Сегодня невозможно решать задачи научного осмысления и конструирования деятельностного процесса без включения в него содержания, предусматривающего обучение будущего специалиста общению с учетом специфики профессиональной деятельности. В условиях демократизации социальной действительности и становления рыночной экономики страна нуждается в работниках, обладающих коммуникативными умениями и навыками. В общении человек самоопределяется и самопредъявляется. Недостатки коммуникативного развития препятствуют профессиональному и личностному росту специалиста.
Успех профессионального общения определяют следующие способности и качества: коммуникативное чутье; коммуникабельность и готовность к общению; ясное и стратегически направленное мышление; способность к аналитической работе; умения профессионально оценивать результаты коммуникативной активности; устанавливать связь между целями профессиональной деятельности и коммуникационными программами; владеть профессиональными знаниями по проблемам, связанным с той отраслью хозяйства, о которых сообщается в интервью, беседах и пр.
Профессиональное общение - это особая система, обеспечивающая постоянный контроль за ходом и результатами деятельности специалиста, формулирование целей предстоящего общения, отбор источников информации (в том числе интервьюируемых), сбор информации о собеседнике, анализ собранной информации, предоставление ее читателям, слушателям, телезрителям. Общение как особый вид творчества журналиста осуществляется посредством аксиологического межсубъектного взаимодействия, определяющего взаимопонимание людей и их духовную общность в профессиональной деятельности.
Профессиональное общение представляет собой речевое взаимодействие специалиста с другими специалистами и клиентами организации в ходе осуществления профессиональной деятельности.
Культура профессиональной деятельности во многом определяет её эффективность, а также репутацию организации в целом и отдельного специалиста.
Культура общения составляет важную часть профессиональной культуры, а для таких профессий как, например, преподаватель, журналист, менеджер, юрист - ведущую часть, поскольку для этих профессий речь является основным орудием труда.
Профессиональная культура включает владение специальными умениями и навыками профессиональной деятельности, культуру поведения, эмоциональную культуру, общую культуру речи и культуру профессионального общения.
Специальные навыки приобретаются в процессе профессиональной подготовки. Культура поведения формируется личностью в соответствии с этическими нормами общества. Эмоциональная культура включает умение регулировать своё психическое состояние, понимать эмоциональное состояние собеседника, управлять своими эмоциями, снимать волнение, преодолевать нерешительность, устанавливать эмоциональный контакт.
Общая культура речи предусматривает нормы речевого поведения и требования к речи в любых ситуациях общения, культура профессионального общения характеризуется рядом дополнительных по отношению к общей речевой культуре требований.
В профессиональной культуре общения становится особенно высокой роль социально-психологических характеристик речи, таких как соответствие речи эмоциональному состоянию собеседника, деловая направленность речи, соответствие речи социальным ролям.
Речь является средством приобретения, осуществления, развития и передачи профессиональных навыков.
Культура профессиональной речи включает:
-владение терминологией данной специальности;
-умение строить выступление на профессиональную тему;
-умение организовать профессиональный диалог и управлять им;
-умение общаться с неспециалистами по вопросам профессиональной деятельности.
Знание терминологии, умение устанавливать связи между известными ранее и новыми терминами, умение использовать научные понятия и термины в практическом анализе производственных ситуаций, знание особенностей стиля профессиональной речи составляют лингвистическую компетенцию в профессиональном общении.
Оценочное отношение к высказыванию, осознание целевой установки общения, учет ситуации общения, его места, отношений с собеседником, прогнозирование воздействия высказывания на собеседника, умение создать благоприятную для общения атмосферу, умение поддерживать контакты с людьми разного психологического типа и уровня образования включаются в коммуникативную компетенцию специалиста. В коммуникативную компетенцию входит как само умение общаться, обмениваться информацией, так и умение налаживать целесообразные отношения с участниками производственного процесса, организовать совместную творческую деятельность.
Умение контролировать эмоции, направлять диалог в соответствии с потребностями профессиональной деятельности, соблюдение этических норм и требований этикета составляют поведенческую компетенцию. Коммуникативное поведение подразумевает такую организацию речи и соответствующего ей речевого поведения, которые влияют на создание и поддержание эмоционально-психологической атмосферы общения с коллегами и клиентами, на характер взаимоотношений участников производственного процесса, на стиль их работы.
