Главная задача современного Казахстана по пути дальнейшей демократизации общества заключается в совершенствовании современной Конституции, которая должна отвечать требованиям новой исторической эпохи и способствовать дальнейшему продвижению демократических реформ, успешному политическому, социально-экономическому и культурному развитию страны [1]. Конституция – это закон, который должен отвечать реалиям дня, а если созрела необходимость во введении изменений и дополнений, то их надо закреплять и осуществлять. Это необходимо для того, чтобы действующая Конституция закрепляла не декларативные постулаты, а существующие демократические достижения государства. Обращаясь к истокам независимости страны, очевидно, что «Казахстану нужен был такой Основной закон, который бы шел «нога в ногу» с новыми реалиями и перспективами и сосредотачивал на своих страницах опыт предыдущих поколений и уверенность на лучшее будущее. Конституция независимого Казахстана должна была закрепить основные принципы, по которым народ собирался строить открытое и демократическое общество» [2, с.50]. 28 января 1993 г. Верховный Совет Республики Казахстан принял первую Конституцию суверенного независимого государства, которая имела большое значение в укреплении государственной независимости Казахстана, создании новых органов государства, призванных служить народу, выражающих его волю в провозглашении широких прав и свобод граждан. Но, вскоре после вступления в силу первой казахстанской Конституции, стали очевидны её недостатки, прежде всего, оторванность от реальных социально-экономических и политических процессов. Основной Закон не оправдал ожиданий. В нём не были определены цели и приоритеты развития государственных, экономических и социальных процессов. Отсутствие в Основном Законе механизмов преодоления разногласий, возникающих между различными государственными институтами, явилось одной из причин объективного нарастания противоречий между исполнительной и законодательной ветвями власти. Конституция образца 1993 года стала правовым препятствием на пути совершенствования государственного устройства, дальнейшего развития социально-экономических и политических реформ. Роспуск Верховного Совета 12-го созыва явился тем толчком, который сфокусировал внимание Н. А. Назарбаева на работе над новым проектом Конституции. Скрупулезно изучив около 20 конституций стран мира и юридическую литературу по этому вопросу, он привлек ученых и практиков юриспруденции, составивших костяк Экспертно-консультативного органа при Президенте по разработке проекта новой Конституции. Экспертно-консультативный совет изучил десятки конституций других государств - как стран СНГ, так и дальнего зарубежья. Это положительно сказалось на качестве новой Конституции, в которой были учтены ошибки, допущенные при разработке ее предшественницы.
Эволюцию своего развития претерпел вопрос формы правления. В Конституции 1993 года четкого ответа на этот вопрос не было. В первые годы независимости в Казахстане имелись одновременно признаки как президентской, так и парламентской республики. С одной стороны, Президент являлся Главой государства. С другой стороны, раздел III Конституции «Государство, его органы и институты», в котором глава о Верховном Совете предшествовала главе о Президенте, предполагал верховенство высшего представительного органа в государственной иерархии. Казахстанцы сделали свой выбор, и действующая Конституция провозгласила Казахстан президентской республикой. Выбор президентской формы правления, был не случаен. Именно эта форма правления являлась оптимальной в условиях становления Казахстана и создавала все наиболее благоприятные предпосылки для успешного реформирования политической и экономической систем общества.
Если по Конституции 1993 года Президент являлся Главой государства, возглавлявший единую систему исполнительной власти, то по Конституции 1995 года Президент уже не входит в эту ветвь. Юридически была определена самостоятельность Правительства. За Президентом сохранялась ключевая роль в отношении Правительства при его формировании, определении стратегических направлений, а также подотчетности Правительства перед Президентом. Этим определялись основные черты казахстанской модели президентской формы правления, которая в последующем развитии перешла в президентско-парламентскую форму правления.
Одним из важнейших аспектов реформирования политической сферы казахстанского общества, инициируемой Главой государства является совершенствование Основного Закона. В связи с этим, 16 мая 2007 года Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев выступил на совместном заседании Палат Парламента Республики Казахстан с предложением по изменению и дополнению Конституции страны. Глава государства предложил пойти по пути таких изменений, когда республика остается президентской, но с существенным расширением полномочий Парламента Республики Казахстан, что практически трансформирует модель республики из президентской в президентско-парламентскую.
42. Покажите значение утверждения государственных символов РК для культурно - исторического развития и воспитания патриотизма.
Конституционный Закон «О государственных символах Республики Казахстан» был принят 4 июня 2007 года. В соответствии с этим Законом ежегодно 4 июня празднуется как день государственных символов в Республике Казахстан.
Государственные символы – это один из неотъемлемых атрибутов любого государства, олицетворяющих его идентичность и суверенитет. В Республике Казахстан государственными символами являются – Государственный Флаг, Государственный Герб и Государственный гимн.
Герб Казахстана отображает основные культурные ценности страны. Жандарбек Малибеков и Шот-Аман Валиханов — его авторы — по центру изобразили верхнюю сводчатую часть национального жилища — юрты. Золотой шанырак расположен на голубом фоне, символизирующем чистое и мирное небо. От центрального изображения в разные стороны расходятся лучи, которые имитируют опоры юрты — уыки. С двух боков шанырак поддерживают мифические крылатые кони — еще один национальный символ нашей страны. Сверху изображена звезда, а внизу — надпись «Қазақстан». Они выполнены в золотом цвете.
Герб РК — это отображение миролюбия и процветания страны, главных ценностей государства — чистого неба и щедрости, процветания народа. Флаг Казахстана развевается над каждым государственным учреждением, его несут спортсмены, которые защищают честь государства на мировых чемпионатах, исследователи с его помощью обозначают принадлежность открытых территорий, со знаменем идут в бой воины.
Республика Казахстан владеет флагом, который отображает самобытность и исторические ценности народа, населяющего наш суверенный край. Флаг представляет собой прямоугольное полотнище голубого цвета. По центру изображены два самых важных символа государства, которые демонстрируют свободолюбие народа, его мирный нрав, щедрость и богатство земли, готовность народа защищать землю. Автор флага Казахстана Шакен Ниязбеков воплотил эти значения в образе золотого солнца, окруженного лучами-зернами, и свободно парящего степного орла — символа широты мировоззрения, государственной мудрости и прозорливости. Орел устремлен вперед — в будущее.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 1061.