Получение независимой информации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Умело используя сведения, полученные в государственных природоохранных органах, доступные в открытых источниках, вы сможете сделать определенные выводы и предложить некоторые рекомендации. Тем не менее, этой информации может оказаться недостаточно.

Многие общественные организации обращаются к собственным наблюдениям и измерениям. Такие наблюдения при разумной организации и корректной интерпретации могут давать весьма полезную информацию, дополняющую сведения официальных источников, а иногда и вносящую в них серьезные коррективы. Этот способ получения независимой информации уже упоминался в разделе о качестве окружающей среды и подробно описан в книге “Как организовать общественный экологический мониторинг” [6].

В последние годы получил развитие еще один подход к получению независимой информации о хозяйственных объектах, который носит название экологического аудирования. Под экологическим аудированием традиционно подразумевают независимый квалифицированный анализ, оценку, разработку соответствующих рекомендаций и предложений третьей, независимой стороной по фактическим результатам любой экологически значимой деятельности [55]. Этот вид деятельности не ограничивается “проверкой деятельности и отчетности экономических субъектов”, но и включает огромный спектр дополнительных услуг, в частности консультационных, который нацелен на развитие и повышение эффективности внутренней системы экологического контроля и управления объекта аудирования. На практике, экологическое аудирование подразумевает, в частности, анализ информации о деятельности предприятия, полученной различными способами из различных источников, а также выработку рекомендаций по уменьшению воздействий на окружающую среду.

Таким образом, в процессе экологического аудирования должна создаваться дополнительная достоверная независимая информация об экологических аспектах деятельности предприятий. Сразу необходимо подчеркнуть, что во всем мире экологическое аудирование рассматривается как один из видов предпринимательской деятельности. Решение администрации предприятия прибегнуть к услугам аудиторов, как правило, является добровольным. И вопросы конфиденциальности информации, получаемой аудиторами, строго регламентированы во всех странах. В Российской Федерации основные положения системы экологического аудирования находятся на стадии утверждения, а нормативные документы еще подлежат разработке.

Тем не менее, с нашей точки зрения, в этой системе есть определенное место и для общественности. Во-первых, в рамках экологического аудирования используется целый ряд приемов и методов получения и анализа информации об экологических аспектах деятельности предприятия. Некоторые из них, например метод материального баланса, визуальная оценка, фото- и видеосъемка, а в ряде случаев и анкетирование, обзорные туры по предприятию, вполне могут быть использованы общественной организацией при анализе деятельности предприятий. Часть этих методов предполагают сотрудничество с руководством предприятия, другие общественная организация может применять и самостоятельно, например при анализе доступной документации предприятия или типичных технологических регламентов.

С другой стороны, не кто иной, как общественные организации могут создать условия, при которых руководство предприятия сочтет целесообразным проведение экологического аудирования с привлечением квалифицированных экспертов. Роль общественности в этом случае состоит в том, чтобы обсудить с представителями предприятия проблемы загрязнения окружающей среды, которые вызваны воздействием объекта, доказать значимость вклада того или иного источника загрязнения, найти стимулы, убедить руководство в необходимости объективной экспертной оценки производственного процесса и принятия мер по уменьшению воздействия. По окончании аудирования некоторые мероприятия, предложенные экспертами, конкретная программа их реализации также могут стать предметом обсуждения с общественностью.

Общественная организация организовала общественный экологический мониторинг водного объекта, расположенного вблизи предприятия, производящего медицинскую вату. Проанализировав все доступные сведения, получив определенный массив собственных данных и сделав определенные выводы, общественная организация предложила руководству промышленного предприятия обсудить результаты наблюдений за составом одного из выпусков, который, в соответствии с отчетной документацией, был организован для сброса в реку нормативно чистых вод. Из данных общественного экологического мониторинга следовало, что в выпуске систематически присутствовали компоненты, которые никак не могли считаться типичными для нормативно чистых вод — таннины при щелочной реакции раствора и свободный хлор. Представители промышленного объекта не могли дать исчерпывающего ответа на вопрос о причинах поступления опасных загрязняющих веществ в водную систему и предложить разумные меры по их устранению.

Традиционный подход к проблемам такого рода предполагал бы обращение в государственные природоохранные органы с тем, чтобы они наложили штрафные санкции на предприятие. Однако такой подход не представлялся эффективным. Экономические санкции, не способствуя, по существу, решению природоохранной проблемы, могли привести к обострению конфликта и, возможно, к банкротству предприятия, служившего крупнейшим работодателем в районе. После довольно продолжительных консультаций было принято решение пригласить экспертов для проведения инициативного, то есть осуществляющегося в интересах хозяйственного объекта, экологического аудирования предприятия. В ходе работ были выявлены источники и причины поступления загрязняющих веществ в воду и в воздух, установлены характерные технологические и организационные проблемы. В соответствии с требованиями, предъявляемыми к программам экологического аудирования, детальные расчеты, результаты анализов, оценка материального баланса производства, строящиеся на конфиденциальной информации, предоставленной аудиторской группе предприятием и полученной в процессе работы, были описаны во внутреннем отчете, подготовленном для руководства предприятия. В то же время, открытый документ, подготовленный на основе этого отчета для разработки и обсуждения и экологической политики предприятия, не содержал конфиденциальной информации, но включал полный объем сведений о характере сбросов, рекомендации в отношении мер, необходимых для их уменьшения. Контроль за выполнением конкретных задач, вытекающих из экологической политики предприятия, было решено осуществлять совместными усилиями общественной организации и руководства объекта.

В результате предприятие не было наказано штрафными санкциями, но устранило причину загрязнения — неисправность в канализационной системе. В настоящее время предприятие работает над изменением технологии, предполагающим отказ от использования хлора.

Загрязнитель не понес заслуженного наказания — этот результат может вызвать справедливое возмущение. Но зато идентифицирован и устранен источник загрязнения, никогда ранее не привлекавший внимания ни природоохранных органов, ни самого предприятия.

Тем, кого интересуют вопросы экологического аудирования, мы можем рекомендовать книгу “Экологическое аудирование промышленных предприятий” [55].

В заключение еще раз отметим, что если каждый из источников экологической информации дает лишь ограниченный набор сведений о данном предприятии (или о типе предприятий, подобных вашему), то совокупный анализ всех доступных информационных источников может дать информацию поистине уникальную.

Дата: 2019-05-29, просмотров: 170.