Итак, для успеха в профессиональной деятельности современному специалисту необходимо в совершенстве владеть навыками культуры речи, обладать лингвистической, коммуникативной и поведенческой компетенцией в профессиональном общении.
Для этого необходимы следующие качества:
- знание норм литературного языка и устойчивые навыки их применения в речи;
- умение следить за точностью, логичностью и выразительностью речи;
- владение профессиональной терминологией, знание соответствий между терминами и понятиями;
- владение стилем профессиональной речи;
- умение определять цель и понимать ситуацию общения;
- умение учитывать социальные и индивидуальные черты личности собеседника;
- навыки прогнозирования развития диалога, реакций собеседника;
- умение создавать и поддерживать благожелательную атмосферу общения;
- высокая степень контроля эмоционального состояния и выражения эмоций;
- умение направлять диалог в соответствии с целями профессиональной деятельности;
- знание этикета и четкость выполнения его правил.
II. Вопросы для самоконтроля
1. Дайте определение понятий «этика», «общение», «деловое общение», «этика делового общения».
2. Каковы особенности этики делового общения традиционного общества?
3. Какова, по вашему мнению, роль этики в деловом общении?
4. Объясните значение понятий «культура поведения», «деловой этикет» специалиста по социальной работе.
5. Почему, по вашему мнению, необходимо соблюдать определенные правила в отношении одежды и внешнего вида деловому человеку?
6. Охарактеризуйте этические принципы общения специалиста.
7. В чем сущность личностных качеств и умений специалиста?
8. Какие способности и качества определяют успех профессионального общения ?
9. Выполните задания к практическим занятиям и определите ваш стиль делового общения и анализируйте свой стиль общения.
10. Выполните задание для самостоятельной работы и составьте примерные рекомендации делового этикета.
Тема 3.2. Настроение как базовая категория психологии общения
I. Краткое содержание
1. Понятие настроения
Понятие «настроение» широко употребляется, причем в обыденной речи чаще, чем в языке психологов. Очень часто и в разных контекстах мы встречаем выражения «душевный, внутренний настрой», «настроенность на дело, успех, на победу...». Трудно перечислить все определения, которые присоединяются к слову «настроение». В психиатрии этот термин употребляется чаще, чем в психологии.
Настроение — общее эмоциональное состояние, которое в течение известного времени окрашивает переживания и деятельность человека; причина такого состояния человеком не всегда сознается, и в этих случаях настроение переживается как «безотчетное».
Настроение имеет тенденцию иррадиировать: человеку, переживающему радостное настроение в связи с какой-то жизненной удачей, все кажется милым и приятным. Ученый психолог Н.Д. Левитов уточнял, что настроения, как и все психические состояния, обусловлены и личностью, и ситуацией. В одних случаях они более предметны, а в других — беспредметны; в одних случаях они более личностны, в других — менее личностны.
В определении роли настроения целесообразно исходить из общих принципов организации психики. Психика целостна, в ней есть звенья (части), реализующие целостность ее организации (строения) — временной, пространственной, функциональной и т.д. Личностные структуры и психические состояния относятся к психическим явлениям различного временного масштаба. Существуют звенья, которые их связывают, сохраняя целостность психики. Роль такого звена, реализующего постоянное влияние личности на психические состояния, выполняет настроение. Попытаемся дать такое определение понятию «настроение», в котором будет отражена роль личности как основного интегратора психики человека.
Настроение является относительно устойчивым компонентом психических состояний, основным звеном взаимосвязи структур личности с различными компонентами психических состояний — чувствами и эмоциями, переживаниями событий, происходящих в духовной, социальной и физической жизни личности, психическим и физическим тонусом индивида.
