Раздел III. ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБЩЕНИЯ
Тема 3.1. Этика и культура профессионального общения
Краткое содержание
Техники активного слушания. .Активные методы повышения
Виды конфликтов
Кон фликт в коммуникации . Стремление урегулировать конфликт часто лежит в основе общения. Понятие конфликта содержит в себе различные способы противостояния, напряжения и борьбы. Среди них — противоположности позиций и противоречия во взглядах, различие интересов и расхождение в оценках, столкновения разнонаправленных действий и несхожесть методов. Конфликт находит свое выражение в борьбе и соперничестве, конкуренции и раздорах, кризисе и расколе. Он весьма многолик, но психологический конфликт рассматривается аналитически, то есть систематически с точки зрения структур, элементов, механизмов и процессов с целью выработки методики и техники их описания, объявления, изучения и применения результатов исследований в анализе практически значимых конфликтных ситуаций.
Конфликт (от лат. conflictus) — столкновение — есть форма выражения противоречия.
Конфликт — это:
· Борьба с целью нейтрализации противника, нанесение ему ущерба.
· Психологическое напряжение.
· Достижение своих целей за счет подавления противоположных целей.
Конфликт анализируется с точки зрения несоответствия ценностей, целей и интересов, явного или скрытого соперничества. В психологическом конфликте, как правило, выделяются два участника, действия которых являются взаимоисключающими.
Конфликт — это взаимодействие двух или более субъектов, имеюших взаимоисключающие цели и реализующие их один в ущерб другому (или один за счет другого).
Субъекты конфликта — индивиды или группы индивидов, объединенные некоторой общей целью, или индивидуальные и коллективные субъекты конфликтов.
Вообще, в современной психологии человек рассматривается как пятикомпонентная структура (В.И. Слободчиков): индивид —» телесное бытие; субъект —» предметнопрактическая деятельность (деятель, творитель); личность —» представитель общества со своей позицией; индивидуальность -> творческое начало; универсум —» духовное развитие человека.
При участии индивидуальных субъектов конфликт может принимать форму целевую и статусную. Целевая — достижение победы (цели) одной стороной делает результат безусловным и абсолютным (спортивные соревнования). Статусная — борьба за высший статус (лидерство) в семье, в политических организациях и т.д. Мотивы различны. При участии коллективных субъектов конфликт более сложен, поскольку невозможно учесть всех психологических составляющих каждого отдельного человека, входящего в группу.
Исход типа «либо -> либо» не применим, как «победитель», так и «побежденный» будут нести потери.
Здесь требуется введение принципа «целевой положительности», который предполагает взаимную обусловленность целей. Если позиции конфликтующих различны, то конфликт разрешается по формуле «побежденный»- — «побежденный». От единства позиций зависит мера достижения результатов. Если у субъекта А позиция едина, а у В — нет, то субъект А получит опыт — всё то, что недополучил субъект В. Феномен коллективного субъекта очень сложен для расшифровки. Особенно когда к внешнему конфликту добавляется конфликт внутренний (как правило, это осмысление человеком конфликта: «Правильно ли я поступаю?») Стремление победить и тут же не обидеть партнера или не испортить с ним отношения. Это может привести:
· к эффекту немотивированных действий, игре «в поддавки»;
· подавлению внутреннего мотива внешними целями, к срыву (отказу от «игры» и т.д.);
· феномену «черного ящика» — результат имеется, а о причинах можно только гадать. (Причина не только скрыта, но даже не осмысленна);
· феномену «парникового эффекта» —неомысленные внутренние мотивы умножаются один на другой, и происходит накал страстей, о котором никто и не подозревал.
Источник конфликта (ИК) — это всегда ситуация или состояние, выражающее противоположные интересы, цели или потребности.
Основание конфликта (ОК) — это всегда причина разногласий.
Зона конфликта — это область, где реализуется конфликтное взаимодействие.
За пределами этой зоны субъект А и субъект В могут не иметь друг к другу никаких претензий, если конфликт не перерос в среду межличностного противостояния. Тогда возникает только взаимное уничтожение. В поведении субъекта конфликта есть две основных составляющих:
· стремление победить;
· сопротивление конфликту.
Это неизбежно приводит к непредсказуемости поступков первого субъекта конфликта (зачинщик), а если такое — у второго субъекта, то это называется «турбулентностью» развития конфликта (водоворотом), — это невозможно описать и предсказать.
Причина — практический мотив конфликта (трансформация источника конфликта).
Повод — роль спускового механизма конфликтного развития событий.
Если существуют вышеперечисленные компоненты, то конфликт начинает жить собственной жизнью и развиваться по своим законам (законы конфликта управляют поведением его участников).
Повод меняет формы: скрытая, открытая, острая и т.д.
Типы поводов:
Объективный повод — тот или иной факт; непреднамеренное действие.
Субъективный повод — преднамеренное действие, цель которого активизация конфликта (провокация). Жертвой может стать и сам провокатор. Огромную роль в конфликтах играют «особые типы» поводов: конфликтогены (80%) «слово — за слово» — слова или действия, могущие привести к конфликту.
Типы конфликтогенов:
• стремление к превосходству (приказания, угрозы, хвастовство, категоричность, критика, насмешка, навязывание ответов, перебивание собеседника, утаи- виние информации, напоминание);
• проявление агрессивности. Природная агрессивность — устойчивая черта характера. Ситуативная агрессивность — ответная реакция на полученный конфликтоген;
• проявление эгоизма. Эгоизм — ценностная ориентация человека, характеризующая преобладание собственных потребностей над интересами других людей.
