Диалог царя Бориса и Юродивого
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Когда царь спрашивает о причине слез, Юродивый отвечает, что виноваты мальчишки и просит «Вели ты их зарезать, как ты зарезал маленького царевича». Тут раскрывается истинное мнение народа о царе как об убийце. Царь просит о нем помолиться, Юродивый отказывается, называя царя «Иродом».

В диалоге раскрывается мастерство музыкальной характеристики Мусоргского. Сопоставляются две различные манеры речи. Дерзкие слова Юродивого произносятся очень кротко и по-детски наивно сопровождаются прозрачной светлой оркестровкой. Интонации царя Бориса – скорбно-величавые, властные, полные силы.


11. Бородин. Общая характеристика творчества и биография.

 


ЭПОХА.

Вторая половина XIX века – время расцвета всей русской культуры и искусства.

Идут напряженные споры о путях развития России, поиски новых направлений в искусстве. В общественном движении складываются два направления: славянофилы и западники.

Появляется новое мощное объединение музыкантов, возглавляемое Балакиревым, которое вошло в историю под названием «Могучая кучка». Эти музыканты опирались на русские национальные традиции. В их музыке сформировался новый национальный музыкальный стиль. В это объединение вошел и Бородин.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ТВОРЧЕСТВА.

Бородин - неповторимо своеобразный композитор. Он проявил себя в нескольких областях деятельности - и как музыкант, и как ученый-химик. Разносторонняя личность, знал четыре языка. Он был литературно одарен, сам писал тексты для некоторых своих романсов ("Морская Царевна", "Спящая Княжна". В музыке Бородин продолжал традиции Глинки. Друзья Бородина по «Могучей кучке» шутливо называли его «классиком» (иногда еще "сказочником").

Это была светлая, гармоничная личность. В отличие от Мусоргсого, его не интересовали тема страданий или смерти, его привлекал ЭПОС - древние полусказочные сказания о героических событиях и личностях. Эпос не критикует героев, не судит их, эпос их воспевает и прославляет. В его произведениях нет отрицательных персонажей. Вместо острой сатиры - добродушный юмор (Скула и Ерошка из оперы "Князь Игорь").

ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ ТВОРЧЕСТВА.

1) Эпос, сказка - опера "князь Игорь", Богатырская симфония, романс "Спящая княжна"

2) Лирика - романс "Для берегов отчизны дальной".

3) Тема востока: программная симфоническая картина "В Средней Азии", половецкие сцены из оперы "Князь Игорь"

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЯЗЫК.

Как и все кучкисты, Бородин опирается на русскую народную песню, на фольклор.

Бородин в своем творчестве продолжал традиции Глинки, поэтому основное средство музыкальной выразительности у него является мелодия - распевная, пластичная, широко-льющаяся.

Гармония Бородина - яркая, красочная, он создатель смелых и необычных аккордовых сочетаний. Мастер оркестровки.

ЖАНРЫ ТВОРЧЕСТВА.

Бородин создал немного произведений (всего одну оперу, 16 романсов, несколько симфонических произведений), но каждое из них - шедевр. Он был загружен научной деятельностью и рано скончался, поэтому некоторые произведения не успел закончить.

1) Опера "Князь Игорь" (закончена Глазуновым и Римским-Корсаковым")

2) Романсы

3) Три симфонии (самая известная - "Богатырская")

4) Программное симфоническое произведение "В Средней Азии"

5) Камерно-инструментальные ансамбли - трио, квартеты, квинтеты.


12. Бородин. Романс «Для берегов отчизны дальней».

 

История создания. Был создан в 1881 году под впечатлением смерти Мусоргского – близкого друга Бородина. Общее настроение романса – глубокая скорбь и печаль. Нет открытого выплеска чувств – тут сдержанность и сосредоточенность.

Содержание стихотворения Пушкина. Рассказ о разлуке с любимой, светлые воспоминания о ней и рассказ о ее смерти.

Форма. Трехчастная АВА. Крайние части – печальные. Средняя часть, где говорится о надеждах встречи – светлая. Это соответствует содержанию текста.

Жанр – элегия. Тут продолжается традиция лирико-философских романсов Глинки.

Разбор частей:

1 часть – скорбный сосредоточенный характер. Минорный лад. Общая музыкальная фактура имеет три слоя: мелодия, ровная поступь аккордов аккомпанемента и скорбная мелодия в басу.

Вокальная партия изложена в напевно-декламационной манере. В ней преобладают секундовые и терцовые интонации. Мелодическое движение скованно, много повторов одного звука, мелодия медленно, с усилием поднимается наверх и тут же ниспадает…

Все это на фоне мерной пульсации аккордов, в которых много диссонансов.

Глухо и глубоко звучат басы – там своя «говорящая» мелодия, в ней слышны патетические возгласы в пунктирном ритме.

2 часть – там говорится о возможном счастье, о любви, о далеком прекрасном крае… Минорный лад сменяется мажором. Мелодия развертывается более свободно, становится распевной, в ней появляются ходы на широкие интервалы, активный пунктирный ритм, квартовые ходы – все подводит к кульминации на самой высокой ноте «фа диез»

3 часть – реприза, повторяет первую. Она несколько видоизменена. Мелодия постепенно рвется, прерывается остановками (у исполнителя от горя нет сил продолжать).

Очень выразителен конец – трагическая речитативная фраза на повторе тонического звука, поддержанная диссонирующими аккордами – это звучит как неумолимое напоминание о смерти. 

 


Дата: 2019-05-29, просмотров: 361.