Лекция 3.  Действие права в системе общественных отношений

 

 1. Нормы права, их структура, виды и способы изложения.

 2. Нормативно-правовые акты, их виды и требования, предъявляемые к ним. 3. Действие нормативно-правовых актов во времени и пространстве.

4. Сфера правового регулирования.

 

 1. Нормы права, их структура, виды и способы изложения. Говорить о праве как способе регуляции общественных отношений можно лишь тогда, когда право оказывает реальное воздействие на определенные области этих отношений. Право только тогда право, когда оно действует и когда его действие приносит результат. По аналогии с тем, как движение есть способ существования материи, способом существования права является его результативное действие в системе общественных отношений. Однако наличие способа существования не есть еще само существование. В отличие от материи право не является объективной  реальностью. Реальность права субъективна, ибо оно не может существовать вне человеческого сознания. Но для того, чтобы право было воспринято сознанием, оно должно быть материально оформленным. По аналогии с тем, как формой существования материи являются пространство и время, так и формой существования (выражения) права являются письменно .оформленные официальные документы, исходящие от государственных органов и содержащие нормы права. Таким образом, форма права – выраженная вовне и закрепленная в законах воля государства (которое в идеале должно быть выразителем воли народа). Норма права – государственно-властное предписание, общеобязательное правило, направленное на регулирование общественных отношений. Норма – это «первокирпичик» права, атомарная его частица.

Процесс формирования правовой нормы состоит из трех стадий:1. Возникновение правовой идеи. Например, еще в первобытном обществе созрела идея о неприкосновенности личности. Механизм и предпосылки зарождения правовых идей изучает теория права. 2. Формулирование правовой нормы. На этой стадии идет процесс синтеза существующих в общественном сознании правовых идей и поиск средств их формализации, изучение порядка и принципов разработки правовых норм, определение процедуры их принятия и т.д. Образно говоря, это стадия «производства» правовых норм.

 3. Введение в действие правовой нормы означает ее активное применение в реальных общественных отношениях с целью их регулирования.
Структура нормы права – это ее составные части, конструкция которых может быть представлена в виде следующей схемы: «Если..., то..., иначе...». Непосредственно в такой формулировке нормы права могут и не встречаться, но данная внутренняя логическая схема обязательно подразумевается. Составные части нормы права определены следующими терминами: гипотеза, диспозиция, санкция. Гипотеза – часть правовой нормы, содержащая указания на обстоятельства, при которых следует руководствоваться данной нормой. Диспозиция – часть правовой нормы, указывающая, каким может или должно быть поведение субъекта права при наличии условий, указанных в гипотезе. Санкция – часть правовой нормы, в которой указываются меры государственного воздействия, применяемые в случае невыполнения предписаний, содержащихся в диспозиции. Таким образом, в классическом праве правовая норма может выглядеть примерно так: если одно лицо по договору займа получило от другого лица денежную сумму, то должник обязан вернуть причитающуюся с него сумму в назначенный срок, иначе дело будет рассматриваться в судебном порядке. Однако не всегда в структуре правовой нормы можно выделить диспозицию или гипотезу. Иногда диспозиция совпадает с гипотезой, но она обязательно содержится в норме. Смысл и содержание диспозиции в таком случае выводится из контекста нормы, например, ст.158 Кодекса об административных правонарушениях: «Мелкое хулиганство... влечет наложение штрафа или исправительные работы». Гипотеза: если кто-то нарушает общественный порядок. Обозначенные части правовой нормы могут быть простыми, сложными и альтернативными. Части правовой нормы считаются простыми, если они указывают только на одно условие действия нормы, содержат только одно предписание, как действовать в этих условиях, и предполагают применение только одного вида наказания за невыполнение предписаний. Части правовой нормы считаются сложными, если они указывают на два и более условия, при которых норма применяется, а также содержат несколько вариантов поведения в указанных условиях и предусматривают  наступление двух и более видов наказания одновременно (например, лишение свободы и конфискация имущества). Части правовой нормы считаются альтернативными, если они дают возможность выбора условий, при которых норма может применяться, а также содержат несколько вариантов поведения на усмотрение лица и предусматривают несколько видов наказания, только одно из которых может быть применено. Виды норм права определяются по характеру содержащихся в нормах правил поведения. По этому признаку выделяют три вида норм права: 1. Диспозитивные (управомочивающие). Предоставляют участникам отношений определенный объем прав, которыми они при желании могут пользоваться. Например, граждане имеют право на судебную защиту, но законодатель предоставляет им право самим решать возникающие между ними спорные вопросы без обращения в суд. 2. Императивные (обязывающие). Устанавливают для участников общественных отношений непременное требование придерживаться определенного поведения. Ключевыми словами таких норм являются: «должен"», «обязан». Например, ст.57 Конституции РФ: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы». 3. Запрещающие, т.е. устанавливающие обязанность лица воздержаться от определенных действий или бездействия. Способы изложения правовых норм. 1. Прямой способ изложения. Суть его в том, что в содержании самой нормы дается подробная характеристика правил поведения, указывается на все обстоятельства, при которых можно совершать те или иные действия, а также дается полный перечень мер воздействия за неисполнение этой нормы. Например, ст.129 Уголовного кодекса РФ «Клевета». 2. Отсылочный способ изложения состоит в том, что содержание статьи полностью не раскрывается, а дается ссылка на другие статьи, конкретизирующие ее требования. Например, ст.258 ГК РФ: «При прекращении крестьянского (фермерского) хозяйства в связи с выходом из него всех его членов... общее имущество подлежит разделу по правилам, предусмотренным ст.252 и 254 настоящего Кодекса». 3. Бланкетный способ изложения. При этом статья представляет собой как бы незаполненный бланк, который «заполняется» при обращении к другим нормативным актам. Статья не отсылает к конкретным нормам и не указывает нормативного акта. Например, ст.22 Трудового Кодекса РФ: «Работодатель имеет право: ... осуществлять обязательное социальное страхование работников в порядке, установленном федеральными законами». 2. Нормативно-правовые акты, их виды и требования, предъявляемые к ним

