Глинка. Общая характеристика оперы Иван Сусанин
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ЭПОХА.

"Пушкин русской музыки". Основоположник русской классической музыки. Первый русский композитор-классик. Его взрастила эпоха отечественной войны 1812 года. Общественно -освободительное движение, которому был дан этим толчок. Декабристы.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ.

Родство с классицизмом: стремление воплощать идеальные образы героев, постановки общих интересов выше личных, тяготение к возвышенному слогу, монументальные формы, ясность, прозрачность языка, обдуманность уравновешенность формы.

Стремление к красоте, условие которой: "соразмерность частей для составления стройного целого. подчинение деталей общему замыслу".

Влияние романтизма. В молодости "был парень романтического увтройства и любил поплакать сладкими слезами умиления". Нет описаний бурных порывов чувств, страстей... Но интерес к изображению народного быта с его национальной окраской. Интерес к народным преданиям и сказкам, образы народной фантастики.

Еще влияние реализма - правдивое раскрытие обстоятельств реальной жизни.

ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ ТВОРЧЕСТВА.

Главный герой - народ. Народ - активное действующее лицо истории. Народ как единое целое. Иван Сусанин - главный герой оперы, символ нации, носитель ее лучших духовных качеств.

Героическая тема. Обнаружение высоких помыслов и сильных чувств значительных в духовном отношении личностей.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЯЗЫК.

Основа его музыки - народная песня. "Создает музыку народ, а мы художники, только ее аранжируем". Близость и родство с фольклором, при том, что нет прямых цитат, схвачен сам дух русской музыки. Интонации народных песен стали для Глинки родным языком.    

Широкая распевность, ритмическая свобода, вариационный характер развития.

Оркестр. Красочность, щедрость звуковой палитры, новые гармонические средства и оркестровые звучности, острота контрастов.

                                              
5. ЖАНРЫ ТВОРЧЕСТВА.
Опера
Романсы
Программные симфонические произведения.





КРАКОВЯК.

Характер - размашистый темпераментный. Энергию этому танцу придает синкопированный ритм. Основная тема звучит несколько раз, перемежаясь другими. Форма напоминает рондо. 

ВАЛЬС.

Вальс - это лирический островок среди остальных активных танцев. Он интимный, трогательный, грациозный по характеру. Размер 6/8. Наличие синкоп на второй доле придает ему польский национальных характер. Основная тема включает хроматизмы, изысканные полутоновые интонации.

МАЗУРКА.

Полна лихости и блеска, бравурная по характеру. Мелодия размашистая. Ритм очень активный, сочетает пунктир и синкопу (удар на последней доле такта). Это придает движению энергию и упругость.

Некоторые из этих танцев используются в дальнейшем. Полонез звучит в третьем действии, в эпизоде вторжения поляков в дом Ивана Сусанина.

Мазурка используется в четвертом действии, она описывает смятение заблудившихся поляков. Там её характер очень меняется - она звучит неуверенно, тема кружится, повторяя одни и те же мотивы, как бы "спотыкается".

 


4. Глинка. Романс «Я помню чудное мгновенье».


Этот романс - жемчужина русской вокальной музыки Здесь слились воедино гениальные стихи и гениальная музыка. Стихотворение Пушкина было написано в 1825 году и посвящено светской красавице Анне Керн, а романс Глинки был написан в 1840 году и посвящен ее дочери – Екатерине Керн.

Форма романса – трехчастная (АВА). Это соответствует трехчастному строению стихотворения: 1раздел - встреча, 2 раздел - горечь разлуки и 3 раздел - радость новой встречи.

Романс начинается фортепианным вступлением. В романсах Глинки очень важна роль фортепианной партии – она создает настроение, музыкальную атмосферу. Во вступлении звучит основная тема романса в высоком регистре – светлый неземной образ.

