Формы сценического репертуара в хореографическом коллективе
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Создавая учебный и концертный репертуар, хореографы должны как можно шире и полнее использовать все резервы и преимущества, заложенные в самой их природе. Примеров такого творческого подхода немало. В ряде коллективов найдены интересные формы популяризации танцевального искусства, знакомящие широкого зрителя с творческой «кухней» исполнителей и создателей танца, с трудностями тренировочной работы. В случае с детскими коллективами речь идет о своеобразном проведении в условиях коллектива такой популярной формы, как класс-концерт. Удачными оказывались здесь те постановки, которые не копировали уровень и объем материала, были интересны по замыслу, режиссерскому решению, своеобразны по подаче материала. В таких постановках, например, использовалась лексика, не выходящая за пределы четвертого класса (по 5-летней программе обучения классическому танцу), но благодаря своеобразному композиционному решению и качественному исполнению они имели заслуженный успех у зрителей и специалистов. Есть положительный опыт театрализации учебного процесса и на материале народно-сценического, историко-бытового и современного балетного танцев. Широко используется в репертуаре как детских, так и взрослых коллективов такая форма, как танцевальная сюита: чаще всего на материале народного танца, реже современного бального и лишь как исключение историко-бытового танца. Наиболее интересной и полно раскрывающей все творческие возможности детей является такая форма работы, как детский балет, а в случае работы с взрослыми профессиональными коллективами постановка классического или современного балетного спектакля. Что касается детского балетного спектакля, то в общем для эстетического воспитания ребенка разучивание хореографического спектакля имеет большое значение, так как показывает детям возможность танцевального искусства во всей его полноте. На протяжении работы по подготовке к спектаклю дети очень эмоционально относятся к своим танцам и образам. Они приобретают навыки технического характера, которые не смогли бы приобрести, разучивая только отдельные танцы. Постановка детского балета имеет большое значение в смысле влияния на творческий рост детей-исполнителей как в отношении техники развития танца, так и в смысле умения детей создать образ, сделать его понятным юному зрителю. До создания спектакля дети исполняют только отдельные танцы, в большинстве народные пляски, где хотя и приходится задумываться над характером танца и созданием образа, но это является менее трудной задачей. В случае постановки детского балета ученикам приходится выдерживать свою роль в течение целого спектакля. Постановка детского балета оказывает большое влияние на сплоченность коллектива. У детей возрастает чувство ответственности перед коллективом. На протяжении работы над спектаклем растет и крепнет дружба ребят в коллективе. Общий интерес, желание, чтобы все удалось как можно лучше, связывают участников спектакля. Постановка детского балетного спектакля подразумевает создание оригинального произведения, рассчитанного на конкретных исполнителей, а не о постановке классических балетов. Детский балетный спектакль наиболее сложная форма сценической практики, требующая глубокой, тщательной подготовки, квалифицированного балетмейстерского решения. В настоящее время такая формы работы достаточно редка, так как приниматься за постановку детского балетного спектакля могут лишь коллективы и хореографические отделения, накопившие достаточный творческий и исполнительский потенциал.

В работе танцевальных коллективов разного возраста следует полнее использовать такие сценические формы, как тематический или сюжетный танец, так как именно они являются для учащихся школой актерского мастерства, которая впоследствии позволит им овладеть техникой исполнения балетного спектакля. В настоящее время в репертуаре коллективов значительное место занимают массовые постановки, позволяющие привлечь максимальное количество исполнителей. Однако нельзя недооценивать и номеров камерного плана, имеющих большое значение для раскрытия и воспитания творческой индивидуальности исполнителей. В связи с этим закономерно выступление наиболее одаренных и освоивших танцевальное мастерство танцоров в роли солистов в номерах, рассчитанных на одного или нескольких исполнителей. Материалом для этих номеров может служить танец классический, демихарактерный, народный, эстрадный.

Танец «малой формы», т.е. с небольшим количеством исполнителей, выдвигает перед автором постановки и ее участниками сложную задачу: добиться максимального воздействия на зрителей при строгой ограниченности средств. При невозможности использовать широкопространственные композиции акцент переносится на развитие лексики танца, что требует повышенного внимания к образному началу индивидуализации танцевального языка каждого исполнителя. В условиях хореографического коллектива это обязывает к поиску тематики, наиболее близкой, доступной учащимся и профессионалам. Работа над камерным репертуаром, поскольку в нем на первый план выдвигается художественная индивидуальность исполнителя, его личная творческая инициатива, требует большой выразительности, углубленной работы над образом, осмысления исполнительских задач, полной сосредоточенности и мобилизации личности. В камерном репертуаре максимально проявляется уровень одаренности и мастерства исполнителя.

Очень важна роль камерного танцевального репертуара и в воспитании культуры зрительского восприятия, поскольку от зрителя здесь также требуется сосредоточенность, чуткость, умение постигать музыкально-пластический образ.

 

Формы концертной деятельности. Формы концертной деятельности могут быть разнообразными.

Концерт – стимул творческого роста коллектива, средство воспитания, способ вовлечения в коллектив новых участников, где зритель является основным критиком и потребителем продукции, которую выносит коллектив на сценическую площадку. Зритель улавливает соответствие и несоответствие музыки и движения, костюма и национальности, манеры и характера исполнения, неотработанность и невыразительность.

Руководитель проводит заранее ознакомительную репетицию, напоминает как должны себя вести участники за кулисами на сцене, и во время исполнения танца. Каждый участник должен знать основные правила поведения на сцене:

· одевшись в костюм, не появляйся в фойе и вестибюле;

· сними с себя серьги, бусы, цепочки, кольца, если они не нужны;

· если ты не занят в первых номерах, не находись за кулисами, не мешай исполнителям;

· не выглядывай из-за кулис;

· не разговаривай за кулисами;

· плохое настроение оставь дома, зрителей твоё настроение не волнует;

 очень плохо, если ты во время танца успеваешь разговаривать, да так, что слышит зритель.

Отчетный концерт – ответственный момент в жизни коллектива, подводящий итог работы коллектива за определенный период времени, который проводится не реже одного раза в год в присутствии всех заинтересованных лиц и учреждений культуры. Заканчивается каждый концерт кратким обсуждением и подведением итогов. Руководитель делится с коллективом своими впечатлениями от увиденного из зрительного зала, делает необходимые творческие указания.

Конкурс - ·муж. (лат. concursus)- соревнование, соискательство нескольких лиц в области искусства, наук, спорта с целью выделить наиболее выдающихся.

Фестиваль. Это понятие пришло к нам из латыни. Слово festivus, от которого произошло русское «фестиваль» буквально означает «праздник». Однако фестиваль - это праздник особого вида, для которого характерны размах и массовость. Сегодня фестивалем называют некое торжество или собрание с большим количеством участников и мероприятий. Для хореографии фестиваль- это расширение кругозора, обогащение знаний, интеллекта, культуры участника. Он влияет на развитие интереса, понимание танцевального мира определенного народа, бережное отношение к его традициям, обычаям, образам и т.д. Фестиваль может явиться источником активизации участника к этническому самосознанию, национальному хореографическому мышлению, дает возможность воспитать и расширить у участника и руководителя ассоциативный диапазон   хореографического мышления, обогатить свою фантазию и воображение, которые всецело зависят от творческих достижений познавательного процесса. Фестиваль как смотр, конкурс всегда способствует повышению профессионального уровня и должен стать неотъемлемой частью всей творческой жизни коллектива.

Дата: 2019-05-29, просмотров: 299.