В научной литературе часто встречается определение «повышенное, приподнятое настроение». Понятия «повышенное» и «гармоничное» настроение не совпадают. Под гармоничным считается понимание настроения, способствующее возникновению состояния, которое благоприятно для достижения личностью ее далеких и близких жизненных целей. При эйфорическом состоянии настроение предельно высокое, но не всегда гармоничное. Действительно гармоничное настроение — не только приятные ощущения, положительные эмоции, оно рождает состояния вдохновения, состояния высших переживаний. Гармонизация настроения во многом зависит от успешности самореализации и саморазвития личности.
2. Структура настроения. Классификация настроения.
Структура настроения.Являясь связующим звеном сложных психических явлений (структур личности и различных компонентов психических состояний), имеющих разный темп изменения и развития, само настроение также имеет сложную структуру.
В настроении представлены особенности телесного, душевного и духовного бытия человека. Настроение прежде всего — феномен, относящийся к психике (душевному бытию личности). Это проявляется в том, что все основные сферы личности оказывают на него свое влияние. Особенное сильное влияние имеют эмоциональная, когнитивная и мотивационная сферы.
1) Эмоциональная составляющая
Более всего эту составляющую настроения характеризует доминирующая эмоция, в соответствии с представлениями В.Н. Мясищева — чувственный тон. Положительный эмоциональный фон — веселое, жизнерадостное, повышенное, настроение; отрицательный — грустное, подавленное, пониженное, настроение. В формировании актуального и относительно устойчивого состояния объединяются различные чувства и переживания (в том числе и противоположного знака) с разным влиянием на чувственный тон в целом. Слияние положительных и отрицательных эмоций образует некоторую эмоциональную доминанту — эмоциональный компонент настроения. Он обусловлен многими параметрами принятия себя и окружающего, удовлетворенностью или неудовлетворенностью всем ходом жизни. В эмоциональный компонент входят также переживания телесного благополучия — физического комфорта или дискомфорта. Последние теснее связаны с актуальным настроением, чем с доминирующим.
Настроение часто возникает вне контроля сознания, но это не означает, что настроение человека не зависит от его сознательной деятельности, от того, что и как он осознает; это означает, что собственно зависимость часто не попадает в поле его сознания. «Настроение — в этом смысле бессознательная, эмоциональная «оценка» личностью того, как на данный момент складываются для нее обстоятельства».
2)Составляющая отношений
В этом компоненте в обобщенном виде представлена структура отношений личности: особенности самооценки и принятия себя, удовлетворенность отношениями с миром природы, предметов, людей. Особую роль в нем играют соответствие или, напротив, рассогласованность воспринимаемого и желаемого «Я» личности, степень гармоничности всей совокупности отношений личности, активность отношений личности, основные позиции личности и ее установки.
Настроение теснейшим образом связано с тем, как складываются для личности жизненно важные отношения с окружающими, с ходом ее собственной деятельности. Существенным для настроения является не только сам по себе объективный ход событий, независимо от отношения к нему личности, но и то, как человек расценивает происходящее и относится к нему.
3) Когнитивная (познавательная) составляющая
Личность осознает свои отношения с миром живой и неживой природы, с миром людей — с обществом в целом, с его отдельными группами, со значимыми другими людьми. Процессы сознания и самосознания, самоощущения и самопознания у бодрствующего психически здорового человека не прерываются. Представления о мире и о себе отражены и в настроении.
Когнитивный компонент настроения образуют интерпретации текущей жизненной ситуации, полнота ее понимания. Понимание ситуации в целом, ее оценка зависят от восприятия ситуации как определенной или неопределенной, от прогноза перспектив развития ситуации. Все это значимые факторы, обусловливающие формирование настроения.
4) Мотивационная составляющая
Характер мотивов и интенсивность мотивации — существенная детерминанта любого психического состояния. Острота потребностей, сила мотивации во многом определяют интенсивность эмоциональных процессов, остроту реакции на ситуацию, на развитие событий. Все находит свое отражение в настроении.
Мотивационная сфера, как одна из важнейших структур личности, в интегративной форме постоянно представлена некоторым компонентом в настроениях, а через него — и в психических состояниях.
