ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНЕЦКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

В.В. Дятлов

Конспект лекций по дисциплине

«Правоведение»

Донецк – 2017


Оглавление

Введение. 3

Тема 1. Основные положения теории государства и права. 5

Лекция 1. Государство как политико-правовая форма существования общественных отношений 5

Лекция 2. Право в системе нормативного регулирования. 18

Лекция 3. Действие права в системе общественных отношений. 23

Лекция 4. Содержание правовых отношений в обществе. 33

Тема 2. Основные положения права Российской Федерации. Сущность и виды. 45

Лекция 5. Основы конституционного права Российской Федерации. Определяющие понятия конституционного права. 45

Лекция 6. Основные понятия административного права Российской Федерации. 60

Лекция 7. Общие понятия гражданского права. Основные положения гражданского права Российской Федерации. 71

Лекция 8. Основные положения вещного права и общего учения об обязательствах. 102

Лекция 9. Основы трудового права Российской Федерации. Содержание и особенности трудовых отношений. 127

 






Введение

    Долгое время люди жили вне государства и права. Это была эпоха первобытного общества. Уже тогда люди стремились к коллективным формам жизни. Они вместе изготавливали примитивное оружие, вместе охотились, вместе добывали пищу, делали одежду из шкур животных. В этот период люди объединялись в небольшие группы – первичное стадо или орду.

   Постепенно люди научились изготавливать более совершенные орудия труда, строить жилище, одомашнивать диких животных, обрабатывать землю и выращивать необходимые для питания растения. В половых отношениях для людей появились запреты по вертикали – между родителями и детьми, дедушками и бабушками и внуками. Это привело к появлению кровнородственной семьи. Что привело к появлению иной формы организации объединения людей.

   Первобытное стадо сменилось на первобытную родовую общину, т.е. коллективом людей происходящих от одного предка и ведущих совместное хозяйство.

    Постепенный переход от коллективного к парным бракам «семье паналуа», запрет браков внутри рода привело к активному общению между отдельными родами вследствие, чего они объединялись во фратрии или племена. Такие объединения основывались на экономической, языковой,территориальной и брачной общности.

    Коллективная собственность на средства производства, социальное единство членов рода обусловили и появление соответствующих форм организации общественной власти.

    Власть – это способность власть имущего субъекта определять варианты поведения подвластного и добиваться осуществления такого поведения.

    В родовой общине управление осуществляли все взрослые члены рода. Все важные дела решались на совместных собраниях членов рода « племени», избирались старшины, вожди, ловчие и т.д.

    Для регулирования общественных отношений между людьми и их объединениями в обществе формируются и в той или иной степени обеспечиваются определенные правила поведения, ориентирующие людей на достижении определенной цели.

    Правила, призванные обеспечивать порядок и стабильность в обществе называются социальными нормами. Назначение социальных норм состоит в упорядочении поведения субъектов. Они регулируют то поведение, которое имеет социальный характер, а поэтому связано с взаимоотношениями между людьми, их объединениями, социальными группами.

Общественные отношения в первобытном обществе регулировались нормами первобытной морали, обычаями и традициями, религиозными нормами и всяческими запретами «табу». Гарантом их соблюдения были не принуждения а страх перед сверхъестественными силами и богами. Соблюдение обычаев означало уважение к предкам. Любое нарушение обычае могло привести к негативной реакции со стороны духов предков.

    Следовательно первобытные люди выполняли социальные нормы без социального принуждения принуждения присущего государству. Тем не менее несмотря на положительную организацию социальной жизни в общества первобытный строй не был идеальным поскольку труд людей основывался на примитивных средствах производства.

    Роды и племени активно не общались между собой.

    Многочисленные предрассудки , отсутствие образования порождали жестокость.

    Отсутствие нормальных условий жизни делали человека беззащитным перед стихией и явлениями природы, что сокращало продолжительность жизни. Необходим был поиск совершенствования орудий труда, средств производства, нормальных условий жизни и т. д.. Таким образом стало развиваться скотоводство, земледелие отделилось от ремесла, развивается торговля.

