Профессионально-значимые качества специалиста по социальной работе –совокупность требований профессии к личности специалиста и его поведенческим проявлениям. Личностные качества социального работника в современной научной литературе (Е.И. Холостова, П.Д. Павленок, В.И. Курбатов) принято делить на три группы. К первой группе относятся психофизиологические характеристики, от которых зависят способности к данному виду деятельности. Ко второй — психологические качества, характеризующие социального работника как личность. К третьей группе — психолого-педагогические качества, от которых зависит эффект личного обаяния.
Качества первой группы отражают требования к психическим процессам (ощущение, восприятие, память, воображение, мышление, внимание), психическим состояниям (усталость, апатия, стресс, тревожность, депрессия), эмоциональным и волевым проявлениям (сдержанность, индифферентность, настойчивость, последовательность, импульсивность). Эти качества определяют общую пригодность человека к профессиональной деятельности в сфере социальной работы.
Ко второй группе качеств относятся такие психологические качества, как самоконтроль, самокритичность, самооценка своих поступков, а также стрессоустойчивые качества — физическая тренированность, самовнушаемость, умение переключаться и управлять своими эмоциями.
К третьей группе качеств относятся: коммуникабельность (умение быстро устанавливать контакт с людьми); эмпатичность (улавливание настроения людей, выявление их установок и ожиданий, сопереживание их нуждам); аттрактивность (внешняя привлекательность личности); красноречие (умение внушать и убеждать словом) и другие. Социальный работник профессионально помогает людям, поэтому он должен иметь навыки педагогической деятельности.
Существует классификация, предполагающая выделение шести групп профессионально-значимых качеств личности специалиста:
‑ профессиональная компетентность: высокий уровень образования и культуры, владение профессиональными знаниями и умениями;
‑ доброжелательное отношение к людям: доброта, любовь к людям, чуткость, сострадание, желание помочь;
‑ организаторско-коммуникативные способности: коммуникабельность, умение управлять людьми, влиять на их позиции и убеждения, аттрактивность, харизматичность;
‑ нервно-психическая выносливость: работоспособность, энергичность, инициативность, настойчивость в достижении цели;
‑ отношение к себе: адекватность представлений о своей личности, умение решать собственные проблемы, уверенность в собственных силах, самокритичность;
‑ высокий морально-этический уровень: бескорыстие, честность, порядочность, ответственность, высокая нравственность.
Г.П. Медведева, не классифицируя личностно-нравственные качества специалиста по социальной работе, среди них называет:
честность – передача клиенту полной и неискаженной информации о процессе работы с ним и его предполагаемых результатах;
‑ совесть – чувство моральной ответственности за свое поведение, потребность поступать в соответствии с внутренней системой убеждений и внешними требования профессионального долга;
‑ объективность – стремление принимать решение на основе взвешенной и адекватной информации, избегать предвзятого отношения к клиентам и коллегам и некорректных оценок, сделанных на основе собственного опыта;
‑ справедливость – отсутствие в профессиональной деятельности специалиста поведенческих моделей основанных на отношениях «симпатия - антипатия», равное и адекватное жизненной ситуации клиента распределение ресурсов социальной поддержки;
‑ тактичность – умение выстроить свои действия таким образом, чтобы не поставить клиента или коллегу в неловкое положение, не задеть самолюбие личности и ее достоинство, не унизить человека;
‑ внимательность и наблюдательность – способность концентрироваться на профессиональной задаче, отстраниться от разного рода личных переживаний в процессе работы с клиентом;
‑ терпимость – уважительное отношение к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам других людей;
‑ выдержка и самообладание – контроль за собственным эмоциональным состоянием, вербальными и невербальными проявлениями в процессе работы с клиентом;
‑ доброта – деятельная забота о благе клиента, стремление способствовать разрешению его трудной жизненной ситуации;
‑ любовь к людям – положительный настрой на восприятие клиента, эмоциональная расположенность по отношению к нему;
‑ самокритичность – способность к беспристрастному самоанализу, осознанию недостатков, ошибок в своей работе;
‑ адекватность самооценки – адекватное самоотношение, оптимальное сочетание веры в собственные силы и ощущение границ собственных возможностей;
‑ терпение – способность к длительному восприятию ситуации внутренне содержащей стрессогенные или раздражающие факторы;
‑ коммуникабельность – компетентность в профессиональном общении, владение им как средством оптимизации трудной жизненной ситуации клиента;
‑ оптимизм – преобладающий настрой на положительный результат взаимодействия с клиентом в сочетании с опорой на объективную информацию и оценку складывающейся ситуации;
‑ сила воли – способность произвольно регулировать свои действия, упорно достигать поставленной задачи, преодолевая внутренние и внешние барьеры;
‑ эмпатия – способность к постижению эмоционального состояния, проникновение в переживания другого человека;
‑ стремление к самосовершенствованию – ориентированность специалиста на использование любых возможностей для общекультурного и профессионального роста, повышения уровня своей компетентности;
‑ творческое мышление – креативность, гибкость, мобильность в процессе решения профессиональных задач.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 229.