5) Составляющая физического самочувствия
Телесное бытие человека также отражено в настроении. Чувственную основу настроения образуют, согласно С.Л. Рубинштейну, органическое самочувствие, тонус жизнедеятельности организма и те разлитые, слабо локализованные органические ощущения
Физическое здоровье и настроение взаимосвязаны и обусловливают друг друга. Повышенное, бодрое, жизнерадостное настроение приводит к повышению жизненного тонуса и психологической устойчивости, защищает от болезней и создает базис для выздоровления у больных. С другой стороны, переживания своего здоровья, своих душевных и физических сил, телесного благополучия являются очень важным фактором, предрасполагающим к устойчивому, радостному, работоспособному настроению.
Классификация настроения
Существует безотчетное настроение, то есть такое, происхождение которого человеку непонятно или неясно. На самом деле эти состояния, как и все в душевной жизни, имеют свои причины, которые действуют так, что человек их не замечает или не хочет замечать.
Главные причины безотчетных настроений следующие:
1. Настроение вызывается несколькими поводами, каждый из которых совершенно недостаточен для влияния на психику, но, суммируясь, они действуют. Например, человек, идя на работу, вспоминает, что забыл захватить с собой интересную книгу для чтения в троллейбусе, затем он стоял в очереди у киоска за журналом, но ему не хватило экземпляра. В результате настроение испортилось, но сам человек отрицал, что на него могли повлиять такие причины, как забытая книга и недоставшийся журнал. Однако получилось кумулятивное ( постепенно накапливаемый или накапливающийся, суммирующийся со временем)накопление поводов, которые в конце концов подействовали на настроение. Подобным образом ряд незначительных удач может в конечном счете создать радостное настроение.
2. Причина настроения такая, что человеку стыдно даже перед самим собой сознаться в ее воздействии на настроение. Ученик весь вечер дома был в плохом настроении, которое вызвано тем, что товарищ не дал ему ракетку для игры в теннис. Когда ученику указали на это, как на причину ухудшения настроения, он с негодованием воскликнул: «Буду я из-за такого пустяка портить свое настроение».
3. Причина такая, которую действительно самому человеку трудно узнать. Так, начинающееся гриппозное состояние может влиять на настроение, а сам человек может этого состояния еще не замечать.
От трудности установления причины часто зависят неопределенность, противоречивость настроения.
Настроение может иметь различную продолжительность. Оно может быть мимолетным, а может длиться и несколько дней.
Бывают длительные настроения, например, когда человек «хандрит» во время всего отпуска, так как неудачно выбрал место, где его проводить.
Если настроение продолжается довольно долго, то оно хотя бы в своих оттенках подвержено изменениям.
В динамике настроения можно различать несколько случаев:
1. Настроение становится более спокойным. Турист может находиться в восторженном настроении, а потом привыкает к впечатлениям, и хорошее настроение принимает более спокойную форму радостного переживания удовлетворения.
2. Настроение усиливается, как бы прогрессирует. Скука первоначально переживается как нечто еще терпимое, а постепенно становится все более и более тягостной.
3. Настроение меняет свои объекты и через это приобретает большую продолжительность. Человек в веселом настроении ищет разных компаньонов, чтобы иметь партнеров по своему веселью.
Настроения по своей значимости для человека могут разделяться:
• на стенические и астенические;
• положительные и отрицательные;
• радостные и печальные.
Но такое различение очень общее и в некоторой мере примитивно. Бывают сложные противоречивые настроения, как, например, такое, которое Жуковский назвал «сладкой меланхолией». Трудно сказать, что в этом настроении преобладает: радость или печаль.
Настроения, как и все психические состояния, могут быть показательны для личности и могут быть ситуативны.
Часто настроение характеризует человека. Люди оптимистического склада склонны к хорошему настроению, пессимисты — к плохому, печальному. Существуют, например, «смешливые», веселые люди, которым весело и тогда, когда другие никакого веселья в данной ситуации не переживают. Есть поэтические «натуры», в настроении которых много лирики, романтики; есть и прозаические люди, которым подобные настроения чужды.
Но бывают настроения ситуационные, не носящие личностного характера. Мимолетное человеческое чувство, возникшее у Плюшкина при упоминании о школьном приятеле, было ситуативным настроением, чуждым психическому облику этого жалкого и словно одеревеневшего скупца. Неудачи у всех людей ухудшают настроение, в том числе и у тех, которые обычно бодры и жизнерадостны. Наконец, можно различать настроения по их действенности, по силе их влияния на деятельность, поведение человека.