    Общими признаками возникновения государства и права были:

1.Три великих разделения труда  « обособление скотоводческого племени, отделение ремесла от земледелия, появление торговли»2. Появление избыточного продукта, патриархальной семьи, частной собственности и имущественного неравенства.3. образование классов как больших групп людей с противоположными интересами и возникновение межклассовых конфликтов. 4.неспособность общественной власти первобытного общества регулировать классовые противоречия  и конфликты, появление публичной власти.

          

 

 

 

Лекция 4. Содержание правовых отношений в обществе

1. Понятие правоотношения, его предпосылки и структура.

2. Система права Российской Федерации. Система законодательства и формы ее систематизации.

3. Правонарушения, их признаки, виды и принципы квалификации. Юридическая ответственность и ее виды.

 

1. Понятие правоотношения, его предпосылки и структура. Принятие нормативных правовых актов, призванных регулировать те или иные общественные отношения, еще не означает, что эти отношения подвержены реальному правовому воздействию. Нормы права создаются для их реализации. Реализация норм праваэто воплощение содержащихся в них предписаний в поведение людей. Путь к реализации правовой нормы лежит через сознание людей, где норма обретает свое истинное бытие. Лишь став частью мировоззрения человека, норма права может стать нормой его поведения. В идеале это есть не что иное, как процесс самореализации норм, означающий, что каждый, на кого направлена норма, сам без дополнительных мер осуществляет свои права и исполняет обязанности по совершению или несовершению действий, которые предписываются или запрещаются данной нормой. Процесс самореализации правовых норм называют непосредственной реализацией.

 

 Реализация права обеспечивается законностью. Законность строгое и точное исполнение законов всеми участниками общественных отношений. Результатом законности является правопорядок. Правопорядок состояние фактической упорядоченности общественных отношений, наступившее в результате практического осуществления требований права и режима законности. Практика реальной жизни показывает, что далеко не все нормы права воплощаются в поведении людей путем непосредственной реализации. В ряде случаев возникает необходимость в особой процедуре, называемой применением норм права. Применение норм праваэто властная деятельность компетентных органов государства по реализации правовых норм относительно конкретных жизненных обстоятельств или индивидуально-определенных лиц.

Обычно органами правоприменительной деятельности являются суд, администрация города, правоохранительные органы и т.п. Общественные отношения, на которые направлено воздействие правовых норм и в которые эти нормы реально воплощаются путем реализации и применения норм права, являются правовыми отношениями. Границы этой области общественных отношений совпадают с границами сферы законодательного регулирования. Правоотношение – регулируемая нормами права юридическая связь между лицами, которые обладают взаимными правами и обязанностями. Таким образом, правоотношение является средством «перевода» объективного права (т.е. совокупности правовых норм) в субъективные права и обязанности участников, общественных отношений (т.е. в плоскость их личностных установок). Как известно, одной из функций права является регуляция мировоззренческих ориентации личности. Речь идет об особой форме восприятия действительности, которое формирует правосознание человека. Правосознание – особая форма общественного и индивидуального сознания, представляющая собой совокупность идей, взглядов, чувств, традиций, переживаний, которые выражают отношение людей к правовым явлениям общественной жизни. По отношению к общественному сознанию правосознание предстает в виде правовой идеологии, а по отношению к индивидуальному сознанию – в виде правовой психологии. С субъективной стороны категория правосознания характеризует психофизическое состояние личности, при котором реализация норм права становится внутренней потребностью человека. Норма права при этом сливается с его жизненными принципами, становится частью мировоззрения. Поэтому ее выполнение не стимулируется никакими внешними факторами (например, угрозой наказания, осуждения и другими санкциями). Предпосылки правоотношений определяются потенциальными свойствами личности, которые могут актуализироваться при конкретных обстоятельствах. Такими свойствами являются правоспособность и дееспособность. Правоспособность – способность лица быть носителем субъективных прав и юридических обязанностей, закрепленных в нормах права.

 Под субъективным правом понимается, с одной стороны, принадлежность определенного объема прав конкретному лицу, с другой – возможность пользоваться предоставленным набором прав.