Содержание норм права выражается в статьях. Совокупность статей, сгруппированных по определенным принципам, представляет отдельный нормативно-правовой акт. Термин «акт» в юриспруденции понимается в двух смыслах: 1) как правотворческое действие органов государственной власти; 2) как официальный документ, закрепляющий (устанавливающий) результаты тех или иных действий либо предписывающий, обязывающий или запрещающий совершать те или иные действия. Термин «нормативный» означает, что данный официальный документ (акт) содержит нормы права. Термин «правовой» является синонимом термина «юридический». Поэтому иногда правовой акт называют нормативным юридическим актом. Нормативно-правовой акт – содержащий юридические нормы официальный документ, который создается в результате правотворческой деятельности государства или всенародного волеизъявления (референдума). Нормативно-правовой акт является основной формой права. Кроме нормативно-правовых актов, формами права являются1. санкционированный обычай, 2.судебный прецедент,3. нормативный договор. Санкционированному обычаю государство придает обязательное значение и соблюдение его гарантирует своей принудительной силой. В настоящее время такая форма права почти не используется. Судебный прецедент – придание конкретному решению суда обязательного значения. На это решение суда можно ссылаться как на статью закона при решении аналогичных дел. Само слово «прецедент» переводится как «факт, имевший пример в прошлом». Такая форма права широко распространена в Великобритании. В Российской Федерации судебный прецедент не является формой права. Нормативный договор – это либо международный договор, либо договоры о разграничении предметов ведения между субъектами федерации. Данная форма права больше относится к выполнению внешних функций государства и к организации формы государственного устройства. Некоторые теоретики права, характеризуя нормы права, называют их источниками права. Они считают, что государство первично по отношению к праву, а нормативно-правовой акт – результат правотворческой деятельности государства, которое порождает право. Это точка зрения представителей нормативистской теории права. Но если исходить из точки зрения, согласно которой процессы возникновения права и государства происходили одновременно, то можно утверждать, что подлинными источниками права являются не нормы права, а правовые идеи, зарождавшиеся в недрах общественной жизни людей. К источникам права можно отнести традиции, обряды, обычаи, регулировавшие отношения в обществе на ранних этапах развития человечества. Все это дает основание говорить о нормативно-правовых актах как о формах права (т.е. как о чем-то вторичном, производном от чего-то), а не как об источниках права (т.е. как о чем-то первичном, исходном). Хотя в силу сложившейся традиции большинство теоретиков права не делают различий между формами права и источниками права, считая, что это две ипостаси одного и того же.  Нормативно-правовые акты следует отличать от индивидуально- правовых актов и актов применения норм права. Индивидуально-правовые акты имеют три характерных признака: 1) в них не содержатся правила поведения (т.е. нормы); 2) они являются актами одноразового и кратковременного действия; 3) носят строго адресный, персонифицированный характер, т.е. обращены к конкретным лицам. Назначение индивидуально-правовых актов: а) определять порядок проведения одноразовых мероприятий (например, постановление главы местной администрации о проведении праздника в честь Дня города); б) регистрировать юридические факты (например, все документы, имеющие отношение к сфере нотариальных действий); в) представлять разрешение возникающих споров (например, решения и постановления судебных органов, за исключением постановлений Верховного Суда РФ, которые могут иметь нормативный характер). Иногда в юридической литературе для краткости индивидуально- правовой акт называют правовым, а нормативно-правовой акт называют нормативным. Акт применения норм права – официальный правовой документ, содержащий индивидуальное государственно-властное предписание компетентного органа, которое формулируется на основе норм права в отношении конкретных обстоятельств или персонально определенных лиц (например, акты парламента, главы государства, органов исполнительной власти, судебные решения, акты прокурорского надзора и др.). Акты применения норм права отличаются от нормативно-правовых актов:  Во-первых, акты применения норм права имеют исключительно повелительный характер. Нормы, содержащиеся в них, отличаются категоричностью. Это либо императивные, либо запретительные нормы права. Они не дают права выбора лицу, в отношении которого применяются. Например, вступившее в силу решение суда по конкретному делу обязательно для исполнения всеми сторонами. Во-вторых, исполнение требований, содержащихся в актах применения норм права, в необходимых случаях обеспечивается принудительно. В-третьих, акты применения норм права издаются только в установленной форме, а именно: 1) они должны иметь полное и точное название с указанием органа, выдавшего этот акт, и с указанием конкретного адресата, к которому в данном акте предъявляются требования; 2) в содержании акта применения норм права должны быть изложены фактические обстоятельства дела и указаны все статьи законов, на основании которых принималось решение по этому делу. К подобным актам относятся решения и постановления судебных органов. Однако постановления Пленума Верховного Суда РФ и заключения Конституционного Суда РФ в пределах их ведения могут иметь нормативно-правовой характер. Акты применения норм права отличаются от индивидуально- правовых актов, хотя общих черт между ними больше, чем различий: – во-первых, они являются письменными официальными правовыми документами; – во-вторых, актами одноразового применения; – в-третьих, они не имеют общеобязательного характера, так как сфера их действия распространяется лишь на ограниченный круг лиц или даже на одно лицо. Различие в том, что акт применения норм права содержит нормы права, что сближает его с нормативно-правовым актом. Виды нормативно-правовых актов.