Некоторые настроения — платонические, ограниченные сферой переживаний. Например, человек может иметь хорошее, бодрое настроение, но оно может не побуждать его энергично работать, проявлять настойчивость. Влияние настроения на поведение зависит от того, насколько человек может владеть собой, справляться со своим настроением. Люди выдержанные, хорошо контролирующие свое поведение, могут, например, успешно работать и при плохом настроении, вызванном какой-либо неприятностью. Некоторые люди являются жертвой своего настроения, например, при грустном настроении становятся совершенно бездеятельными.
Люди различаются по внешнему выражению своего настроения. У одних людей их настроение всегда можно прочитать на лице, а другие люди так хорошо маскируют свое настроение, что о нем трудно догадаться по внешнему виду человека. Человек шутит, смеется, а на душе у него, как говорят, «кошки скребут».
3 Личность и стресс. Понятия «дистресс», «эустресс». Проблема регуляции психических состояний
Слово «стресс», так же как «успех», «неудача» и «счастье», имеет различное значение для разных людей. Поэтому дать его определение очень трудно, хотя оно и вошло в нашу обыденную речь. Не является ли «стресс» просто синонимом «дистресса»? Что это, усилие, утомление, боль, страх, необходимость сосредоточиться, унижение публичного порицания, потеря крови или даже неожиданный огромный успех, ведущий к ломке всего жизненного уклада? Ответ на этот вопрос — и да, и нет. Вот почему так трудно дать определение стресса. Любое из перечисленных условии может вызвать стресс, но ни одно из них нельзя выделить и сказать — «вот это и есть стресс», потому что этот термин в равной мере относится и ко всем другим.
Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование.
Чтобы понять это определение, нужно сперва объяснить, что мы подразумеваем под словом «неспецифический». Каждое предъявленное организму требование в каком-то смысле своеобразно, или специфично. На морозе мы дрожим, чтобы выделить больше тепла, На солнцепеке мы потеем, и испарение пота охлаждает нас и т.д
Однако независимо от того, какого рода изменения в организме они вызывают, все эти агенты имеют и нечто общее. Они предъявляют требования к перестройке. Это требование неспецифично, оно состоит в адаптации к возникшей трудности, какова бы она ни была.
Эти функции независимы от специфического воздействия. Неспецифические требования, предъявляемые воздействием как таковым, — это и есть сущность стресса. С точки зрения стрессовой реакции, не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации. Мать, которой сообщили о гибели в бою ее единственного сына, испытывает страшное душевное потрясение. Если много лет спустя окажется, что сообщение было ложным и сын неожиданно войдет в комнату целым и невредимым, она почувствует сильнейшую радость. Специфические результаты двух событий — горе и радость — совершенно различны, даже противоположны, но их стрессорное действие — неспецифическое требование приспособления к новой ситуации — может быть одинаковым.
Стресс — это не просто нервное напряжение. Деятельность, связанная со стрессом, может быть приятной или неприятной. Дистресс всегда неприятен...
Структурная составляющая стресса . Рассмотрим более подробно компонентный состав стресса в его структурных взаимоотношениях. Общие объективные и субъективные характеристики всех структурных уровней слагают как бы устойчивое ядро этого состояния, присутствующее в различных (по причине, продолжительности, индивидуальному своеобразию) его разновидностях. Часть из них отражает самые глубокие сдвиги в организме. Для стресса, например, комплекс неспецифических; физиологических сдвигов различных уровней: биохимических (повышение концентрации адреналина, стероидных гормонов в крови), морфологических (увеличение коркового слоя надпочечников, инволюция вилочковой железы, возникновение язв желудочно-кишечного тракта) и др., выделенный и изученный Г. Селье, получил название общего адаптационного синдрома. Остальные общие характеристики (субъективные и объктивные) более высоких уровней тесно связаны с физиологическими сдвигами. Первые являются самыми ранними их сигналами в сознании человека (ощущение напряжения в состоянии стресса), а вторые — ближайшим их следствием (нарушение двигательной координации, вегетативные реакции, расстройство внимания, изменения поведения в состоянии стресса).
