Территориальная статистика заболеваемости
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Заболеваемость жителей неблагоприятной в экологическом плане территории является хотя и косвенным, но весьма точным индикатором качества окружающей среды. На основе анализа территориальной статистики можно выделить заболевания, в основе которых, вероятно, лежит действие токсичных веществ. Анализ медицинских и социальных последствий выявленных заболеваний позволяет определить приоритетность решения проблем, связанных с такими заболеваниями.

Разумеется, медицинская информация по краю, области или республики в составе Российской Федерации вряд ли пригодна для исследования локальной проблемы, например влияния состояния окружающей среды на здоровье жителей небольшого промышленного города. Сведения о состоянии здоровья населения города или района просто растворятся в информации краевого или республиканского масштаба. Наоборот, при катастрофах регионального масштаба эта информация довольно хорошо отражает действительное положение дел с изменением структуры заболеваемости населения.

Какая же информация о состоянии здоровья существует на локальном уровне? Первичная информация о состоянии конкретного пациента находится в его личной карточке в поликлинике (или медсанчасти) по месту жительства (или работы) гражданина. Иногда такая информация, помимо бумажной формы, хранится и в различных базах данных в электронном виде у медицинских статистиков в конкретной поликлинике или медсанчасти. Содержание статистических медицинских баз данных часто определяется той или иной страховой компанией, которая обслуживает данное медицинское учреждение. Какие сведения содержится в таких первичных источниках — карточках или базах данных? Обычно основная информация включает:

· фамилию, имя, отчество пациента;

· пол, возраст;

· место постоянного жительства;

· обращения к специалистам (дата и результат обращения, то есть установленный, подтвержденный, измененный или снятый диагноз);

· диспансерный учет (устанавливается после многократного подтверждения диагноза до его снятия);

· снятие с учета (дата, основание снятия, включая смерть пациента).

Информация, собираемая и обрабатываемая местными лечебными учреждениями для страховых компаний, вряд ли может быть для установления взаимосвязи состояния окружающей среды и здоровья населения. Как правило, эта информация, накапливаемая для целей страховой компании, содержит сведения, носящие, в основном, экономический характер.

В общем, в области здоровья населения наблюдается та же “информационная пирамида”, что и в других областях. На “первичном” уровне содержится много ценной информации о состоянии здоровья населения, которая теряется при передаче обобщающих форм на вышестоящие уровни и не отражена в статистических материалах, которые готовятся на этих уровнях. Поэтому, например, если необходимо выяснить состояние здоровья населения, проживающего вокруг промышленного объекта, во многих случаях придется обрабатывать информацию практически вручную, запросив ее в местном лечебном учреждении, или в нескольких лечебных учреждениях, обслуживающих данную территорию. При этом надо отдавать себе отчет в объеме информации и ее пригодности для обработки. Многие записи в карточках попросту трудночитаемы, а количество же пациентов в первичном лечебном учреждении может достигать нескольких десятков тысяч. Наконец, доступ к информации о состоянии здоровья конкретных граждан ограничен по соображениям врачебной тайны.

Право на информацию и здоровье населения Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан [68] Статья 19. Право граждан на информацию о факторах, влияющих на здоровье Граждане имеют право на регулярное получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания, рациональных нормах питания, о продукции, работах, услугах, их соответствии санитарным нормам и правилам, о других факторах. Эта информация предоставляется местной администрацией через средства массовой информации или непосредственно гражданам по их запросам в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Статья 31. Право граждан на информацию о состоянии здоровья Каждый гражданин имеет право в доступной для него форме получить имеющуюся информацию о состоянии своего здоровья, включая сведения о результатах обследования, наличии заболевания, его диагнозе и прогнозе, методах лечения, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, их последствиях и результатах проведенного лечения. <...> Гражданин имеет право непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, и получать консультации по ней у других специалистов. По требованию гражданина ему предоставляются копии медицинских документов, отражающих состояние его здоровья, если в них не затрагиваются интересы третьей стороны. Закон РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» [69] Статья 5. Права граждан РСФСР <...> 3. Граждане РСФСР при обращении на предприятия и в организации имеют право на получение от них в пределах их компетенции полных и достоверных сведений: о состоянии среды обитания и здоровья населения, эпидемиологической обстановке, действующих санитарных правилах; о принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия и их результатах; о качестве выпускаемых товаров народного потребления, в том числе пищевых продуктов, а также питьевой воды. Статья 8. Права предприятий и организаций 1. Предприятия и организации при обращении в органы государственной власти и управления имеют право на получение от них на договорной основе информации о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии окружающей природной среды, заболеваемости населения, действующих санитарных правилах.

Какова дальнейшая судьба первичной медицинской информации? В своем полном виде она остается только в картах пациентов. На уровне лечебного учреждения эта информация объединяется в несколько статистических форм и отправляется в вышестоящее медицинское учреждение — в отделы здравоохранения (районные или городские отделы медицинской статистики) или в центральную районную (городскую) больницу. Основная статистическая форма — это годовая форма №12 “Отчет о числе заболеваний, зарегистрированных у больных, проживающих в районе обслуживания лечебного учреждения”, утвержденная постановлением Госкомстата России от 10. 06. 1993 г. № 83. Эта форма разделена по возрастным категориям:

· дети до 14 лет,

· подростки 15-17 лет,

· взрослые.

Отдельно по детям составляется годовая отчетная форма №31 “Сведения о медицинской помощи детям и подросткам-школьникам”, утвержденная постановлением Госкомстата России 25. 07. 1993 г. №82. Далее на уровне района (или города) составляются объединенные статистические формы и переправляются в орган управления здравоохранения республики (в составе Российской Федерации), края или области. Далее после очередного объединения медицинской статистики на этом уровне информация подается в Минздрав России, и наконец, Минздрав готовит сводный отчет, который направляется в Госкомстат.

Некоторая информация о заболеваемости населения имеется и у местных центров санитарно-эпидемиологического надзора. Форма, подобная упомянутой форме № 12, отражает территориальную статистику заболеваемости с точки зрения эпидемиологической обстановки. На верхних уровнях в системе Госсанэпиднадзора публикуется уже упомянутый Государственный доклад “О санитарно-эпидемиологической обстановке в России” и (в некоторых регионах) аналогичные доклады территориального уровня.

Дата: 2019-05-29, просмотров: 286.