Характеристика возрастных анатомо-физиологических, и психологических особенностей детей школьного возраста и их значение в практике отбора
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 Отбор детей для обучения классическому танцу и успешное решение задач учебно-воспитательной работы возможны только при тщательном изучении их анатомо-физиологических и психологических особенностей. Это позволяет делать меньше ошибок при приеме, а на занятиях проводить строгое нормирование учебной и физической нагрузки с учетом возраста ребенка. Дифференцированный подход к детям с разным уровнем возрастного развития в процессе их обучения и воспитания может дать значительный педагогический эффект. Рост и развитие детей идет непрерывно, но темпы роста и развития не совпадают. С точки зрения обучения и воспитания, особенно в хореографии, необходимо помнить, что в некоторые возрастные периоды преобладает рост, а в другие — развитие. Волнообразность темпов роста и развития определяют необходимость выделения нескольких возрастных периодов. Возрастные периоды ускорения роста принято также называть периодами вытягивания: до 1 года, с 3 до 7 лет, с 11—12 лет до 15 лет; а периоды некоторого замедления роста — периодами округления: с 1 до 3 лет и с 7 до 10—11 лет (С. Гальперин, 1974). Приблизительно до 10 лет мальчики и девочки растут одинаково, затем у девочек с 11 - 12 лет (более раннее наступление полового созревания), а у мальчиков с 13—14 лет темп роста ускоряется и к 14—15 годам рост мальчиков и девочек почти одинаков. Однако с 15 лет мальчики растут быстрее. В 8—9 лет у девочек наступает препубертатный период. У мальчиков он наступает в 10—12—13 лет. Костная система в младшем шкальном возрасте еще окончательно не сформирована. Не завершено окостенение позвоночника, грудной клетки, таза, конечностей. Позвоночник гибок и податлив, при длительном неправильном положении тела возможны его искривления. Поэтому необходимо следить за правильной осанкой и походкой. В эти годы дети обладают уже достаточным уровнем психического развития, но очень возбудимы. Характерно богатство воображения, сильно выражены эмоциональность и непосредственность реакций. Внимание относительно длительно и устойчиво, но именно в силу этой относительной устойчивости дети на занятиях быстро теряют темп и ритм, что педагогу следует постоянно иметь в виду. Характер в этом возрасте только складывается, но дети уже обладают некоторой настойчивостью, способны ставить перед собой определенные цели. При правильной физической и умственной нагрузке ребенок может без перенапряжения и особого утомления заниматься в школе в течение 3—5 часов. Поскольку дети обладают главным образом наглядно-образным характером запоминания, поэтому в этом возрасте очень важен наглядный метод обучения; в хореографии обязателен личный показ движений педагогом. Дети в возрасте от 12 до 14 лет относятся к среднему школьному возрасту. Он является пубертатным периодом, периодом полового созревания детей. В это время в их организме происходят резкие эндокринные сдвиги, меняется функциональное состояние всех органов. Начало полового созревания у девочек относится к 10—12 годам, у мальчиков — к 12—13 годам. У детей этого возраста меняются пропорции тела. У девочек после интенсивного роста нижних конечностей начинается увеличение поперечника таза и ширины грудной клетки. У мальчиков происходит максимальное увеличение поперечника таза, окончательное вытягивание туловища, увеличение объема грудной клетки. Кости утолщаются. Окончательно устанавливаются изгибы позвоночника. Нарастает мышечная масса, увеличивается сила и выносливость мышц. У девочек рост и вес в среднем больше, чем у мальчиков. Считают, что наиболее благоприятным возрастом для восприятия движения (кинестезии) в хореографии является возраст 10—11 лет, то есть в период первых двух лет обучения, а затем в возрасте 15—16 лет, к завершению пубертатного периода (Н. Калинина, 1970). При этом отмечается, что у девочек процесс освоения движений более точный, чем у мальчиков в том же возрасте. Свойства темперамента могут как благоприятствовать, так и противодействовать формированию и развитию хорошего танцовщика, поэтому рекомендуется учитывать, к какому типу высшей нервной деятельности относится психика того или иного ребенка. Существует четыре типа высшей нервной деятельности человека: 1) темперамент сангвиника – сильный, уравновешенный, подвижный; 2) темперамент холерика – сильный, неуравновешенный, подвижный; 3) темперамент флегматика – сильный, неуравновешенный, инертный; 4) темперамент меланхолика – слабый. Наиболее подходящими из четырех типов темперамента принято считать сангвиников и холериков, флегматики требуют особых индивидуальных с ними занятий. Что касается меланхоликов, то их не рекомендуется принимать при отборе кандидатов.

Дата: 2019-05-29, просмотров: 262.