1 раздел
Характер - светлый, полетный, безмятежный. Мажорный лад, негромкое звучание пиано.
Мелодия – плавная, распевная, выразительная, она гибкая и пластичная. Состоит из нескольких закругленных фраз. Музыка чутко следует за текстом: например, на словах «как мимолетное виденье» идет ритмический слой, синкопа, так передается ощущение призрачности, непостоянства…
Аккомпанемент – мягкий, колышащийся. Представляет из себя разложенные (арпеджированные) аккорды.

2 раздел
Характер резко меняется – звучание бурное, взволнованное. Идет резкая смена тональности, нарастает динамика.
Мелодия – речитативно-декламационная, содержит повторы одного звука, пунктирный ритм.
Аккомпанемент – насыщенная аккордовая фактура – пульсация аккордов. Акцентированный бас, рокот форшлагов в басу.

3 раздел – реприза. Реприза динамическая, то есть видоизмененная.
Сначала возвращается основная тема – светлая, безмятежная. Но по сравнению с первой частью добавляется еще Кода – кульминационный раздел. На словах «и божество и вдохновенье» идет прорыв мелодии вверх к самой высокой ноте романса. На словах «и слезы» звучит 6 пониженная ступень, что передает печаль этих слов.

Заключение повторяет вступление. Еще раз звучит светлая неземная тема в высоком регистре. Подобное обрамление придает романсу законченность.


5. Даргомыжский. Общая характеристика творчества и биография.


1. Эпоха.

На атмосферу эпохи повлиял разгром восстания декабристов. Это был резкий поворот от времени надежд и радостных ожиданий к «николаевской реакции» - к казням, изгнаниям, ссылкам, усилению цензуры.

Даргомыжский - сверстник Лермонтова, Герцена, Белинского. Это уже совсем другое поколение.

2. Мировоззрение.

Его мировоззрению были чужды ясность, стройность, уравновешенность (как это было у Глинки). Даргомыжский, рисуя героя, часто воссоздаёт душевный конфликт, противоречивость характера. Его музыку отличает тонкий психологихм: изменчивость настроений, передача тонких нюансов, капризов переживаний. Он выдающийся портретист.

3. Цели и задачи творчества.

Композитор обращает свое внимание на героев из самых низких слоев общества (крестьян, мелких чиновников), стараясь правдиво воссоздать их жизнь, он вслед за Гоголем развивает тему «маленького человека». Подобное направление в искусстве получает название «критический реализм».


Важное место в его творчестве занимает юмор и сатира – обличение, высмеивание пороков людей и общественных нравов.

4. Музыкальный язык.

Даргомыжский внес много нового в развитие музыки. В его романсовом творчестве появились новые, до того неизвестные, жанры: сатирические портреты, бытовые зарисовки, выразительные музыкальные сценки.

В области мелодии от тоже выступил новатором: старался придать мелодии речевую выразительность, передать индивидуальную интонацию героя, воссоздать различные типы говор. Опирался на декламацию и речитатив.

Сам он так определил свои поиски: «Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды».

5. Жанры творчества.

- Романсы
- Оперы - тут тоже проявилось новаторство. Он создатель нового типа оперы: «Русалка» — это психологическая бытовая музыкальная драма. Его опера «Каменный гость» написана без либретто, прямо на оригинальный пушкинский текст.
- Программные симфонический произведения: «Баба-Яга», «Казачок», «Чухонская Фантазия».


6. Даргомыжский. Романс «Мне минуло шестнадцать лет», или романс «Мне грустно» (по выбору).

 

Романс «Шестнадцать лет»

Это один из ранних романсов композитора, который представляет сложившееся мастерство портретной характеристики. Он написан на стихи Дельвига.

Героиня романса – молодая наивная девушка, в первый раз испытавшая чувство. Она настолько робка и неопытна, что, услышав от юноши признание в любви, не смогла от смущения выразить свои ответные чувства. Их отношения так и не сложились…

Романс написан в трехчастной форме. Это соответствует содержанию текста: детская беззаботность, вторжение в жизнь глубоких серьезных переживаний и возвращение в исходное состояние.

