Официальная национальная политика в СССР исходила из принципов «дружбы народов» и «пролетарского интернационализма». Предполагалось, что «классовый» интерес рабочих во всех странах стоит неизмеримо выше национальных интересов отдельных народов. Причем развитие и расцвет наций возможны только в рамках социализма и на базе пролетарского интернационализма, а национализм выражает интересы господствующих классов, стремящихся отвлечь трудящихся от их борьбы за социальное освобождение. Пролетарский интернационализм считался не только основой дружбы народов внутри СССР, но и главным принципом советской внешней политики, направленной на поддержку народных и национально-освободительных движений во всем мире. В 70-е годы, когда брежневское руководство заявило о построении в СССР развитого социалистического общества, было также объявлено о возникновении новой исторической общности людей – советского народа. Считалось, что эта историческая общность пришла на смену прежним нациям, возникшим еще при капитализме, и что в ее рамках удалось преодолеть межнациональные противоречия, которые невозможно было разрешить при капитализме. Однако принцип дружбы народов на деле дополнялся другим, не декларировавшимся официально, но игравшим важную роль принципом – унаследованным от Российской империи представлением, что господствующей нацией в СССР являются русские, что русская культура и русский язык являются важными политическими факторами, обеспечивающими единство Союза. Это представление находило выражение в формуле о том, что русский народ – старший брат в семье народов СССР. И хотя правящая партийная и государственная элита (номенклатура) формировалась из представителей разных народов, она в большинстве своем рассматривала русский народ как занимающий особое положение в стране. Само собой разумеющимся считалось положение, при котором первый секретарь ЦК компартии союзной республики (фактический глава региона) относился к «титульной» нации, а второй секретарь был русским (крайне редко – украинцем). Эта двойственность характеризовала национальную политику советского руководства. На основе принципа дружбы народов поддерживалось развитие наций и национальных культур. Некоторые республики СССР, как раньше «национальные окраины» царской России, были слабо развиты в экономическом и культурном отношении. Поэтому в их экономику и культуру вкладывались значительные средства, в частности, с целью способствовать развитию рабочего класса, который КПСС считала своей социальной опорой. Принудительное развитие новых производств вызывало противоречивую реакцию местных жителей. С одной стороны, оно способствовало модернизации экономики, строительству и развитию городов, распространению образования, с другой – нередко проводилось без учета местных условий и способствовало подрыву местных культурных традиций и загрязнению окружающей среды.
3. События в Целинограде в 1979 году
Показателем игнорирования интересов казахского народа является решение Политбюро ЦК КПСС весной 1979 года о создании немецкой автономной области на территории Казахстана, куда после упразднения немецкой автономии на Волге были переселены тысячи ее граждан. По свидетельству бывшего Первого секретаря Компартии Казахстана Д.А. Кунаева, подобное предложение было выдвинуто председателем КГБ Ю. Андроповым. Присутствовавшие при этом промолчали. Более того, было принято решение об организации комитета по созданию немецкой автономии на севере Казахстана, который возглавил второй секретарь ЦК КП Казахстана А. Коркин. По решению комитета предполагалось выбрать центром будущей автономии г. Ерментау, расположенный в Целиноградской (ныне Акмолинской) области с включением в ее состав ряда районов Кокчетавской, Карагандинской и Павлодарской областей. Весть о создании немецкой автономии быстро распространилась по Казахстану, особенно в северных областях.
Утром 13 июня 1979 года группы казахской молодежи стали массами собираться в центре Целинограда, у площади им. В. Ленина. Молодежь несла в руках транспаранты «Казахстан неделим» и «Нет немецкой автономии». Вскоре демонстранты заполнили центр города. Между тем пришедшие на площадь открыли митинг. Выступления митингующих, по свидетельствам очевидцев, были взвешенными. Они говорили, что Казахстан - это интернациональная республика и здесь на протяжении десятилетий рука об руку трудятся казахи, русские, украинцы, немцы, татары и многие представители других народов. И непонятно, почему столь важное решение принималось тайно, без широкого обсуждения. Попытки руководителей области срочно распустить митинг не удались. Выстроившись колоннами, митингующие, скандируя, прошли по улицам города.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 774.