Под юридической обязанностью понимается необходимость выполнения общепринятых норм и правил поведения. Правоспособность граждан в большинстве случаев возникает с момента рождения и прекращается только со смертью. Чтобы стать полноправным участником правоотношений, необходимо не только иметь права, но и быть способным их осуществлять. Поэтому другим потенциальным свойством, которым должна обладать личность, является дееспособность.

 Дееспособность – способность лица самостоятельно, осознанно и целенаправленно осуществлять свои права и обязанности, а также способность предвидеть и оценивать последствия своих действий. По российскому законодательству дееспособность граждан возникает по достижении ими определенного возраста. В отличие от правоспособности, которую никто не может отнять, дееспособность может прекращаться при признании судом гражданина недееспособным, если он вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими. Более узким понятием по отношению к дееспособности является деликтоспособность. Деликтоспособность – способность лица отвечать за совершенные им действия, а также нести ответственность за противоправные деяния в установленном законом порядке Общим понятием для правоспособности и дееспособности является понятие правосубьектности. Правоспособность и дееспособность являются важными, но не единственными предпосылками возникновения правоотношений. Наряду с ними предпосылками правоотношений являются юридические факты

Юридические факты – это факты реальной действительности, конкретные жизненные обстоятельства, с которыми действующее законодательство связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Юридические факты формулируются в гипотезах правовых норм. Юридические факты подразделяются на события и действия. События юридические факты, происходящие независимо от воли людей (например, наводнения, землетрясения, если они произошли в населенной людьми местности). Если эти же стихийные бедствия произошли в безлюдной местности, они не будут являться юридическими фактами. События подразделяются на абсолютные (события совершенно не зависящие от воли людей), и относительные (события, толчком для которых явились неосторожные действия людей, после чего события принимали необратимый и неуправляемый характер, например, крупные аварии на АЭС). Действия – юридические факты, которые совершаются осознанно и по воле человека. Действия подразделяются на правомерные и неправомерные.

К правомерным действиям относятся: юридические поступки; юридические акты. Юридические поступки – правомерные действия, которые независимо от намерений лица влекут наступление юридических последствий (например, опубликование автором своего произведения влечет возникновение права авторства). Юридические акты – правомерные действия, совершаемые с целью достижения определенных юридических последствий (т.е. возникновения, изменения или прекращения правоотношений). Среди юридических актов выделяют административные акты и гражданско-правовые акты. Административные акты – действия органов государственного управления и органов местного самоуправления. Гражданско-правовые акты – правомерные действия граждан и организаций, направленные на заключение договоров, контрактов, соглашений в сфере имущественных и связанных с ними неимущественных отношений. К неправомерным действиям относятся: причинение вреда, преступление, нарушение договорных обязательств, приобретение имущества на незаконных основаниях и т.п. Часто возникновение, изменение или прекращение правоотношений обусловлено несколькими юридическими фактами. Такая совокупность юридических фактов называется юридическим составом. Таким образом, только при наличии всех предпосылок, а именно: норм права, правоспособности и дееспособности лиц, а также юридических фактов могут возникать и функционировать правоотношения.

Структура правоотношений состоит из трех элементов: 1.субъекты правоотношений; 2.объекты правоотношений; 3.права и обязанности участников правоотношений. Субъекты правоотношений – отдельные индивиды, обладающие правосубъектностью (т.е. правоспособностью и дееспособностью), и организации, обладающие правоспособностью. Правоспособность организаций возникает с момента их регистрации в порядке, предусмотренном законом. Субъектом правоотношений может выступать и государство в лице его полномочных представителей. Объекты правоотношений – определенная совокупность материальных и нематериальных благ, на которые направлено действие субъектов правоотношений. Права и обязанности составляют содержание правоотношений. Одним из главных принципов права является единство прав и обязанностей. Права и обязанности принадлежат субъектам правоотношений, которых называют управомоченными и правообязанными субъектами. Объем и пределы прав и обязанностей субъектов правоотношений устанавливаются действующим законодательством.

субъективному усмотрению законодателей. Содержание

Лекция 6. Основные понятия административного права Российской Федерации

1. Понятие административного права, его предмет, источники, субъекты и принципы. Система административного права. 2 Характеристика административных, правоотношений. Виды административно-правовых норм и их особенности.

3. Понятие административной ответственности и виды административных взысканий.