Небольшое фортепианное вступление вводит в настроение романса, в нем звучит основная его тема.

Первая часть по настроению светлая, безмятежная, в характере вальса. Размер ¾, лад мажорный. Мелодия напевная, выразительная с прихотливыми изгибами, используются типичные романсовые обороты – секстовый затакт,  опевания и т.д...

Аккомпанемент вальсовый – бас и два аккорда. Все в целом рисует образ юной девушки – веселой, беззаботной и грациозной.

Средняя часть совсем другая по настроению – более взволнованная, затемненная. Лад меняется на минорный (параллельный ля минор). Мелодия становится размашистой, напряженной.

Третья часть (реприза) возвращает слушателя в прежнее настроение, повторяется музыкальный материал первой части.

В заключение звучит фортепианный проигрыш, аналогичный вступлению. Такое инструментальное обрамление придает композиции целостность и законченность.

Романс «МНЕ ГРУСТНО»

Романс написан на стихи Лермонтова. Перед нами совсем другой характер – зрелый человек, разочаровавшийся в жизни. Он испытывает тревогу и боль за судьбу любимой – чистой юной души. По жанру это элегия.

Форма одночастная, представляет из себя период с дополнением.

Вокальная партия основанная на выразительной напевной декламации. Здесь проявился новый подход композитора к мелодии – стремление ввести в мелодию речевую интонацию.

Фортепианная партия построена на мягкой аккордовой фигурации, напоминающей гитарный аккомпанемент. Мерное спокойное движение создает настроение глубокой сосредоточенности.

Мелодия развертывается свободно, фраза за фразой, в свободном непредсказуемом ритме, подчиняясь логике речевого высказывания

Постепенно мелодия становится все более взволнованной. В кульминации слышим активные возгласы, переданные широкими скачками и пунктирным ритмом. Мелодия достигает наивысшей точки, усиливается динамика (доходит до forte)

В заключении еще раз повторяется начальная фраза – это репризное дополнение, это соответствует тексту (там повторяются слова из начала) и придает композиции романса законченность.

Выразительная фортепианная фраза подытоживает и завершает монолог


7. Могучая кучка.

 

















Эпоха.

Вторая половина  XIX века – это время расцвета всей русской культуры и искусства. Идут напряженные споры о путях развития России, поиски новых направлений в искусстве. В общественном движении складываются два направления – славянофилы и западники.

Славянофилы

- говорили о существовании особого типа культуры, возникшего на духовной почве православия. Россия должна выступить духовной спасительницей всего мира. «Москва – третий Рим, а четвертому не бывать».

- выступали за самодержавие, поддерживали монархический строй. Особый ценность видели в русском крестьянстве, в нем видели суть нации.

 - поддерживали крепостное право.

 - критически относились к царствованию Петра I.

 

Западники

- говорили о необходимости развития России по западноевропейскому пути, считали, что России нужно догонять Европу

 - говорили о Выступали за ограничение монархию, за парламентский строй, за демократию.

- отрицательно относились к крепостному праву, выступали за его отмену.

- Возвеличивали Петра, который спас Россию, обновил страну и вывел её на международный уровень. 

 

В музыке также прослеживались эти две тенденции развития:

– с одной стороны, идет интенсивное освоение европейского музыкального наследия: в 1859 году по инициативе Антона Рубинштейна (выдающегося композитора и дирижера) создается Русское музыкальное общество, цель которого – развитие музыкального образования и поощрение отечественных талантов.

В 1862 году в Петербурге открывается первая в России Консерватория, которую возглавил Николай Рубинштейн. В 1866 году – открылась Московская консерватория, которую возглавил его брат – Антон Рубинштейн.

