Когда царь спрашивает о причине слез, Юродивый отвечает, что виноваты мальчишки и просит «Вели ты их зарезать, как ты зарезал маленького царевича». Тут раскрывается истинное мнение народа о царе как об убийце. Царь просит о нем помолиться, Юродивый отказывается, называя царя «Иродом».
В диалоге раскрывается мастерство музыкальной характеристики Мусоргского. Сопоставляются две различные манеры речи. Дерзкие слова Юродивого произносятся очень кротко и по-детски наивно сопровождаются прозрачной светлой оркестровкой. Интонации царя Бориса – скорбно-величавые, властные, полные силы.
11. Бородин. Общая характеристика творчества и биография.
ЭПОХА.
Вторая половина XIX века – время расцвета всей русской культуры и искусства.
Идут напряженные споры о путях развития России, поиски новых направлений в искусстве. В общественном движении складываются два направления: славянофилы и западники.
Появляется новое мощное объединение музыкантов, возглавляемое Балакиревым, которое вошло в историю под названием «Могучая кучка». Эти музыканты опирались на русские национальные традиции. В их музыке сформировался новый национальный музыкальный стиль. В это объединение вошел и Бородин.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ТВОРЧЕСТВА.
Бородин - неповторимо своеобразный композитор. Он проявил себя в нескольких областях деятельности - и как музыкант, и как ученый-химик. Разносторонняя личность, знал четыре языка. Он был литературно одарен, сам писал тексты для некоторых своих романсов ("Морская Царевна", "Спящая Княжна". В музыке Бородин продолжал традиции Глинки. Друзья Бородина по «Могучей кучке» шутливо называли его «классиком» (иногда еще "сказочником").
Это была светлая, гармоничная личность. В отличие от Мусоргсого, его не интересовали тема страданий или смерти, его привлекал ЭПОС - древние полусказочные сказания о героических событиях и личностях. Эпос не критикует героев, не судит их, эпос их воспевает и прославляет. В его произведениях нет отрицательных персонажей. Вместо острой сатиры - добродушный юмор (Скула и Ерошка из оперы "Князь Игорь").
ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ ТВОРЧЕСТВА.
1) Эпос, сказка - опера "князь Игорь", Богатырская симфония, романс "Спящая княжна"
2) Лирика - романс "Для берегов отчизны дальной".
3) Тема востока: программная симфоническая картина "В Средней Азии", половецкие сцены из оперы "Князь Игорь"
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЯЗЫК.
Как и все кучкисты, Бородин опирается на русскую народную песню, на фольклор.
Бородин в своем творчестве продолжал традиции Глинки, поэтому основное средство музыкальной выразительности у него является мелодия - распевная, пластичная, широко-льющаяся.
Гармония Бородина - яркая, красочная, он создатель смелых и необычных аккордовых сочетаний. Мастер оркестровки.
ЖАНРЫ ТВОРЧЕСТВА.
Бородин создал немного произведений (всего одну оперу, 16 романсов, несколько симфонических произведений), но каждое из них - шедевр. Он был загружен научной деятельностью и рано скончался, поэтому некоторые произведения не успел закончить.
1) Опера "Князь Игорь" (закончена Глазуновым и Римским-Корсаковым")
2) Романсы
3) Три симфонии (самая известная - "Богатырская")
4) Программное симфоническое произведение "В Средней Азии"
5) Камерно-инструментальные ансамбли - трио, квартеты, квинтеты.
12. Бородин. Романс «Для берегов отчизны дальней».
История создания. Был создан в 1881 году под впечатлением смерти Мусоргского – близкого друга Бородина. Общее настроение романса – глубокая скорбь и печаль. Нет открытого выплеска чувств – тут сдержанность и сосредоточенность.
Содержание стихотворения Пушкина. Рассказ о разлуке с любимой, светлые воспоминания о ней и рассказ о ее смерти.
Форма. Трехчастная АВА. Крайние части – печальные. Средняя часть, где говорится о надеждах встречи – светлая. Это соответствует содержанию текста.
Жанр – элегия. Тут продолжается традиция лирико-философских романсов Глинки.
Разбор частей:
1 часть – скорбный сосредоточенный характер. Минорный лад. Общая музыкальная фактура имеет три слоя: мелодия, ровная поступь аккордов аккомпанемента и скорбная мелодия в басу.
Вокальная партия изложена в напевно-декламационной манере. В ней преобладают секундовые и терцовые интонации. Мелодическое движение скованно, много повторов одного звука, мелодия медленно, с усилием поднимается наверх и тут же ниспадает…
Все это на фоне мерной пульсации аккордов, в которых много диссонансов.
Глухо и глубоко звучат басы – там своя «говорящая» мелодия, в ней слышны патетические возгласы в пунктирном ритме.
2 часть – там говорится о возможном счастье, о любви, о далеком прекрасном крае… Минорный лад сменяется мажором. Мелодия развертывается более свободно, становится распевной, в ней появляются ходы на широкие интервалы, активный пунктирный ритм, квартовые ходы – все подводит к кульминации на самой высокой ноте «фа диез»
3 часть – реприза, повторяет первую. Она несколько видоизменена. Мелодия постепенно рвется, прерывается остановками (у исполнителя от горя нет сил продолжать).
Очень выразителен конец – трагическая речитативная фраза на повторе тонического звука, поддержанная диссонирующими аккордами – это звучит как неумолимое напоминание о смерти.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 361.