1. Понятие административного права, его предмет, источники, субъекты и принципы. Система административного права Административное право – это отрасль права, которая регулирует общественные отношения, возникающие в связи с организацией и функционированием системы государственного управления. Слово «администрация» в переводе с латинского означает «управление», поэтому административное право называют управленческим. В широком смысле государственное управление близко к понятию исполнительной власти, хотя в более узком (строгом) смысле правительство является высшим органом государственного управления (см. лекцию 1).  Органы государственного управления характеризуются тремя основными признаками: 1) наличием управленческого (административного) аппарата; 2) исполнительно-распорядительной деятельностью этого аппарата; 3) используемой при этом властью.

Роль органов государственного управления заключается в том, чтобы обеспечивать согласованные действия людей в ходе их совместной работы, направлять их действия на решение общих задач. Это касается функционирования как одного предприятия (учреждения), так и жизни общества в целом. Функции органов государственного управления: 1) управление различными сферами экономики; 2) выполнение задач по социокультурному строительству; 3) обеспечение общественного порядка и государственной безопасности; 4) реализация внешней политики государства, развитие экономических и иных связей с другими странами. Предмет административного права: 1) отношения, возникающие в связи с функционированием системы исполнительной власти на всех национально-государственных и территориальных уровнях Российской Федерации, 2) отношения, складывающиеся в процессе организации и деятельности органов государственного и муниципального управления; 3) отношения, возникающие в связи с функционированием негосударственных формирований (общественных объединений, коммерческих структур и т.д.). Источники административного права: 1 Конституция Российской Федерации 2. Федеральные конституционные законы (в п.2 ст.114 Конституции РФ записано: «Порядок деятельности Правительства Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом»). 3 Федеральные законы, содержащие нормы административного права. 4. Указы Президента РФ, относящиеся к предмету административно- правового регулирования. 5. Постановления Правительства Российской Федерации по вопросам государственного управления. 6. Кодифицированные акты (Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года (в ред. от 25 июля 2002 года – КоАП). 7. Приказы и постановления министерств и ведомств. 8. Законы, принимаемые представительными органами власти субъектов Российской Федерации. 9. Распоряжения и постановления органов местного самоуправления (т.е. городских и районных администраций). 10. Приказы руководителей государственных и негосударственных предприятий (учреждений). 11. Распоряжения в устной или письменной форме (чаще в устной) руководителей подразделений предприятия (учреждения). Субъекты административного права: 1. Федеральные органы исполнительной власти. 2. Органы местного самоуправления. 3. Предприятия и учреждения (государственные и негосударственные). 4. Общественные объединения (организации). 5. Государственные служащие (должностные лица). 6. Граждане.

Принципы административного управления: 1. Принцип подчиненности и соответствующей подотчетности нижестоящих органов управления вышестоящим. 2. Принцип участия населения в управлении. Граждане участвуют в управлении государством через свободные демократические выборы своих представителей в органы власти. Участие граждан в управлении может осуществляться через общественные организации, трудовые коллективы, митинги, забастовки и другие массовые мероприятия, не запрещенные законом. 3. Принцип законности в управлении. Вся исполнительно- распорядительная деятельность административных органов власти должна осуществляться на основе закона и во имя исполнения закона. 4. Принцип федерализма проявляется во взаимоотношениях между центральными и региональными органами управления, которые должны работать в единой системе законодательства.

Лекция 9. Основы трудового права Российской Федерации. Содержание и особенности трудовых отношений

1. Понятие, предмет, метод, источники, принципы и функции трудового права. Трудовые отношения.

2. Коллективные договоры и соглашения.

3. Трудовой договор (контракт). Порядок заключения и расторжения.

 4. Правовое регулирование существенных условий труда.

 5. Трудовая дисциплина и порядок разрешения трудовых споров.

