Сфера правового регулирования подразделяется на сферу возможного регулирования и сферу законодательного регулирования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сфера возможного регулирования представляет собой область общественных отношений, на которые государство способно воздействовать, но в регуляции которых (с точки зрения государства) пока нет необходимости. Государство при этом не исключает возможности своего вмешательства в эти отношения. Как определить круг общественных отношений, на которые государство способно воздействовать? Государство способно воздействовать только на общественные отношения, имеющие нормативный характер и отличающиеся следующими признаками:  1) типичность – отношения, постоянно повторяющиеся (воспроизводящиеся) при определенных обстоятельствах; 2) массовость – отношения, в которых одновременно участвуют большие группы людей; 3) контролируемость – отношения, поддающиеся контролю со стороны государства; 4) формализованность – отношения, поддающиеся формализации, иначе говоря, такие, которые могут быть закреплены (зафиксированы) на письме в виде конкретных стандартных форм (формул, схем, статей и т.п.). За пределами сферы возможного регулирования остаются общественные отношения, в которые государство при всем своем желании не может вмешаться (т.е. не способно регулировать). Сфера законодательного регулирования представляет собой круг общественных отношений, которые государство может регулировать и которые в силу своей особой общественной значимости должны регулироваться или уже регулируются нормами права. Таким образом, в сферу возможного регулирования входят общественные отношения, которые могут регулироваться, но не должны регулироваться и не регулируются, а в сферу законодательного регулирования входят общественные отношения, которые условно можно разделить на три группы: 1) могут регулироваться, должны регулироваться и уже регулируются; 2) могут регулироваться, должны регулироваться, но еще не регулируются; 3) могут регулироваться, но не должны регулироваться и тем не менее регулируются. В идеале в сфере законодательного регулирования должна иметь место только первая из перечисленных групп, так как вторая группа общественных отношений свидетельствует о наличии «пробелов» в законодательстве, а третья группа общественных отношений указывает на неправовой (недемократический) характер государства. С точки зрения государственного и общественного интереса, обязательному регулированию подлежат: 1) отношения в сфере государственного устройства и управления; 2) имущественные отношения граждан, предприятий и организаций, так как эти отношения составляют основу экономики; 3) отношения по охране правопорядка, поскольку регуляция этих отношений важна с точки зрения обеспечения общественной безопасности и устранения угрозы развала государства. Невозможно дать исчерпывающий перечень общественных отношений, подлежащих в обязательном порядке регуляции со стороны государства, так как общество в ходе своего развития порождает новые социальные связи. Право включать в этот перечень или исключать из него те или иные отношения принадлежит законодательным органам государства. Поэтому граница между сферой законодательного регулирования и сферой возможного регулирования достаточно гибкая и открытая. Столь же гибкая грань между сферой правового регулирования и всеми остальными общественными отношениями. Однако, если сфера законодательного регулирования включает в себя всю сферу возможного регулирования, это свидетельствует о тоталитарной форме государственного режима.

Лекция 4. Содержание правовых отношений в обществе

1. Понятие правоотношения, его предпосылки и структура.

2. Система права Российской Федерации. Система законодательства и формы ее систематизации.

3. Правонарушения, их признаки, виды и принципы квалификации. Юридическая ответственность и ее виды.

 

1. Понятие правоотношения, его предпосылки и структура. Принятие нормативных правовых актов, призванных регулировать те или иные общественные отношения, еще не означает, что эти отношения подвержены реальному правовому воздействию. Нормы права создаются для их реализации. Реализация норм праваэто воплощение содержащихся в них предписаний в поведение людей. Путь к реализации правовой нормы лежит через сознание людей, где норма обретает свое истинное бытие. Лишь став частью мировоззрения человека, норма права может стать нормой его поведения. В идеале это есть не что иное, как процесс самореализации норм, означающий, что каждый, на кого направлена норма, сам без дополнительных мер осуществляет свои права и исполняет обязанности по совершению или несовершению действий, которые предписываются или запрещаются данной нормой. Процесс самореализации правовых норм называют непосредственной реализацией.

 

 Реализация права обеспечивается законностью. Законность строгое и точное исполнение законов всеми участниками общественных отношений. Результатом законности является правопорядок. Правопорядок состояние фактической упорядоченности общественных отношений, наступившее в результате практического осуществления требований права и режима законности. Практика реальной жизни показывает, что далеко не все нормы права воплощаются в поведении людей путем непосредственной реализации. В ряде случаев возникает необходимость в особой процедуре, называемой применением норм права. Применение норм праваэто властная деятельность компетентных органов государства по реализации правовых норм относительно конкретных жизненных обстоятельств или индивидуально-определенных лиц.