 Закон – нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принимаемый в особом порядке с целью регулирования наиболее важных с точки зрения государственного и общественного интереса отношений. Правом принятия законов в Российской Федерации обладают: 1) Федеральное Собрание РФ (законы принимаются Государственной Думой и одобряются Советом Федерации); 2) законодательные органы субъектов Российской Федерации; 3) граждане, имеющие право избирать и участвовать в референдуме (п.2 ст.32 и ст.60 Конституции РФ). Виды законов: 1. Основные – Конституция РФ и Конституции субъектов Российской Федерации. 2. Федеральные конституционные законы – законы, регулирующие наиболее важные в стратегическом плане общественные отношения, которые определяют форму государства и всю его политическую систему. К ним относятся: законы об условиях и порядке введения чрезвычайного положения; законы о порядке принятия в состав РФ нового субъекта, а также об изменении конституционно-правового статуса субъекта Федерации; законы о порядке деятельности Правительства РФ; законы о судебной системе РФ; и др. Федеральный конституционный закон считается принятым, если за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы и если он одобрен не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации. Федеральный конституционный закон, принятый Федеральным Собранием РФ, не может быть отклонен Президентом. Конституция РФ обязывает Президента в течение четырнадцати дней подписать его в той редакции, в какой закон был принят Федеральным Собранием (ст.108 Конституции РФ). 3. Федеральные законы призваны регулировать основные сферы деятельности общества и государства. Например, закон о федеральном  бюджете; законы, регулирующие финансовую, налоговую и таможенную политику государства; законы, касающиеся экономической, политической, культурной жизни общества; и др. Федеральный закон действует на всей территории страны. Он не должен противоречить Конституции и федеральному конституционному закону. Федеральный закон считается принятым, если за него проголосовало более половины от общего числа депутатов Государственной Думы (226 человек). После этого он должен быть одобрен простым большинством членов Совета Федерации. Затем Федеральный закон поступает на подпись Президенту РФ, который имеет право в случае несогласия отклонить его. В случае отклонения федерального закона Президентом Государственная Дума вновь рассматривает этот закон и либо вносит в него поправки согласно замечаниям президента, либо оставляет закон в старой редакции. Во втором случае вето президента может быть преодолено, если за закон проголосовало не менее 2/3 депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации. После этого Президент обязан подписать Федеральный закон в течение семи дней (ст.107 Конституции РФ). 4. Законы субъектов Российской Федерации регулируют социальную, экономическую, культурную, научную и другие сферы общественной жизни в рамках отдельных регионов государства. Эти законы принимаются представительными законодательными органами субъектов Федерации и действуют только на их территории. Поэтому в отличие от федеральных законов законы субъектов Федерации обладают относительно высшей юридической силой. Соотношение федеральных законов и законов субъектов Федерации определено в п.5 ст.76 Конституции РФ. Законы принимаются в порядке законодательной инициативы. Право законодательной инициативы – это право выдвигать предложение о необходимости принятия закона и вносить в законодательный орган проект закона  В Российской Федерации правом законодательной инициативы обладают: 1) депутаты Государственной Думы, 2) Совет Федерации и члены Совета Федерации; 3) Президент; 