В группе особенных объективных характеристик стресса отражены изменения, наблюдаемые на фоне общих сдвигов у достаточно больших групп людей в таком состоянии, возникшем в конкретных условиях. Это нарушение двигательной координации, расстройство сенсорики, памяти, мышления, воли, восприятия времени, речи. В группе особенных субъективных характеристик социально-пси- хологического уровня стресса представлено отношение человека к деятельности или ситуации. От того, каким оно будет в каждом конкретном случае, зависит индивидуальное своеобразие протекания этого состояния.
Третья группа — индивидуальных субъективных и объективных характеристик — представляет многообразие индивидуальных проявлений характеристик всех уровней, присущих конкретным субъктам в состоянии стресса.
Итак, совокупность различных неблагоприятных реакций, которые преимущественно возникают в человеческом организме по причине влияния негативных факторов, называются стрессовыми ситуациями или стрессом. Говоря простыми словами, стресс - это психологическое, физиологическое и моральное расстройство человека, которое возникает вследствие влияния следующих факторов: повседневная суета; ссоры; проблемы на работе; финансовые проблемы; нестабильность; гибель близких людей.
Виды стресса Эустресс; Дистресс.
Эти виды стресса обладают противоположными характеристиками. Эустресс - это влияние на организм человека преимущественно с позитивной стороны. В таком случае расстройство обосновывается положительными эмоциями, к которым человек готов и уверен в том, что сможет с ними справиться. Эустресс еще называют реакцией пробуждения, так как положительные эмоции и являются основной движущей силой человека к позитивным действиям. Данный вид является своего рода порцией адреналина, получаемого человеком за счет какой-либо позитивной взволнованности или радости. Эустресс не является опасной формой заболевания и обладает преимущественно положительными свойствами.
Дистресс - это обратная реакция эустрессов на организм. Дистресс возникает вследствие воздействия на организм критического перенапряжения. Именно дистресс и является основным видом состояния стресса и соответственно психологического расстройства человека. Дистресс еще называют вредным стрессом, так как он способствует только негативному влиянию на организм и развитию прочих видов заболеваний у человека. Дистресс подразделяется на следующие подвиды:
Физиологический;
Психологический и эмоциональный;
Хронический;
Кратковременный;
Нервный.
Каждый из представленных видов оказывает негативное воздействие на человека, вызывая тем самым различные расстройства и заболевания. Стресс может возникнуть как спонтанно, в случае неблагоприятной вести, или накапливаться с годами. Накопленный тип является наиболее опасным, так на его фоне осуществляется развитие хронического заболевания, от которого невозможно избавиться.
Психологический и эмоциональный дистресс. Связан такой недуг исключительно с переживаниями на фоне различных эмоций. Последствиями психологического вида заболевания являются неблагоприятные отношения с социумом. Эмоциональный вид же возникает во время влияния на организм, как положительных эмоций (эустресс), так и отрицательных (дистресс). К эмоциональным видам можно отнести, к примеру, увеличение заработной платы, повышение по службе, смерть близкого человека.
Физиологический дистресс. Такой вид возникает посредством негативного влияния на организм следующих факторов: жары, голода, жажды, холода, любви и прочих.
В случае подвергания своего организма одному из выше представленных факторов, человек принужденно причиняет самому себе вред. Даже после прекращения воздействия этих факторов у человека продолжается развитие неблагоприятного состояния. Как следствие воздействия негативных факторов возникает следующая череда негативных последствий: недосыпания, проблемы с желудком, переутомления и прочие.
Хронический дистресс. Этот вид является наиболее опасным, так как человек подвергается негативному влиянию повседневно даже без наличия соответствующих причин. Последствия у хронического вида самые неблагоприятные, так как приводят к развитию суицида, появляется депрессия, нервный срыв и т.п. Зачастую люди с диагнозом хронический стресс заканчивают свою жизнь в психиатрической больнице. Заболевание не поддается лечению, что делает его еще более опасным.
