Формы и жанры репертуара танцевального коллектива. Особенности составления взрослого и детского репертуара. Значение музыки в работе с детьми
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 Подбор репертуара в современной хореографической деятельности дело непростое, хотя, конечно, выработаны и приняты единые критерии и принципы его оценки, пополняется он за счет всего лучшего, что имеется в художественной сокровищнице общества. Сложности эти связаны в первую очередь с тем, что каждый коллектив располагает присущим только ему техническими и художественными взаимоотношениями, в соответствии с которыми руководителю приходится делать постановки. Создавая репертуар, хореографы должны как можно шире и полнее использовать все резервы и преимущества, заложенные в самой их природе. В ряде коллективов найдены интересные формы популяризации танцевального искусства, знакомящие широкого зрителя с творческой «кухней» исполнителей и создателей танца, с трудностями тренировочной работы.

Задачи репертуара, его функции, насыщенность и разнообразие зависят от направленности деятельности коллектива, его участников, их возрастных и технических особенностей. Репертуар должен быть разнообразным по содержанию. Должны быть сюжетные, бессюжетные танцы с разнообразной лексикой. Формы танцев: соло, дуэт, малые формы, большие формы, крупные формы.

При создании репертуара для детей основными критериями являются, прежде всего, содержательность танца, его соответствие современным задачам эстетического воспитания и возрастным особенностям школьников, учета специфики их работы и реальных возможностей.

Вопрос о репертуаре взрослого, профессионального коллектива тесно связан с идеологическим содержанием, идеологической направленностью деятельности художественного коллектива, с той ролью, которую он играет в духовно эстетической жизни общества.

Взрослый репертуар отличается от детского тем, что постановки содержат более глубокий смысл и требует от исполнителей осмысления и понимания сущности воплощаемых сюжетов. Как правило, такой репертуар носит камерный характер. Работа над камерным репертуаром требует большой выразительности, углубленной работы над образом, осмысления исполнительских задач, полной сосредоточенности и мобилизации личности, поскольку в нем на первый план выдвигается художественная индивидуальность исполнителя, его личная творческая инициатива. В камерном репертуаре максимально проявляется уровень одаренности и мастерства исполнителя.

Важную роль камерный танцевальный репертуар играет и в воспитании культуры зрительского восприятия, поскольку от зрителя здесь также требуется сосредоточенность, чуткость, умение постигать музыкально-пластический образ. Длительная и трудная учебная, репетиционная работа может не дать положительного эффекта педагогического, художественного, если было взято произведение завышенной трудности и с ним не справились или наоборот, оно оказалось легким, не требующим напряженных поисков, показа всего, на что способны исполнители.

Репертуар детских коллективов более разнообразен по своим формам: популярной ныне принято считать форму класс-концерта. Танцевальные постановки отражают уровень и объем материала, интересны по замыслу, режиссерскому решению, своеобразны по подаче материала. Как правило, в таких постановках используется не сложная лексика, но благодаря своеобразному композиционному решению и качественному исполнению они имеют заслуженный успех у зрителей и специалистов.

Широко используется в репертуаре детских коллективов такая форма, как танцевальная сюита.

Такая форма работы, как детский балет заимствована из практики профессиональных хореографических коллективов. Однако, что касается детского балетного спектакля, то, для эстетического воспитания ребенка разучивание хореографического спектакля имеет большое значение, так как показывает детям возможность танцевального искусства во всей его полноте. Постановка детского балета имеет большое значение в смысле влияния на творческий рост детей-исполнителей как в отношении техники развития танца, так и в смысле умения детей создать образ, сделать его понятным юному зрителю. Постановка детского балета оказывает большое влияние на сплоченность коллектива. У детей возрастает чувство ответственности перед коллективом. На протяжении работы над спектаклем растет и крепнет дружба ребят в коллективе. Общий интерес, желание, чтобы все удалось как можно лучше, связывают участников спектакля.

Детский балетный спектакль наиболее сложная форма сценической практики, требующая глубокой, тщательной подготовки, квалифицированного балетмейстерского решения. В настоящее время такая форма работы встречается достаточно редко, так как приниматься за постановку детского балетного спектакля могут лишь коллективы и хореографические отделения, накопившие достаточный творческий и исполнительский потенциал.

Выбор вида хореографии, сценического жанра, как и выбор форм подачи танцевального репертуара в детском и взрослом коллективе имеет свои особенности и различия. Хореографам стоит помнить, что классический танец при формировании детского репертуара должен использоваться с осторожностью. Руководителям и педагогам коллективов необходимо проявлять здесь особый такт и чувство меры. Классический танец предъявляет ряд жестких требований к исполнению, без соблюдения которых он теряет свою художественную ценность и перестает быть средством эстетического воспитания. Это относится, в первую очередь, к физическим данным исполнителя, а также к качеству его обучения. При этом важны не только правильность выполнения отдельных па и технических приемов, но, главное, точность манеры и стиля исполнения. Поэтому поручать такой репертуар можно лишь учащимся, имеющим соответствующие данные. Поскольку возможности учащихся детского возраста, в большинстве случаев, ограничены, основной путь создания репертуара на основе классики - постановка оригинальных произведений, рассчитанных именно на данных исполнителей и не ставящих перед ними непосильных задач, а также не претендующих на сравнение с классикой на сцене профессионального театра. Именно поэтому, вряд ли допустимо, исполнение шедевров мировой хореографии, которые возможны для исполнителей - профессионалов. Обладая ,сформированными, техникой и психикой, взрослым исполнителям под силу исполнять сложные, по сути, танцы, которые в исполнении детей смотрятся неуместными и комичными.