4) Правительство; 5) законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации; 6) высшие судебные органы (Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд) по вопросам их ведения. Право законодательной инициативы порождает обязанность законодательного органа обсудить вопрос о принятии к рассмотрению выдвинутых предложений или законопроектов. Законы – первичные нормативно-правовые документы, так как они содержат нормы, которых до их принятия не было. Вторичными нормативно- правовыми актами являются подзаконные акты. Подзаконный акт – один из видов нормативно-правового акта, который создается для того, чтобы конкретизировать положение принятых законов с целью облегчения их применения с учетом специфики различных слоев населения, территориальных особенностей и индивидуальных интересов. Подзаконные акты характеризуются двумя признаками: 1) содержат в себе только те нормы, которые уже закреплены в законах. Новые нормы подзаконные акты вводить не могут; 2) обладают меньшей юридической силой, чем закон (если нормы, содержащиеся в подзаконном акте, противоречат нормам закона, то применяется закон). По степени юридической силы подзаконные акты подразделяются на: 1) нормативные указы Президента, которые не могут отменять или изменять положение закона. Согласно Конституции РФ, лишь в условиях чрезвычайного или военного положения президентские нормативные акты могут приостанавливать и корректировать закон; 2) постановления Правительства. Они принимаются в контексте с Указами Президента и призваны регулировать более узкие вопросы государственного управления, социального строительства, образования, здравоохранения, культуры и т.д.; 3) ведомственные нормативные акты – нормативно-правовые акты общеобязательного характера, но сфера их действия ограничена рамками ведомственных отношений; 4) подзаконные акты органов местного самоуправления. К ним относятся нормативные акты региональных и муниципальных органов представительной законодательной власти (постановления, распоряжения и т.д.); 5) внутриорганизационные акты – такие нормативные акты, которые издаются руководителями различных предприятий, организаций для регламентации своих внутренних вопросов. Их действие распространяется только на членов этих организаций (например, приказ руководителя предприятия). Требования, предъявляемые к нормативно-правовым актам: 1. Законность. Понимается как единая целенаправленность правотворчества органов государственной власти, которое должно осуществляться в рамках действующего законодательства с целью принятия наиболее оптимальных, отвечающих интересам общества правовых норм. 2 Компетентность. Нормативно-правовой акт должен составляться , компетентными специалистами, хорошо осведомленными в вопросах, которые призван регулировать разрабатываемый ими правовой акт. 3 Четкость и непротиворечивость изложения. Это требование означает, что ни одно положение нормативно-правового акта не должно пониматься двусмысленно и должно быть доступно каждому, чтобы исключить разночтение статей закона Это требование трудновыполнимо. Как правило, суть нормативно-правовых актов поясняют подзаконные акты (инструкции, разъяснения и т.д.). 4. Своевременность принятия. Одно из требований, позволяющих нормативно-правовым актам более эффективно регулировать процессы общественного развития (например, согласно этому требованию Закон РФ «О федеральном бюджете Российской Федерации» должен приниматься не позднее конца текущего года). 5. Оперативность доведения содержания до исполнителей означает, что необходимо устанавливать максимально короткие сроки между датой принятия нормативного акта и датой его обнародования (опубликования).


Дата: 2019-04-23, просмотров: 52.