Можно выделить два этапа выявления талантливых детей
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1 этап – аналитический – при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности: учебной, художественной, физической, вокальной и т.д.

Этот этап (1-4-й год обучения) характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыковое содержание учения под руководством учителя и самостоятельно. На этом этапе идет развитие творческих, познавательных способностей учащихся, нужно предлагать такое количество дополнительных образовательных услуг, где бы каждый ученик мог реализовать свои эмоциональные, физические потребности.

На первом этапе выявления талантливых детей учитываются сведения о высоких успехах в какой-либо деятельности ребенка от родителей и педагогов. Могут быть использованы также результаты групповых тестирований, социологических опросных листов. Это позволит очертить круг детей для более углубленных индивидуальных исследований.

2 этап - диагностический (5-8-й год обучения). На этом этапе проводится индивидуальная оценка творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную.

Современное социально-экономическое положение, сложившееся в нашей стране, к сожалению, во многом не способствует расцвету талантов. Появилось большое количество семей, находящихся в крайне сложных материальных условиях. У детей из таких семей нередко ограничен кругозор, речь неправильна, может сопровождаться ненормативной лексикой (если семья имеет и низкий культурный уровень). Педагоги зачастую не могут в таких детях разглядеть признаки одаренности, так как их заслоняют встречающиеся трудности и проблемы в развитии. Поэтому психологи при работе с данной категорией школьников рекомендуют обращать внимание на следующие характеристики одаренных детей:

• живость и любознательность;

• независимость в действиях;

• инициатива, стремление участвовать во всем новом;

• использование воображения в мышлении;

• гибкость в подходах к проблемам;

• разнообразные интересы;

• сочинение историй;

• чувство юмора

Для таких учащихся может быть характерно отклоняющееся поведение. Они негативно относятся к учителям, одноклассникам, даже собственным успехам. Им трудно ставить перед собой долгосрочные цели. При решении своих проблем могут быть чрезвычайно вспыльчивыми, агрессивными, склонны к насилию. Практика показывает, что при организации обучения, призванного компенсировать недостатки окружения, дети добиваются высоких результатов, в противоположном случае наблюдается резкое снижение интеллектуального уровня, проявление асоциальных форм поведения.

Способные дети часто не распознаются взрослыми, т.к. оценивается прежде всего успеваемость и успешность обучения в школе

Невозможно выявление талантливых детей исключительно психологом и только с помощью психологических тестов. Так английский ученый Б.Саймон, анализируя содержание тестов, пришел к следующим выводам:

1) тесты не измеряют природный интеллект;

2) в любом случае они являются тестами знаний, умений, навыков, полученных в школе, родительском доме;

3) возможно натаскивание на выполнение тестов.

Основными методами выявления талантливых детей являются

• наблюдение,

• анкетирование,

• тестирование,

разнообразные задания разного уровня трудности, направленные на формирование каждого навыка. В рамках плана работы психолого – социальной службы необходимо проведение комплексной работы воспитателей, социального педагога, психолога и других педагогов доп образования по выявлению талантливых детей. Обязательно использовать результаты психологической диагностики детей, проводимой психологом, наблюдения воспитателей, классных руководителей, сведения о посещении детей кружков, музыкальной школы, библиотек (поселковых и школьной), а также анкетирование, проводимое социальным педагогом среди детей . Проведя такое исследование выявления одаренных, талантливых, способных детей можно узнать, что:

у детей, одаренных в сфере академических достижений, наиболее развиты могут быть отдельные склонности - к языку и литературе, математике или естествознанию, но самое главное, такие дети обладают отличительным даром – склонностью к активной познавательной деятельности. Поэтому путем тестирования психолога и опроса классных руководителей можно выявить, что эти дети обладают высоким уровнем общего умственного развития и почти все они - отличники. Изучая наши данные о детях можно узнать их % от общего количества. Если же у ребенка преобладают художественные способности, он с ранних лет проявляет склонность к рисованию или музыке. Дети с преимущественным преобладанием контактности, потребности в общении и лидерстве отличаются инициативностью, высокими организаторскими способностями, их обычно легко выбирают на главные роли в играх и занятиях, они уверенно чувствуют себя среди сверстников и взрослых. Социально талантливые люди обладают рядом присущих им характеристик. Одним из проявлений социальной одаренности является лидерская одаренность, которая представляет собой набор умений лидера, позволяющих достичь группе поставленных перед ней целей при взаимном удовлетворении друг другом и с чувством личной самореализации. Методом анкетирования обучающихся и проведенной в каждой группе социометрии, можно определить % что так называемым обладающих социальным (или межличностным) талантом детей. Одаренность в двигательной сфере проявляется в умении владеть своим телом, высокой степенью психомоторных реакций, ловкостью, развитием двигательных навыков (бег, лазание, прыжки), физической силы. Этот талант востребован не только в спорте, хореографии, но и в механике, строительстве, домашнем хозяйстве, любом ручном труде. Выделяются дети с наибольшей склонностью к обучению иностранному языку. Это талантливые дети. Психологи отмечают, что для талантливых детей большое значение имеет самооценка. Самооценка и характер ее изменений существенно влияют на ход психического развития ребенка. Ряд авторов считают, что талантливые дети нередко обладают заниженной самооценкой и социальной неуверенностью. Самооценка талантливого ребенка имеет тенденцию к резким изменениям в ответ на малейшие неудачи. Повышенная требовательность к себе, стремление доводить все до совершенства, желание не подводить неуспехами родителей могут становиться причинами самобичевания и самоунижения.

Детская талантливость - сложное и многоаспектное явление. Существует множество подходов к определению таланта, точек зрения на проблему талантливых детей. Возникает острая необходимость в особых, научно обоснованных методах работы с детьми с различными видами талантов.
Выявление талантливых детей должно осуществляться в рамках комплексной и индивидуализированной программы идентификации талантливого ребенка. Подобного рода программа предполагает использование множества различных источников информации, анализ процесса развития ребенка на достаточно длительном отрезке времени, а также применение валидных методов психодиагностики. В частности, диагностика талантливости должна служить не целям отбора, а средством для наиболее эффективного обучения и развития одаренного ребенка. Более того, предъявляются особые требования к специалистам, работающим с одаренными детьми, и предполагает соответствующие формы подготовки этих специалистов.
Многие дети проявляют высокую степень одаренности не в одной какой-либо сфере, а в нескольких. Психологи утверждают, что каждый талантлив как минимум в одной области. А способности в любой другой сфере можно и нужно развивать, не ожидая при этом оценок и веря в себя.

Вопросы по самоподготовке:

1.  Назовите принципы отбора в хореографии.

2. Охарактеризуйте возрастные анатомо-физиологические особенности.

3. Перечислите основные термины, относящиеся к критериям отбора детей.

4. Назовите методические приемы отбора детей для занятий хореографией.

5. Возрастные и индивидуальные особенности в обучении хореографии.

6. Назовите методы воспитательной работы в хореографическом коллективе.

7. Назовите критерии оценки  деятельности  и формированности профессиональных навыков и умений участников хореографического коллектива.

8. Назовите методы выявления одаренных детей для продолжения обучения в профессиональной образовательной организации.

  



Дата: 2019-05-29, просмотров: 258.