Необходимо отметить также, что в репертуаре детских коллективах в последнее время неуклонно растёт тенденция к перегрузке постановок различными шаблонными «трюками», взятыми, опять же, из репертуара взрослых профессиональных ансамблей и зачастую технически недоступными для детского исполнения.

Хочется обратить внимание на то, что работа с детской возрастной группой даёт широкие возможности для творческих поисков хореографа, для создания собственного интересного, оригинального репертуара коллектива, особенно при активном вовлечении самих участников коллектива в творческий постановочный процесс. Так огромный интереснейший пласт для создания репертуара детского хореографического коллектива представляет собой историко-бытовой танец. Работа над этим материалом ставит перед исполнителями интересные творческие задачи необходимость постичь особенности, стиль и манеры танца, добиться тонкой проработки инсценировки, создать образ определенной эпохи, филигранно отточить технику, а также предполагает углубленное проникновение в музыкальный материал различных эпох и стилей. Все это много дает как для развития исполнительских способностей, так и для общего культурного развития учащихся. Хотя работа над таким репертуаром ведется в очень немногих детских коллективах и студиях, она уже раскрыла богатейшие репертуарные возможности историко-бытового танца: от создания отдельных номеров и до спектакля-обозрения, имеющего единую сюжетную канву и режиссерское решение.

Детские отчетные концерты, спектакли, выступления становятся праздником, как для самих детей, так и для их зрителя, поэтому предлагаемый репертуар детских коллективов должен способствовать дальнейшей популяризации танцевального искусства во всем многообразии его форм и жанров, быть ярким, интересным, разнообразным и лёгким для восприятия.

В процессе создания сценического репертуара для любых возрастных категорий, необходимо осваивать все разнообразие хореографических форм и жанров, сложившихся на сегодняшний день в исполнительской практике как профессиональных, так и самодеятельных коллективов. Эту тенденцию, как основную линию развития хореографических коллективов, необходимо признать правильной, при условии точного учета специфики их работы и реальных возможностей.

Широко используется в репертуаре как детских, так и взрослых коллективов такая форма, как танцевальная сюита: чаще всего на материале народного танца, реже современного бального и лишь как исключение историко-бытового танца. Наиболее интересной и полно раскрывающей все творческие возможности детей является такая форма работы, как детский балет, а в случае работы с взрослыми профессиональными коллективами постановка классического или современного балетного спектакля. Что касается детского балетного спектакля, то в общем для эстетического воспитания ребенка разучивание хореографического спектакля имеет большое значение, так как показывает детям возможность танцевального искусства во всей его полноте. На протяжении работы по подготовке к спектаклю дети очень эмоционально относятся к своим танцам и образам. Они приобретают навыки технического характера, которые не смогли бы приобрести, разучивая только отдельные танцы. Постановка детского балета имеет большое значение в смысле влияния на творческий рост детей-исполнителей как в отношении техники развития танца, так и в смысле умения детей создать образ, сделать его понятным юному зрителю. До создания спектакля дети исполняют только отдельные танцы, в большинстве народные пляски, где хотя и приходится задумываться над характером танца и созданием образа, но это является менее трудной задачей. В случае постановки детского балета ученикам приходится выдерживать свою роль в течение целого спектакля. Постановка детского балета оказывает большое влияние на сплоченность коллектива. У детей возрастает чувство ответственности перед коллективом. На протяжении работы над спектаклем растет и крепнет дружба ребят в коллективе. Общий интерес, желание, чтобы все удалось как можно лучше, связывают участников спектакля. Постановка детского балетного спектакля подразумевает создание оригинального произведения, рассчитанного на конкретных исполнителей, а не о постановке классических балетов. Детский балетный спектакль наиболее сложная форма сценической практики, требующая глубокой, тщательной подготовки, квалифицированного балетмейстерского решения. В настоящее время такая формы работы достаточно редка, так как приниматься за постановку детского балетного спектакля могут лишь коллективы и хореографические отделения, накопившие достаточный творческий и исполнительский потенциал.

В работе танцевальных коллективов разного возраста следует полнее использовать такие сценические формы, как тематический или сюжетный танец, так как именно они являются для учащихся школой актерского мастерства, которая впоследствии позволит им овладеть техникой исполнения балетного спектакля. В настоящее время в репертуаре коллективов значительное место занимают массовые постановки, позволяющие привлечь максимальное количество исполнителей. Однако нельзя недооценивать и номеров камерного плана, имеющих большое значение для раскрытия и воспитания творческой индивидуальности исполнителей. В связи с этим закономерно выступление наиболее одаренных и освоивших танцевальное мастерство танцоров в роли солистов в номерах, рассчитанных на одного или нескольких исполнителей. Материалом для этих номеров может служить танец классический, демихарактерный, народный, эстрадный.

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 647.