Второй год перестройки в Казахстане ознаменовался драматическими событиями. 16 декабря 1986 года состоялся пленум Центрального Комитета (ЦК) Коммунистической партии Казахстана (КПК) На повестке дня стоял организационный вопрос — выборы первого секретаря ЦК КПК. Первым секретарем ЦК КПК, вместо отправленного на пенсию Д. Кунаева, был единогласно избран Г. Колбин, работавший до того первым секретарем Ульяновского обкома КПСС. Утром 17 декабря 1986 года в Алма-Ате началась демонстрация молодежи с протестом против принятого решения, длившаяся 2 дня, которая вошла в историю как декабрьские события 1986 года в Алма-Ате. К полудню 17 декабря на площади им. Л. Брежнева демонстрантов было около 5 тысяч. С утра площадь была оцеплена силами МВД, после обеда к милиции добавили курсантов школы милиции и пожарно-технического училища.Вечером 17 декабря была предпринята первая попытка разгона демонстрации, применены, пожарные машины, саперные лопатки, дубинки, служебные собаки. Начались массовые беспорядки.Утром 18 декабря в Алма-Ату прибыли специальные части из других городов страны. Вечером началось “вытеснение” демонстрантов с площади. Демонстрация была разогнана.
По официальным данным, в ходе массовых беспорядков в Алма-Ате погибло 2 человека, сожжено 11, повреждено 24 транспортных средства, выведено из строя 39 автобусов, 33 такси, нанесен материальный ущерб 13 общежитиям, 5 учебным заведениям, 6 предприятиям торговли, 4 административным зданиям.После разгона демонстрации власти приступили к репрессиям. Около 900 человек были наказаны в административном порядке, более 300 человек отчислено из вузов, уволены с работы 319 участников событий, исключены из рядов КПСС – 52, из ВЛКСМ – 758. Общее количество задержанных составляло 8 500 человек, 99 человек были осуждены к различным срокам лишения свободы. Один – К. Рыскулбеков – по обвинению в убийстве С. Савицкого приговорен к смертной казни, которую позже заменили на 20 лет лишения свободы.В республике был установлен своеобразный заговор молчания о декабре 1986 года, активно шел поиск “националистов”. Первую попытку прорвать завесу молчания предпринял М. Шаханов весной 1989 года, выступив с требованием объективного рассмотрения декабрьских событий на Первом съезде народных депутатов СССР.Только через три года, в 1989 году, Верховный Совет Казахской ССР единогласно осудил постановление ЦК КПСС.В сентябре 1990 года выводы Комиссии Президиума Верховного Совета КазССР были опубликованы.
Они гласили: “Выступления казахской молодежи в декабре 1986 года в Алма-Ате и ряде областей Казахстана не были националистическими – это была первая попытка воспользоваться гарантированным Конституцией и декларированным перестройкой правом на свободное выражение гражданской и политической позиции.
Грубые нарушения законности были допущены также в процессе судебно-следственного разбирательства по возбужденным уголовным делам против участников событий. Следствие по ним велось в сжатые сроки, поверхностно и с явным обвинительным уклоном”.
По результатам работы Комиссии, в сентябре 1990 года было принято Постановление Президиума Верховного Совета КазССР “ О выводах и предложениях Комиссии по окончательной оценке обстоятельств, связанных с событиями в городе Алма-Ате 17—18 декабря 1986 года “. В нем отмечалось, что “выступление казахской молодежи в декабре 1986 года в Алма-Ате не было националистическим и в начальной стадии не носило противоправный характер. Непосредственной причиной протеста молодежи послужили откровенное пренебрежение мнением .населения и партийных масс республики со стороны Центра, направившего первым секретарем ЦК Компартии Казахстана по стереотипу до перестроечных времен малоизвестного в республике партийного работника, недооценка возросшего самосознания народа”.
37. Объясните, в чем заключается рост национального самосознания в Кз.Настоящий Закон устанавливает правовые основы функционирования языков в Республике Казахстан, обязанности государства в создании условий для их изучения и развития, обеспечивает одинаково уважительное отношение ко всем, без исключения, употребляемым в Республике Казахстан языкам. Закон Республики Казахстан от 11 июля 1997 года Предметом регулирования настоящего Закона являются общественные отношения, возникающие в связи с употреблением языков в деятельности государственных, негосударственных организаций и органов местного самоуправления. Настоящий Закон не регламентирует употребление языков в межличностных отношениях и в религиозных объединенияхАктуальность темы. Новые социально-политические реалии Казахстана как суверенного государства требуют языковой политики, отвечающей потребностям полиэтнического населения страны и учитывающей особенности языковой, демографической и политической ситуации. Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев придает большое значение проблемам языка и языковой политики в стране. В своей работе «Хранить память и крепить согласие» он указывает на то, что «...необходимо сделать все, чтобы язык, как иногда говорят, титульной нации был востребован к жизни – и на государственной службе, и в производстве, и в науке, и в образовании также, как русский, должен стать для всех нас руководством к действию. Стремление к уважению других языков без проявления при этом заботы о родном языке означает отсутствие уважения к чести и достоинству своего народа. Независимость языка означает также независимость мышления каждого человека и является основополагающим условием государственного суверенитета ».Казахстан это многонациональная страна со своим культурным и историческим наследием. В унитарном государстве наряду с проблемами экономических и политических трансформаций, одной из серьезных проблем, является проблема управления многонациональным обществом. В ходе осуществления политических реформ, необходимо продолжать поиск наиболее гибких путей к сбалансированному учету языкового фактора. Равномерное решение проблем культурного и социального развития всех национальных групп в республике возможно с признанием приоритета прав личности на изучение и использование родного языка, а также с соблюдением правового равенства всех национальностей.В законе «О языках в РК» подчеркнуто, что одним из важнейших аспектов государственной идентичности является наличие государственного языка и следование языковой политики определенным приоритетам. Закон адекватно отражает языковую ситуацию в Казахстане и защищает интересы всех без исключения народов Казахстана, направлен на всемерное обеспечение развитие языков, представленных в республике.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 599.