм отношений между предприятиями, выступают неразвитость рыночной инфраструктуры, слабое овладение методами маркетинговой политики, медлительность принятия и низкая эффективность реализации арбитражных решений по хозяйственным спорам, тяжелое финансовое положение многих предприятий и в целом кризисный характер переходной экономики.
В начальный период важную роль в снабженческо–сбытовой политике играют прежние хозяйственные связи партнеров в силу инерции, преимуществ доверительных отношений в условиях экономической неопределенности; отсутствия необходимой информации, жесткой зависимости от прежних технологических "цепочек" при недостатке средств для изменения профиля предприятия и т.п. Со временем главным критерием выбора партнеров становятся рациональные рыночные оценки. При этом неустойчивость экономики, неразвитость рыночной инфраструктуры обусловливают хаотичность установления хозяйственных связей, частую смену контрагентов.
Существенными факторами, влияющими на материально–техническое снабжение предприятий в переходной экономике России, оказались следующие: потеря связей с прежними поставщиками из республик бывшего СССР и стран бывшего СЭВ; закрытие, перепрофилирование или переориентация на экспорт части поставщиков в условиях трансформации экономики; давление монополистов–поставщиков, продолжающих играть значительную роль в экономике; дороговизна посреднических и транспортных услуг; невысокий уровень качества и узость ассортимента многих видов отечественной продукции материально–технического назначения и т.п.
Адаптация предприятий к существующим условиям происходит как в пассивной, так и в активной форме. Исследование поведения предприятий показало, что в 1995 г. среди пассивных мер преобладали бартер (62% предприятий), сокращение объема выпуска (12%), сокращение ассортимента (7%); среди активных мер — поиск новых поставщиков (57%), организация производства сырья и материалов на своем предприятии (7%), вложение инвестиций в развитие предприятий–поставщиков (2%).
Своеобразием является то, что одновременно с расширением рыночных отношений происходит усиление натурализации хозяйства (бартеризация, развитие предприятиями собственной сырьевой базы) и регионализации хозяйственных связей.
Противоречивость переходного периода проявляется и в сбытовой политике предприятий. Существенными факторами, влияющими на нее, можно считать потерю рынков стран СНГ и Восточной Европы для многих российских предприятий, сокращение спроса со стороны покупателей — как домашних хозяйств в связи со снижением реальных доходов населения, так и предприятий в связи с сокращением их производства и финансовых возможностей, трудности выхода на мировой рынок, агрессию импортных товаров, а также неразвитость рыночной инфраструктуры.
Приспосабливаясь к существующим условиям, предприятия используют различные меры для улучшения сбыта своей продукции. По данным обследования, в 1995 г. 65% всех предприятий использовали в этих целях сдерживание роста цен на свою продукцию, 45% — изменение ассортимента выпускаемой продукции, 29% — работу с посредниками и дилерами, 24% — активную рекламу. 6% — изменение профиля производства, 5% — выход на зарубежные рынки, 5% — борьбу за госзаказы и только у 5% предприятий не было проблем со сбытом.
При этом все большее значение для сбытовой политики предприятий имеет не только активизация сбыта традиционной продукции, но и реструктуризация производства, освоение новых видов продукции. Проблемой, однако, является нехватка средств для проведения реконструкции предприятия, изменения его профиля.
Трудности со сбытом, кризис неплатежей вызывают расширение бартерных операций, поставок в счет будущих платежей, разного рода злоупотреблений.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 210.