Дальнейшее укрепление административно-командной системы, которая сложилась к середине 20-х годов, продолжает действовать и в 40 — 50 годы XX века. Идеологический прессинг особенно усиливается и по-прежнему работает на усиление культа личности И. В. Сталина.
В политической и экономической жизни ликвидируются коллективное руководство, плюрализм мнений.
Превращение ряда руководителей партии и страны в политиков, слепо подчиняющихся И. В. Сталину и выполняющих его волю.
Отсутствие всякой гласности, отказ от социалистического демократизма, установление перманентного террора, направленного против народа, партии, личности.
Именно в послевоенный период в стране окончательно сложилась система «тоталитарного» режима с его командно-бюрократической иерархией, превращением партии в государственную структуру.
К тому же сталинский режим вновь и вновь прибегал к испытанным методам политических репрессий (по некоторым данным, в послевоенный период — вторая половина 40-х — начало 50-х годов — было репрессировано 1,5 млн. человек, по другим — 2,5 млн. человек).
Общественно-политическая жизнь республики послевоенного развития органически вписывалась в сталинскую антидемократическую, тоталитарную модель социализма, в республике доминировал культ личности И. В. Сталина.
В послевоенный период репрессии коснулись и самой Академии наук Казахской ССР. Так, состав сотрудников академии составлял 1865 человек, из них «неблагонадежных» числилось 72 человека (судимые в прошлом и исключенные из партии, имевшие репрессированных родственников, немцы, бывшие в плену и пр.).
Руководством академии в 1946 г. было отчислено 60 сотрудников как «не внушающих политического доверия из числа баев, Мулл, исключенных из партии, белогвардейцев, Троцкистов». Отдельные институты, такие как истории, языка и литературы, за два — три года были «Очищены» на 80%.- И, наконец, за 1950 — 1951 гг. эта участь постигла 121 человека — известных ученых Казахстана. Среди них: академик К. И. Сатпаев, М. О. Ауэзов, С. К. Кенесбаев, члены-корреспонденты X. Д. Джумалиев, А. X. Маргулан, доктора наук М. Балакаев, Т. Тажибаев, кандидаты наук Е. Исмаилов, Б. Сулейменов, Е. Дильмухамедов, З. Акишева и другие.
Таким образом, общественно-политическая обстановка в республике явно не способствовала утверждению многообразной и богатой духовной культуры. Если бы не эти обстоятельства, сложившиеся в политической жизни Казахстана, то уровень развития духовной культуры и успехи казахского и других народов Казахстана были бы гораздо весомее и значительнее. И, как следствие подобного развития общественно-политической жизни в Казахстане в тоталитарной, командно-административной системе, они логически и диалектически привели в 70-х — первой половине 80-х гг. к застойным явлениям в политической, духовной и социально-экономической жизни республики.
31. Проанализируйте, когда произошло подлинное осмысление культа личности Сталина и какова роль Н.С.Хрущева в этом событии.
В начале 1956 года в газете "Правда" появляются статьи о культе личности без указания имени Сталина. Это было свидетельством того, что через 3 года после смерти Сталина новые руководители КПСС осмелились, наконец, заговорить об этом опасном для дела социализма явлении. В феврале начал свою работу ХХ съезд КПСС.Советская и мировая общественность, наблюдая за работой съезда с нетерпением, ожидала оценки личности Сталина, но съезд молчал, 24 февраля было объявлено, что следующие заседание будет закрытым. Позже станет известно, что Хрущев Н.С. настоял на том, чтобы довести до сведения делегатов информацию о грубых нарушениях социалистической законности в период культа личности Сталина.Коммунисты вынуждены будут признать, что Сталин "отбрасывал Ленинский метод убеждения и воспитания, переходил с позиций идейной борьбы на путь административного подавления, на путь массовых репрессий, на путь террора. Он действовал все шире и настойчивей через карательные органы, часто нарушая при этом все существующие нормы морали и советские законы...Центральный Комитет в результате глубокого изучения документов выявил, что в период культа личности допускались грубейшие нарушения социалистической законности, злоупотребления властью, произвол и репрессии против многих честных людей, в том числе против видных деятелей партии и советского государства.ЦК КПСС, глубоко сознавая ответственность перед партией и народом, решил сказать XX съезду и трудящимся всю правду о злоупотреблениях в период культа личности. Группа членов ЦК (Молотов, Каганович, Маленков и другие), которая вместе со Сталиным была повинна в грубейших нарушениях социалистической законности, пыталась помешать этому, выступала против разоблаченияпоследствийкульталичности.Но победила ленинская линия Центрального Комитета. Вопрос о культе личности и его последствиях был поставлен на XX съезде. В принятом постановлении съезд поручил ЦК КПСС «последовательно осуществлять мероприятия, обеспечивающие полное преодоление чуждого марксизму-ленинизму культа личности, ликвидацию его последствий во всех областях партийной, государственной и идеологической работы, строгое проведение норм партийной жизни и принципов коллективности партийного руководства, выработанных великим Лениным.Период хрущевской оттепели – это условное название периода в истории, длившегося с середины 1950-х годов по середину 1960-х годов. Особенностью периода было частичное отступление от тоталитарной политики сталинской эпохи. Хрущевская оттепель – это первая попытка осознания последствий сталинского режима, которая раскрыла особенности общественно-политической политики сталинской эпохи. Главным событием этого периода считается XX съезд КПСС, который раскритиковал и осудил культ личности Сталина, подверг критике осуществление репрессивной политики. Февраль 1956 года ознаменовал начало новой эпохи, которая ставила своей задачей изменение общественно-политической жизни, изменение внутренней и внешней политики государства.В середине 1980-х годов в СССР наступил экономический кризис. Он выражался в падении темпов роста производства, снижении уровня жизни населения, усилении коррупции, развитии теневой экономики. Ухудшилась трудовая дисциплина, массовым стало неуважение к честному труду.Попытка партийного руководства сохранить власть , предпринятая Андроповым, оказалась безуспешной. Общество нуждалось в кардинальных переменах.В 1987 - 1988 гг. перестройка сводилась главным образом к "экономической реформе", затем в нее включили реформу политической системы и курс на "обновление" идеологии. Идея перевода централизованного, планово-государственного хозяйства на рыночную, товарно-денежную основу (в рамках социализма) стала стержнем концепции перестройки.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 326.