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНЕЦКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

В.В. Дятлов

Конспект лекций по дисциплине

«Правоведение»

Донецк – 2017


Оглавление

Введение. 3

Тема 1. Основные положения теории государства и права. 5

Лекция 1. Государство как политико-правовая форма существования общественных отношений 5

Лекция 2. Право в системе нормативного регулирования. 18

Лекция 3. Действие права в системе общественных отношений. 23

Лекция 4. Содержание правовых отношений в обществе. 33

Тема 2. Основные положения права Российской Федерации. Сущность и виды. 45

Лекция 5. Основы конституционного права Российской Федерации. Определяющие понятия конституционного права. 45

Лекция 6. Основные понятия административного права Российской Федерации. 60

Лекция 7. Общие понятия гражданского права. Основные положения гражданского права Российской Федерации. 71

Лекция 8. Основные положения вещного права и общего учения об обязательствах. 102

Лекция 9. Основы трудового права Российской Федерации. Содержание и особенности трудовых отношений. 127

 






Введение

    Долгое время люди жили вне государства и права. Это была эпоха первобытного общества. Уже тогда люди стремились к коллективным формам жизни. Они вместе изготавливали примитивное оружие, вместе охотились, вместе добывали пищу, делали одежду из шкур животных. В этот период люди объединялись в небольшие группы – первичное стадо или орду.

   Постепенно люди научились изготавливать более совершенные орудия труда, строить жилище, одомашнивать диких животных, обрабатывать землю и выращивать необходимые для питания растения. В половых отношениях для людей появились запреты по вертикали – между родителями и детьми, дедушками и бабушками и внуками. Это привело к появлению кровнородственной семьи. Что привело к появлению иной формы организации объединения людей.

   Первобытное стадо сменилось на первобытную родовую общину, т.е. коллективом людей происходящих от одного предка и ведущих совместное хозяйство.

    Постепенный переход от коллективного к парным бракам «семье паналуа», запрет браков внутри рода привело к активному общению между отдельными родами вследствие, чего они объединялись во фратрии или племена. Такие объединения основывались на экономической, языковой,территориальной и брачной общности.

    Коллективная собственность на средства производства, социальное единство членов рода обусловили и появление соответствующих форм организации общественной власти.

    Власть – это способность власть имущего субъекта определять варианты поведения подвластного и добиваться осуществления такого поведения.

    В родовой общине управление осуществляли все взрослые члены рода. Все важные дела решались на совместных собраниях членов рода « племени», избирались старшины, вожди, ловчие и т.д.

    Для регулирования общественных отношений между людьми и их объединениями в обществе формируются и в той или иной степени обеспечиваются определенные правила поведения, ориентирующие людей на достижении определенной цели.

    Правила, призванные обеспечивать порядок и стабильность в обществе называются социальными нормами. Назначение социальных норм состоит в упорядочении поведения субъектов. Они регулируют то поведение, которое имеет социальный характер, а поэтому связано с взаимоотношениями между людьми, их объединениями, социальными группами.

Общественные отношения в первобытном обществе регулировались нормами первобытной морали, обычаями и традициями, религиозными нормами и всяческими запретами «табу». Гарантом их соблюдения были не принуждения а страх перед сверхъестественными силами и богами. Соблюдение обычаев означало уважение к предкам. Любое нарушение обычае могло привести к негативной реакции со стороны духов предков.

    Следовательно первобытные люди выполняли социальные нормы без социального принуждения принуждения присущего государству. Тем не менее несмотря на положительную организацию социальной жизни в общества первобытный строй не был идеальным поскольку труд людей основывался на примитивных средствах производства.

    Роды и племени активно не общались между собой.

    Многочисленные предрассудки , отсутствие образования порождали жестокость.

    Отсутствие нормальных условий жизни делали человека беззащитным перед стихией и явлениями природы, что сокращало продолжительность жизни. Необходим был поиск совершенствования орудий труда, средств производства, нормальных условий жизни и т. д.. Таким образом стало развиваться скотоводство, земледелие отделилось от ремесла, развивается торговля.

    Общими признаками возникновения государства и права были:

1.Три великих разделения труда  « обособление скотоводческого племени, отделение ремесла от земледелия, появление торговли»2. Появление избыточного продукта, патриархальной семьи, частной собственности и имущественного неравенства.3. образование классов как больших групп людей с противоположными интересами и возникновение межклассовых конфликтов. 4.неспособность общественной власти первобытного общества регулировать классовые противоречия  и конфликты, появление публичной власти.

          

 

 

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 210.