Нервный дистресс. Данный вид возникает преимущественно под влиянием чрезмерного стресса. Может поразить как абсолютно здорового человека, так и людей, имеющих диагноз тревожного невроза. На развитие данного вида влияют преимущественно индивидуальные состояния нервной системы человека.
Проблема регуляции психических состояний. В регуляции психических состояний целесообразно различать три основных уровня:
• организмический;
• индивидный;
• личностный.
Личностная регуляция психических состояний осуществляется в разных планах. И свойства личности, и ее содержательное наполнение определенным образом влияют на возникновение и устойчивость психических состояний. Ценностные ориентации, самосознание, самооценка, доминирующие потребности и мотивы, установки, актуализированные цели, намерения — каждый из этих факторов влияет на возникновение и динамику состояния. Взаимосвязи между личностью и психическими состояниями носят характер взаимовлияния — состояния оказывают обратное влияние на личность, ее развитие и динамику, формирование одних свойств и ослабление других, возникновение и переструктурирование мотивов и целей. Об обратном влиянии К. Юнг писал: «Если состояние каким-нибудъ образом становится хроническим, то вследствие этого и возникает тип, то есть привычная установка, в которой один механизм постоянно господствует, не будучи в состоянии, конечно, полностью подавить другой, так как он необходимо принадлежит к психической деятельности жизни».
Необходимы более конструктивные деления личностных свойств. Л.И. Анцыферова (1990) предлагает новое понимание динамического подхода к личности, она выделяет два класса понятий, выражающих разные формы динамики внутренней жизни личности и ее поведения. К первому относятся понятия психологических новообразований личности — формирование новых субъективных отношений, позиций, черт личности, нового стиля мышления, новой системы ценностей, нового смысла жизни, совершенствования. В него входят необратимые изменения личности. Понятия, их обозначающие, объединены на основе категории «развитие». Во второй класс входят обратимые изменения в психологической организации личности, объединенные на основе категории «функционирование», — это актуализация и дезактуализация уже выработанных психологических механизмов, операций, знаний и умений; смена установок; повышение или понижение психического напряжения, интеллектуальных усилий, изменения психических состояний и т.п.
Структура личности, динамика личности и состояния личности образуют основную категориальную триаду психических явлений, относящихся к личности. Структура личности — это совокупность устойчивых связей между различными образованиями (подструктурами) личности. Динамика личности — это развитие личности, возникновение новых свойств и ослабление или исчезновение существующих. Эти процессы обусловлены возрастными изменениями индивида, статусными изменениями, средовыми и некоторыми другими факторами. Динамика имеет как внешнюю, так и внутреннюю детерминацию, связанную с развитием потребностей, мотивов, формированием отношений, ценностей, установок и т.д. Динамика личности в целом — это интеграция перечисленных отдельных процессов, сведение их в единое русло личностного развития. Состояния личности можно рассматривать в двух аспектах.
Не всегда легко с уверенностью отнести некоторое психическое качество к состояниям или чертам личности. По мнению А.В. Махнача (1995), критерием может служить степень стабильности измеряемого свойства личности. Центральным звеном взаимосвязей личностных свойств с характеристиками психических состояний является само- отношение, поскольку именно оно определяет параметры доминирующего настроения. Большое значение имеет также активное отношейие к жизненной ситуации, готовность личности к преодолению препятствий, удовлетворенность самореализацией.
II.Вопросы для самоконтроля
1. Почему настроение является одной из базовых категорий общения?
2. Разграничьте понятия настрой и настроения. В чем сходства и различия?
3. Охарактеризуйте понятия активизации и дезаргонизации настроения. Каковы структурные элементы этих понятий?
4. Проанализируйте свое поведение и настроение. Можете ли вы выделить ряд структурных элементов собственного настроения?
5. Что для вас является стрессогенным фактором? Проанализируйте и обоснуйте свое поведение.
Тема 3.3. Развитие коммуникативных способностей
I. Краткое содержание
1.Техника и приемы общения. Правила слушания, ведения беседы, убеждения
Основными параметрами эффективности общения являются умение и навыки человека в использовании двух техник общения:
· техники понимающего общения;
· техники директивного общения.