– с другой стороны, появляется новое мощное объединение музыкантов, возглавляемое Балакиревым, которое вошло в историю под названием «Могучая кучка». Эти музыканты ориентировались на идею самобытности русской культуры, опирались на русские национальные традиции. В их музыке сформировался новый национальный музыкальный стиль

Такое свободное творческое объединение людей было характерным явлением своего времени. Аналогичным объединением в сфере изобразительного искусства стало «Товарищество передвижных художественных выставок».

Аналог в литературе - группа участников журнала Современник. Вокруг журнала объединились лучшие литературные силы того времени: Белинский, Некрасов, Чернышевский, Добролюбов, Салтыков-Щедрин и другие…

МИЛИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ БАЛАКИРЕВ

Это основатель и бессменный руководитель кружка. Он моложе многих других членов, но пользуется безусловным авторитетом. Вот как описывает его Римский Корсаков:

«… обаяние его лично было страшно велико. Молодой, с чудесными, подвижными, огненными глазами, с красивой бородой, говорящий решительно, авторитетно и прямо, каждую минуту готовый к прекрасной импровизации за фортепиано, помнящий каждый такт, запоминающий мгновенно играемые ему сочинения…»

Балакирев приобрел приобрел известность как виртуоз-исполнитель и как дирижер.

ВЛАДИМИР ВАСИЛЬЕВИЧ СТАСОВ

Критик, ученый, искусствовед, историк, археолог. Он стал другом всех русских композиторов и художников. Стасов подсказывал сюжеты для произведения, помогал их разработке, участвовал в обсуждении. Он выступал против академизма, за реализм национальный характер искусства.

Благодаря Стасову творчество кучкистов стало широко известным, он выступил как идеолог нового направления в музыке.

Именно он окрестил коллектив музыкантов «Могучей кучкой». В одной из статей он написал : «Сколько поэзии, чувства, таланта и умения есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов». Фраза стала крылатой — и членов музыкального сообщества стали именовать не иначе как «кучкисты».

ЭПОХА.

Эпоха - общая для всех кучкистов. О ней знаем из предыдущей темы "Могучая Кучка".

ИСТОКИ ТВОРЧЕСТВА.

Мусоргский выстраивает свой, новый музыкальный язык.

Можно выделить опору на три основных источника:

  • Древнейший пласт русской церковной музыки, прежде всего - знаменный распев. По словам самого Мусоргского, увлечение церковной музыкой он испытывал с детства, впитывал ее основные интонации, общий строй. Отсюда подчеркнутая архаичность некоторых его тем, натурально-ладовая гармония и т.п.
  • Как и у всех кучкистов, основа интонаций - русский песенный фольклор (пласт крестьянской песни. По сравнению с другими кучкистами видим расширение песенных жанров - частое включение интонации плача, причета...
  • Фонд разговорной речи. В этом отношении Мусоргский - прямой последователь Даргомыжского, которого он называл "великий учитель музыкальной правды". Развивал принципы Даргомыжского ("Хочу, чтобы звук прямо выражал слово, хочу правды» Создал мелодию нового типа: "мелодия, творимая говором человеческим", мелодия "не классическая, а жизненная»..

ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ ТВОРЧЕСТВА

Их три: интерес к народному, к национальному, углубление в человеческую психологию.

Основная тема творчества - тема народа. Об этом сам Мусоргский говорил так: "Народ хочется сделать... цельный, большой, единый и без сусального". "Я разумею народ как великую личность, одушевленную великой идеей". Такой подход к теме перекликается с передвижниками, с Перовым, Репиным.

Народ для Мусоргского - кладезь силы. В музыке Мусоргского, как и на полотнах передвижников - пестрое разнородное сочетание личностей, индивидуальностей. "Бурлаки на Волге" Репина называли группой портретов, такое же понимание свойств народной массы и у Мусоргского. В операх народ показан как сложное единство личностей. Характерно внимание к каждому лицу. В "Борисе Годунове" яркие индивидуальности: Юродивый, Варлаам, Митюх (у Пушкина он - просто мужик). Каждый из них - представитель народа, а народ - сочетание этих личностейЗамена традиционных неподвижных хоров хоровыми сценами, внутри которых - переклички различных социальных групп, каждая группа говорит на своем языке, наделена своими интонациями.

