Специализация предприятия
Внутрихозяйственная специализация - это общественное разделение труда внутри хозяйственных подразделений, специализирующихся на производстве одного или нескольких видов продукции с учетом имеющихся производственных ресурсов. Специализация обуславливает производственное направление хозяйства, которое определяется главной или основными отраслями. Производственное направление предприятия устанавливают по структуре товарной продукции за последние три года, поскольку данные за один год могут быть недостаточно объективными из-за влияния погодных факторов. Данные о составе и структуре товарной продукции в УОХ «Липовая гора» отражены в таблице 6.
Таблица 6 - Состав и структура товарной продукции в УОХ «Липовая гора»
Вид продукции | 2005 г.
| 2006 г.
| В среднем за два года | |||
тыс. руб. | %к итогу | тыс. руб. | %к итогу | тыс. руб. | %к итогу | |
Продукция растениеводческих отраслей - всего, | 1504 | 13,6 | 2306 | 12,1 | 2657 | 12,9 |
в том числе зерно | 849 | 7,7 | 1506 | 7,9 | 1602 | 7,8 |
картофель | 540 | 4,9 | 800 | 4,2 | 940 | 4,6 |
Продукция собственного производства, реализованная в переработанном виде (минус стоимость переработки) | 15 | 0,1 | 28 | 0,1 | 29 | од |
Продукция животноводческих отраслей - всего, | 8669 | 78,3 | 14661 | 77,1 | 16000 | 77,8 |
в том числе молоко | 6630 | 59,9 | 10376 | 54,6 | 11818 | 57,4 |
мясо КРС | 559 | 5,0 | 2370 | 12,5 | 1744 | 8,5 |
свиньи | 93 | 0,8 | 155 | 0,8 | 170,5 | 0,8 |
Продукция собственного производства, реализованная в переработанном виде (минус стоимость переработки) | 1387 | 12,5 | 1760 | 9,3 | 2267 | 11,0 |
Работы и услуги | 903 | 8,2 | 2037 | 10,7 | 1922 | 9,3 |
Всего по предприятию | 11076 | 100,0 | 19004 | 100,0 | 20578 | 100,0 |
Основное производственное направление хозяйства молочное, так как в структуре товарной продукции 57,4% приходится на производство молока, но при увеличении объемов его производства и реализации с 6630 тыс. руб. в 2005 г. до 10376 тыс. руб. в 2006 г. происходит уменьшение его удельного веса в структуре товарной продукции. Это можно объяснить более высокими темпами развития отрасли растениеводства в данный период, в которой ведущими культурами являются зерновые, занимающие 7,8% выручки от реализации всей продукции предприятия.
Основным показателем, характеризующим специализацию хозяйства, является коэффициент специализации. Он рассчитывается по следующей формуле:
Кс=100/∑Уi (2i - 1), где
Уi – удельный вес товарной продукции в общем ее объеме;
i - порядковый номер вида товарной продукции в ранжированном ряду по доле в сумме выручки от реализации, начиная с наивысшего.
Кс= 100 / 57,4 (2х1-1) + 11,0(2х2-1) + 9,3(2х3-1) + 8,5 (2х4-1) + 7,8 (2х5-1) + 4,6 (2х6-1)+0,8(2х7-1)+0,1(2х8-1)=100/340,6=0,29
Коэффициент специализации, равный 0,29 свидетельствует о средне выраженном уровне специализации.
Анализ рынков сбыта продукции
Анализ рынка проводится с тем, чтобы установить объем продаж выпускаемой продукции, обеспеченной потребительским спросом, определить сегмент рынка, который способно занять данное предприятие, выяснить размер, емкость рынка данного товара и долю предприятия на этом рынке с учетом возможностей конкурентов. Спрос на рынке и вытекающие из него объемы продаж изменяются во времени, однако у предприятия есть возможность воздействовать на спрос и объем сбыта, изменяя цены на товар, качество товара, сервисное обслуживание, пуская в ход рекламу, реагируя на изменения вкуса, потребностей населения. Итак, потребителями готовой продукции выступают как физические лица, так и предприятия, а также государственные структуры. Картофель является основным продуктом питания россиян, не имеющим продуктов - заменителей. Спрос на продукцию одинаково высок, не зависимо от сезона.
Сбыт продукции проводиться оптово-розничными продажами и посредством выездной торговли. В привлечении посреднических организаций для сбыта продукции нет необходимости. Продукция имеют длительные сроки хранения, что позволяет повысить маневренность предприятия на рынке сбыта.
Анализ конкурентов
Основными конкурентами на рынке сбыта картофеля являются все крупные сельскохозяйственные предприятия Пермской области и личные крестьянско-фермерские хозяйства. Анализ крестьянско-фермерских хозяйств не представляется возможным, в виду отсутствия каких-либо данных в литературных источниках. Отмечается только, что они покрывают до 17% потребностей региона в данном виде продукции. Из крупных сельскохозяйственных предприятий основными поставщиками картофеля являются СХПК «Верхнемулинский» и ОПХ «Лобановское». Анализ данных предприятий приводится в таблице 7.
Таблица 7 - Анализ конкурентоспособности предприятий на рынке картофеля (по 2006 г.)
Показатели | Основные конкуренты | ||
СХПК «Верхнемулинский» | ОПХ «Лобановское» | УОХ «Липовая гора» | |
Посевная площадь, га | 250 | 160 | 50 |
Валовой сбор, ц | 30500 | 10100 | 4760 |
Качество продукции | Отличное, хорошее | Хорошее | Хорошее |
Возделываемые сорта | Ранние и поздние | Ранние и поздние | Ранние и поздние |
Объем реализации, ц | 15200 | 2322 | 2420 |
Цена реализации за 1 ц, руб. | Товарной стандартной – 420, нестандартной - 205 | 417 | 329 |
Предпродажная подготовка | Выделение товарной фракции, очистка от земли | Очистка от земли, органической и минеральной примеси | Очистка от земли, органической и минеральной примеси |
Оценка конкурентоспособности реализации картофеля показывает, что на рынке продукции имеются производители товара аналогичного качества. Однако, УОХ «Липовая гора» ни по одному из анализируемых показателей не уступает своим основным конкурентам. Кроме того, имея наименьшую площадь посадки и не сильную удаленность посадок друг от друга, не более 6 километров (в отличие от СХПК «Верхнемулинский»), хозяйство, быстро перебрасывая технику между полями, проводит уборку культуры, после уборочную и предпродажную доработку в более сжатые сроки и начинает реализовывать продукцию раньше конкурентов. Отрицательным моментом в этом минимальная цена реализации.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 178.