Параметрами неэффективности практического общения являются склонности и привычки человека использовать так называемые принижающе-уступчивые и защитно-агрессивные формы поведения как неадекватные заместители понимающего и директивного общения.
Техника понимающего общения. Это совокупность установок субъекта общения, правил и конкретных приемов реагирования, направленных на понимание партнера и его проблем, установление психологического контакта, изучение его личностных особенностей, на выяснение его точки зрения по обсуждаемой проблеме и т.п.
Существенными условиями для создания климата доверия являются следующие установки субъекта общения на взаимодействие с партнером:
1. на понимающее неоценочное реагирование на мысли, чувства, представления и высказывания партнера;
2. на положительное принятие личности собеседника;
3. на согласованность (конгруэнтность) собственного поведения при взаимодействии с ним.
Чтобы эффективнее понимать партнера, развивать с ним психологический контакт, целесообразно придерживаться в общении ряда правил понимающего реагирования:
· больше слушайте, меньше говорите сами, «следуйте» за высказываниями и эмоциями партнера;
· воздерживайтесь от своих оценок, меньше задавайте вопросов, не «подталкивайте» партнера к обсуждению тех вопросов, о которых ему «следует» говорить с вашей точки зрения;
· стремитесь прежде всего реагировать на личностно значимую информацию, сильнее всего связанную с потребностями и интересами партнера;
· стремитесь реагировать на чувства и эмоциональные состояния собеседника.
Перечислим эти приемы без содержательного раскрытия:
· простые фразы, подтверждающие наличие контакта (выражение внимания и интереса);
· перефразирование высказываний и открыто выражаемых чувств партнера (выражение внимания и проверка правильности понимания);
· выяснение мыслей и чувств собеседника, не выражаемых открыто (реагирование на то, что, по вашему мнению, находится в сознании партнера);
· зондирование не полностью осознаваемых эмоциональных состояний собеседника («вытягивание» в поле сознания партнера причин эмоциональных состояний);
· молчание как прием реагирования (осознанное использование молчания в ходе беседы);
· невербальные реакции (осознанное использование в общении «языка тела»);
· интерпретация (вариант зондирования не полностью осознаваемых переживаний партнера);
· резюмирование (вариант расширенного перефразирования логически завершенного фрагмента разговора);
· подбадривания и заверения (способ подтверждения того, что вы хотите понять и принять без оценивания мысли и чувства собеседника);
· вопросы, проясняющие позицию собеседника (неоценочные вопросы, которые являются вашей реакцией на сказанное и выраженное собеседником в разговоре).
Умения и навыки понимающего общения несомненно относятся к числу важных профессиональных качеств современного делового человека. Вместе с тем профессиональная деятельность требует развития умений и навыков другого рода, а именно — умений и навыков использования приемов директивного общения в работе с людьми. Директивное общение - э то совокупность установок субъекта общения, правил и конкретных приемов реагирования, направленных на оказание прямого психологического воздействия на партнера для достижения своих целей.
В основе директивного подхода лежат следующие установки и правила:
· на открытое, прямое и ясное выражение своих позиций, намерений и целей;
· на открытое, активное поведение и действия по достижению своих целей;
· на прямой и открытый отказ выполнять действия, которые не будут служить вашим интересам;
· на эффективную и решительную защиту себя от агрессивного поведения партнера;
· на достижение своих целей с учетом интересов и целей партнера.
Приемы директивного реагирования:
1. директивные вопросы (ориентация партнера на проблему, которую вы считаете целесообразным обсуждать в соответствии с вашими целями);
2. открытое выяснение противоречий в позиции партнера (ориентация партнера на осознание противоречий в рассуждениях и аргументах);
3. выражение сомнения по поводу высказываний собеседника;
4. выражение согласия или несогласия (одобрения, неодобрения);
5. совет, предложение, разъяснение (рекомендации собеседнику н связи с реализацией его целей);
6. убеждение;
7. принуждение (скрытая или прямая угроза партнеру, если он откажется действовать в соответствии с вашими намерениями).
Дата: 2019-04-23, просмотров: 227.