Сужение или расширение зоны конфликта зависит от притязаний, претензий, ожиданий.
Притязание — это личностная или позиционная характеристика интерпретационного источника конфликта.
Претензия — понятие, заключающееся в требовании некоторых действий или предоставлении определенных ситуаций.
Принятие претензий — это уступка.
Взаимные уступки — это компромисс.
Ожидание — соизмерение ставки и претензии.
Ожидания могут быть положительными и отрицательными.
Положительные ожидания предполагают конструктивные действия в разрешении конфликта — понимание конфликтующей стороны, попытки всячески разрешить конфликт.
Отрицательные ожидания предполагают деструктивные действия в конфликте — безрассудные претензии, эскалацию конфликтогенов.
Барьеры общения . Коммуникативный барьер — это абсолютное или относительное препятствие эффективному общению, субъективно переживаемое или реально присутствующее в ситуациях общения, причинами которого являются следующие особенности общающихся:
· мотивационно-операциональные;
· индивидуально-психологические;
· социально-психологические.
Коммуникативные барьеры появляются под влиянием внешних факторов со стороны объекта или ситуации взаимодействия. Общение может идти «на разных языках» из- за различия культурно обусловленных норм общения, при взаимодействии представителей разных культур, наций (особенно когда имеются стойкие предубеждения, установки и стереотипы) или же вследствие большой разницы в возрасте, когда каждый собеседник является носителем культуры, ценностей, идеалов, норм своего поколения. Могут влиять и такие факторы, как отсутствие обратной связи в контакте, ошибки в понимании смысла, непринятие во внимание подтекста и т.п.
Основные барьеры общения:
· отрицательных эмоций
· возникающий на почве страдания и горя, разочарования;
· плохого настроения (физические и эмоциональные причины);
· вызванный сильным раздражителем и гневом;
· страха, стыда и вины;
· восприятия — каждый человек стремится к тому, чтобы его понимали, но не всё для этого делает. Существуют:
· барьеры речи — «зажатость», косноязычие, нет эмоционального подьема или излишняя возбудимость; слово опережает мысль;
· барьеры установки — разница в шкале ценностей — главное, менять установки при изменении реальности;
· барьеры впечатления — внеший вид, качество подачи информации, поза, жесты, одежда и общее эмоциональное возбуждение «+» или « —».
· взаимопонимания. Зависит от несоблюдения следующих принципов:
· владение профессиональным языком;
· уровень интеллектуального развития коммуникатора должен совпадать с интеллектуальным уровнем реципиента;
· уровень взаимопонимания обусловлен полнотой информации;
· в основе эффекта взаимопонимания — логичность изложения и последовательность обоснования;
· сконцентрированность внимания (умение слушать).
Дефицитное и дефектное общение . Дефицитное общение
Дефицит доверительных, близких отношений приводит к тяжелому чувству потери связи с людьми, к психологическому одиночеству.
К трудностям общения, в основе которых, в отличие от застенчивости, лежит дефицит доверительного общения, можно отнести одиночество, понимаемое не как разрыв социальных связей, а как тягостное ощущение, переживание субъективной отъединенности, неудовлетворительности и поверхностности сложившихся взаимоотношений, то есть своеобразное психологическое одиночество. Речь идет о том одиночестве, которое человек испытывает среди дружеской компании или в семье, которое он «носит с собой». Такое понимание психологического одиночества предполагает наличие специфического синдрома личностных свойств одинокого человека. Синдром затрудняет общение, препятствует установлению полноценных контактов доверительного общения, формирует тип самовоспри- ятия и приводит к ощущению надрыва, душевного нездоровья. М. Кларк и Б. Эндерсон в своей работе «Одиночество и старость» (Лабиринты одиночества, 1989) утверждают: «Американская культура четко определяет душевное здоровье как вовлеченность в общение; в минуты личного горя социальное взаимодействие и поддержка со стороны других людей очень важны для здоровья стареющего человека». Еще более справедливы эти слова по отношению к человеку взрослеющему, осваивающему новое социальное пространство, новые роли.
Одиночество следует понимать как состояние и как свойство, также как в случае с застенчивостью, тревожностью или агрессивностью.
Существуют ситуации и состояния, которые люди расценивают как одиночество: это — изоляция эмоциональная и изоляция социальная. Эмоциональная изоляция — результат отсутствия привязанности к конкретному человеку, в результате чего возникает тревожное беспокойство. выражается в отсутствии доступного круга социального общения и сопровождается чувством Социальная изоляция отчужденности.
Наиболее часто с одиночеством ассоциируются такие эмоциональные состояния, как отчаяние, тоска, депрессия, жалость к себе, невыносимая скука.
Переживаемое острое чувство одиночества влечет за собой общение, которое можно назвать дефицитным и дефектным. Не всегда удается установить, что здесь является причиной, а что — следствием.
На основе этих представлений Р. Вейс (Лабиринты одиночества, 1989, с. 123) определяет одиночество как «эпизодически острое ощущение беспокойства и напряжения, связанное со стремлением иметь дружеские или интимные отношения».
Раздел III. ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБЩЕНИЯ
Тема 3.1. Этика и культура профессионального общения
Краткое содержание
Дата: 2019-04-23, просмотров: 281.