Обычно органами правоприменительной деятельности являются суд, администрация города, правоохранительные органы и т.п. Общественные отношения, на которые направлено воздействие правовых норм и в которые эти нормы реально воплощаются путем реализации и применения норм права, являются правовыми отношениями. Границы этой области общественных отношений совпадают с границами сферы законодательного регулирования. Правоотношение – регулируемая нормами права юридическая связь между лицами, которые обладают взаимными правами и обязанностями. Таким образом, правоотношение является средством «перевода» объективного права (т.е. совокупности правовых норм) в субъективные права и обязанности участников, общественных отношений (т.е. в плоскость их личностных установок). Как известно, одной из функций права является регуляция мировоззренческих ориентации личности. Речь идет об особой форме восприятия действительности, которое формирует правосознание человека. Правосознание – особая форма общественного и индивидуального сознания, представляющая собой совокупность идей, взглядов, чувств, традиций, переживаний, которые выражают отношение людей к правовым явлениям общественной жизни. По отношению к общественному сознанию правосознание предстает в виде правовой идеологии, а по отношению к индивидуальному сознанию – в виде правовой психологии. С субъективной стороны категория правосознания характеризует психофизическое состояние личности, при котором реализация норм права становится внутренней потребностью человека. Норма права при этом сливается с его жизненными принципами, становится частью мировоззрения. Поэтому ее выполнение не стимулируется никакими внешними факторами (например, угрозой наказания, осуждения и другими санкциями). Предпосылки правоотношений определяются потенциальными свойствами личности, которые могут актуализироваться при конкретных обстоятельствах. Такими свойствами являются правоспособность и дееспособность. Правоспособность – способность лица быть носителем субъективных прав и юридических обязанностей, закрепленных в нормах права.

 Под субъективным правом понимается, с одной стороны, принадлежность определенного объема прав конкретному лицу, с другой – возможность пользоваться предоставленным набором прав.

Под юридической обязанностью понимается необходимость выполнения общепринятых норм и правил поведения. Правоспособность граждан в большинстве случаев возникает с момента рождения и прекращается только со смертью. Чтобы стать полноправным участником правоотношений, необходимо не только иметь права, но и быть способным их осуществлять. Поэтому другим потенциальным свойством, которым должна обладать личность, является дееспособность.

 Дееспособность – способность лица самостоятельно, осознанно и целенаправленно осуществлять свои права и обязанности, а также способность предвидеть и оценивать последствия своих действий. По российскому законодательству дееспособность граждан возникает по достижении ими определенного возраста. В отличие от правоспособности, которую никто не может отнять, дееспособность может прекращаться при признании судом гражданина недееспособным, если он вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими. Более узким понятием по отношению к дееспособности является деликтоспособность. Деликтоспособность – способность лица отвечать за совершенные им действия, а также нести ответственность за противоправные деяния в установленном законом порядке Общим понятием для правоспособности и дееспособности является понятие правосубьектности. Правоспособность и дееспособность являются важными, но не единственными предпосылками возникновения правоотношений. Наряду с ними предпосылками правоотношений являются юридические факты

Юридические факты – это факты реальной действительности, конкретные жизненные обстоятельства, с которыми действующее законодательство связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Юридические факты формулируются в гипотезах правовых норм. Юридические факты подразделяются на события и действия. События юридические факты, происходящие независимо от воли людей (например, наводнения, землетрясения, если они произошли в населенной людьми местности). Если эти же стихийные бедствия произошли в безлюдной местности, они не будут являться юридическими фактами. События подразделяются на абсолютные (события совершенно не зависящие от воли людей), и относительные (события, толчком для которых явились неосторожные действия людей, после чего события принимали необратимый и неуправляемый характер, например, крупные аварии на АЭС). Действия – юридические факты, которые совершаются осознанно и по воле человека. Действия подразделяются на правомерные и неправомерные.

К правомерным действиям относятся: юридические поступки; юридические акты. Юридические поступки – правомерные действия, которые независимо от намерений лица влекут наступление юридических последствий (например, опубликование автором своего произведения влечет возникновение права авторства). Юридические акты – правомерные действия, совершаемые с целью достижения определенных юридических последствий (т.е. возникновения, изменения или прекращения правоотношений). Среди юридических актов выделяют административные акты и гражданско-правовые акты. Административные акты – действия органов государственного управления и органов местного самоуправления. Гражданско-правовые акты – правомерные действия граждан и организаций, направленные на заключение договоров, контрактов, соглашений в сфере имущественных и связанных с ними неимущественных отношений. К неправомерным действиям относятся: причинение вреда, преступление, нарушение договорных обязательств, приобретение имущества на незаконных основаниях и т.п. Часто возникновение, изменение или прекращение правоотношений обусловлено несколькими юридическими фактами. Такая совокупность юридических фактов называется юридическим составом. Таким образом, только при наличии всех предпосылок, а именно: норм права, правоспособности и дееспособности лиц, а также юридических фактов могут возникать и функционировать правоотношения.

Структура правоотношений состоит из трех элементов: 1.субъекты правоотношений; 2.объекты правоотношений; 3.права и обязанности участников правоотношений. Субъекты правоотношений – отдельные индивиды, обладающие правосубъектностью (т.е. правоспособностью и дееспособностью), и организации, обладающие правоспособностью. Правоспособность организаций возникает с момента их регистрации в порядке, предусмотренном законом. Субъектом правоотношений может выступать и государство в лице его полномочных представителей. Объекты правоотношений – определенная совокупность материальных и нематериальных благ, на которые направлено действие субъектов правоотношений. Права и обязанности составляют содержание правоотношений. Одним из главных принципов права является единство прав и обязанностей. Права и обязанности принадлежат субъектам правоотношений, которых называют управомоченными и правообязанными субъектами. Объем и пределы прав и обязанностей субъектов правоотношений устанавливаются действующим законодательством.

субъективному усмотрению законодателей. Содержание

Дата: 2019-04-23, просмотров: 250.