В мире существует много разных моделей корпоративного управления. Они меняются от страны к стране. Каждая страна формирует свою особенную модель корпоративного управления. Все зависит от тех особенностей, которые система корпоративного управления имеет в конкретной стране. Вместе с тем, все национальные системы корпоративного управления базируются на двух основных моделях корпоративного управления, существующих в мире, это:
1) англосаксонская модель;
2) континентальная модель.
Особенность англосаксонской модели корпоративного управления проистекает из особенностей *формирования капитала корпораций, а также *уровня развитости фондового рынка и *участия в нем многочисленных миноритарных инвесторов (Минорита́рный акционе́р (миноритарий) — акционер компании, размер пакета акций которого не позволяет ему напрямую участвовать в управлении компанией (например, путём формирования совета директоров). В сущности, англосаксонская модель корпоративного управления представлена так называемой «однозвенной» системой управления корпорацией. Ей присущи распыленные мелкие акционеры и совет директоров. Совет директоров является единственным звеном корпорации в англосаксонской модели, которое занимается управлением компанией. Акционеры, вследствие своей разбросанности среди миллионов лиц, очень не оперативны и фактически их роль сводится в основном к грамотному формированию совета директоров и принятию решений по некоторым существенным для компании вопросам, например, о слиянии или поглощении. В свою очередь, совет директоров должен сфокусироваться на ведении бизнеса компании – этим занимаются исполнительные директора, входящие в совет директоров, и на жестком контроле за управлением – этим занимаются управляющие директора, также входящие в совет директоров. Для корпораций англосаксонской модели свойственно формирование капитала, в большей мере, за счет средств акционеров, то есть основным источником здесь выступает фондовый рынок, он же заставляет работать совет директоров с постоянной оглядкой за реакцией рынка, котировкой акций компании и учитывать это обстоятельство при принятии тех или иных решений. Образуется сильная зависимость корпорации и ее совета директоров от рынка. Увеличение стоимости акций и увеличение богатства акционеров является едва ли не основным мерилом и критерием, используемым в управлении компанией в англосаксонской модели. Англосаксонская модель стала базовой в США, Канаде, Великобритании, Австралии и других странах.
Континентальная модель. В отличие от однозвенной англосаксонской модели, континентальная модель корпоративного управления базируется на двухзвенной системе управления корпорацией, которая представлена советом директоров и исполнительным органом как двумя самостоятельными органами. Управлением и ведением бизнеса занимается исполнительный орган, а контроль за управлением осуществляется советом директоров, избираемым общим собранием акционеров. Таким образом, в континентальной двухзвенной системе корпоративного управления само управление корпорацией жестко отделено от контроля и осуществляется на разных уровнях. Более того, континентальной модели корпоративного управления характерна меньшая распыленность акционеров, соответственно, меньшая зависимость компании от фондового рынка. Основным источником капитала являются банки и финансовые институты. При этой модели корпоративного управления распространенным является наличие контролирующих и крупных акционеров. В отличие от англосаксонской модели, где исключительное внимание уделяется интересам акционеров и имеет место постоянная забота об увеличении их состояния, в континентальной модели огромное значение придается интересам стейкхолдеров (других заинтересованных лиц): работников, кредиторов, потребителей, общества, государства.
Японская модель. Сегодня в лит-ре самостоятельно рассматривается и японская модель, имеющая ряд специфических особенностей, в силу чего ее относят к третьей самостоятельной модели корпоративного управления, существующей в настоящее время наряду с двумя основными.
В отличие от первых двух, превалирующих во всем мире, японская модель корпоративного управления менее распространена и пока применяется только в самой Японии. В силу большой специфики, обусловленной разными причинами, свойственной японской модели, японская система корпоративного управления рассматривается как самостоятельная модель корпоративного управления. Она исторически формировалась сначала под воздействием континентальной модели, затем – англосаксонской как элемента экономических реформ, проводимых в стране в 90-е годы. Японская модель уделяет особое внимание как правам и интересам акционеров, таки и, равным образом, стоит на страже стейкхолдеров. До реформ японская модель обладала рядом интересных особенностей. В частности, было достаточно развито так называемое «перекрестное владение» акциями, когда акции компании распределялись в основном между несколькими другими компаниями, акции которых, в свою очередь, тоже были разделены между этим же узким кругом компаний. Это делалось с целью замкнуть круг держателей, не допустить враждебного поглощения этой компании и «цементировать» бизнес-отношения между этими компаниями. Распространенной особенностью было также участие в таких группах банка или иной финансовой организации, которая служила постоянным источником капитала для компаний и влияла на управление компанией, а также осуществляла мониторинг за состоянием дел в компании. С последними изменениями в законодательстве страны японская модель стала больше подвергаться влиянию англосаксонской модели, перекрестное владение стало изживаться, поскольку мешало нормальному развитию.
Поскольку в Японии стало увеличиваться присутствие иностранных институциональных инвесторов, а также произошел рост собственных индивидуальных инвесторов, местные компании стали больше ориентироваться на рынок, на акционеров, как в англосаксонской модели. Кроме того, стало очевидным, что прежняя система назначения директоров и аудиторов из числа разного уровня работников компании не эффективна, работники не в состоянии объективно мониторить своих менеджеров. Сегодня в соответствии с законодательством в Японии существуют две системы управления компаниями: система аудиторов и система комитетов. Последняя, система комитетов, отображает англосаксонскую практику и была внедрена в законодательство и в кодекс корпоративного управления относительно недавно. Согласно этой системе, которую, кстати, компания выбирает добровольно, в компании имеются: общее собрание акционеров, совет директоров, в котором обязательно создаются комитет по аудиту, комитет по назначениям и комитет по вознаграждениям, и исполнительные директора. Согласно второй системе управления, системе корпоративных аудиторов, в компании существуют следующие органы: общее собрание акционеров, совет директоров, представительные директора, исполнительные директора, корпоративные аудиторы, совет корпоративных аудиторов. Японская модель корпоративного управления, как уже говорилось выше, используется только в Японии
Дата: 2019-05-29, просмотров: 244.