Как показывает практика, сбор достоверной медицинской информации является наиболее сложной частью исследования. В целом, система здравоохранения не отличается информационной открытостью — это относится как к сети лечебных учреждений, так и к “вертикали” Госсанэпиднадзора. Медицинские учреждения — учреждения ведомственные, их действия по подготовке и предоставлению информации независимым организациям могут зависеть от разрешения вышестоящей медицинской организации, и не бесплатны
Не надо забывать, что первичная информация о состоянии здоровья отдельных граждан, с одной стороны, составляет врачебную тайну, а с другой — является необходимой для проведения полноценного медико-экологического исследования. Здесь практически единственным выходом для независимой организации являются те или иные формы сотрудничества с медицинским учреждением, возможно, платного. Это может быть заказ поликлинике на подготовку той или иной информации на основе карточек пациентов, участие специалистов учреждения в проводимом обследовании и т.п.
Особо надо отметить сложность сбора информации о состоянии здоровья населения закрытых городов (города военной химии и “атомные” города), а также городов, созданных на основе крупного производства. Большинство жителей этих городов обслуживается медсанчастями предприятий или спецмедсанчастями, которые нередко вообще не предоставляют информацию о состоянии здоровья населения, причем иногда даже самим пациентам. Известны случаи, когда медицинские карточки, выданные гражданам после неоднократных требований об их предоставлении медсанчастью предприятия, не содержали никакой информации об обследованиях состояния здоровья во время трудовой деятельности (вероятно, она была предварительно удалена).
Врачебная тайна Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан [68] Статья 61. Врачебная тайна Информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и лечении, составляют врачебную тайну. <...> Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении профессиональных, служебных и иных обязанностей, кроме случаев, установленных частями третьей и четвертой настоящей статьи. С согласия гражданина или его законного представителя допускается передача сведений, составляющих врачебную тайну, другим гражданам, в том числе должностным лицам, в интересах обследования и лечения пациента, для проведения научных исследований, публикации в научной литературе, использования этих сведений в учебном процессе и в иных целях. Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается: 1. в целях обследования и лечения гражданина, не способного из-за своего состояния выразить свою волю; 2. при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений; 3. по запросу органов дознания и следствия, прокурора и суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством; 4. в случае оказания помощи несовершеннолетнему в возрасте до 15 лет для информирования его родителей или законных представителей; 5. при наличии оснований, позволяющих полагать, что вред здоровью гражданина причинен в результате противоправных действий. |
Отметим, что на практике положений действующего законодательства (напр., ст. 5 Закона РСФСР “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”) оказывается недостаточно для того, чтобы обеспечить доступ независимых организаций к полной территориальной статистике, отражающей состояние здоровья населения. В принципе, во многих регионах существует практика платного предоставления справок о состоянии здоровья населения, основанная на ст.8 упомянутого закона. Такие справки, предоставляемые как местными управлениями здравоохранения, так и органами Госсанэпиднадзора, могут быть необходимы предприятиям в качестве исходной информации при подготовке материалов оценки воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности. Характер такой справки, ее содержание ничем не регламентированы и могут быть существенно различны в каждом конкретном случае.
Привлечение специалистов
В некоторых случаях общественной организации, которая занимается проблемами здоровья населения, приходится прибегать к помощи независимых центров или специалистов, нередко на платной основе. Иногда таким образом проводятся довольно масштабные комплексные исследования, включающие как медицинскую компоненту (обследования, анализ медицинской статистики), так и измерения параметров состояния окружающей среды. Часто важным элементом таких проектов является и сотрудничество с местными медицинскими учреждениями (например, поликлиниками), в которых хранится первичная информация о здоровье населения.
Такая ситуация является частным случаем работы с экспертами или консультантами, и к ней применимы соответствующие рекомендации, содержащиеся в главе 7 данной книги. Особо отметим лишь один момент взаимного непонимания, характерный для подобных ситуаций. Нередко специалист стремится ограничиться добросовестным описанием частных случаев, избегая выводов общего характера. В то же время организация — инициатор проекта ожидает от него далеко идущих выводов и обобщений. Этот вопрос — характер возможных выводов — должен быть обсужден заранее. Конечно, специалист не может еще до начала исследования принять обязательство установить причинно-следственную связь между заболеваемостью и состоянием окружающей среды. Тем не менее, практически в любом случае можно, например, сравнить полученную картину с известными данными для экологически неблагополучных и относительно благополучных территорий — и необходимость такого сравнения может быть зафиксирована заранее.
В заключение авторы хотели бы еще раз предостеречь организации или группы, не работающие профессионально в данной области, от поспешных, недостаточно обоснованных, но категоричных заявлений относительно причинно-следственной связи между загрязнением окружающей среды и тем или иным заболеванием. Достоверные выводы такого рода могут быть сделаны лишь на основании серьезных исследований. Не углубляясь специально в такие исследования, можно ограничиться выводами о том, что наблюдаемая концентрация вредного вещества (при данном пути поступления в организм и времени воздействия) может представлять опасность для здоровья или может быть причиной наблюдаемой заболеваемости.
Недоказанность причинно-следственной связи не означает ее отсутствия. Поэтому обоснованных соображений о возможности такой связи может оказаться достаточно для того, чтобы сформулировать проблему для органов государственной власти, представителей предприятия-загрязнителя. Основанием для постановки проблемы могут быть, например, случаи, описанные в специальной литературе, или то, что такая связь была достоверно установлена в более или менее сходной ситуации.
Список литературы:
" Экологическая информация и принципы работы с ней " Авторы: Т.В.Гусева, С.Ю.Дайман, М.В.Хотулева, В.Н.Виниченко, Е.В.Веницианов, Я.П.Молчанова, Е.А.Заика.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 211.