Национальное начало. Мусоргский привязан именно к русской национальной специфике. В центре внимания - жизнь РУССКОГО народа. Композитор обращается преимущественно к переломным этапам в русской истории ("смутное время").

Человеческая психология. По глубине проникновения во внутренний мир человека, вплоть до исповедальности, по степени и качеству разработки индивидуального портрета, по мастерству психологического анализа можно провести параллель с творчеством Достоевского. Характерно внимание к проявлениям человеческой личности в различных обстоятельствах (Борис - и государственный деятель, и убийца, и любящий отец), композитора  волнует поведение человека в экстремальных условиях, в моменты острейшей напряженности, часто на грани жизни и смерти. Тема безумия также притягивает Мусоргского.

Таким образом, задачи, поставленные в творчестве композитора, вызвали необходимость обновления музыкального языка.

История создания.

 

Сюжет предложил историк и пушкинист Никольский в 1868 году. К концу следующего года опера была завершена.

 

Существует несколько редакций. Первоначально в опере было 7 картин. Композитор предложил оперу для постановки на сцене императорского театра, но получил отказ. Одна из причин - отсутствие главной женской партии. После переделки в 1872 году возникла новая редакция из девяти картин. Появились польские сцены, новая героиня - Мария Мнишек. Еще появилась сцена под Кромами - картина народного восстания. Но опера вновь была забракована театральным комитетом. Она была поставлена сначала не в полном объеме (всего 3 картины), имела успех, поэтому в 1874 году состоялась премьера оперы на сцене Мариинского театра без сцены у собора Василия Блаженного. Дирижер - Направник. Мнения слушателей разделились. Официальным кругам опера не понравилась, прогрессивные люди восприняли ее с энтузиазмом.

 

После смерти Мусоргского оперу отредактировал Римский-Корсаков, он смягчил новизну музыкального языка Мусоргского, отступив от авторской стилистики. В советское время опера была опубликована по авторским рукописям. Редактор - Ламм. В наше время появиась еще одна редакция - Шостаковича. Шостакович восстановил музыку оригинала, изменив только оркестровку.

 

Жанровые особенности оперы:

 

Сам Мусоргский определил жанр как "народная музыкальная драма".

 

Наряду с трагическими сценами (сцена сумасшествия Бориса) есть и комические (сцена в корчме). Тут Шекспировское смешение трагического и комического, многоплановость повествования.

Музыкальный язык оперы.

 

Опора на народную песню. Использование таких жанров, как лирическая песня (Вступление), плач, причет (Юродивый), плясовая (хор "Расходилась, разгулялась"). Важную роль играют речевые интонации - тут Мусоргский выступает как продолжатель линии Даргомыжского.

Новаторство оперы.

 

Мало традиционных оперных номеров - арий, трио, дуэтов и т.д… Используется принцип сквозного развития - большие сцены, в которых один эпизод сменяется другим.

 

Еще одно новаторское достижение - создание нового типа "народной хоровой сцены" - народ разбивается на отдельные группы, идет хоровой диалог (начало Пролога).

 


10. Мусоргский. Опера «Борис Годунов». Сцена у собора Василия Блаженного.

Это вторая встреча царя с народом (первая была в Прологе, в сцене коронации). Народ уже настрадавшийся и голодный. Встреча драматическая. персонаж – Юродивый, он от лица народа предъявляет Борису Годунову обвинение в убийстве.

Главное действущее лицо сцены – Юродивый. В его образе воплощается народное горе, страдание. 

Песня Юродивого – печальная, заунывная, основана на интонациях плача, причета. Ля минор. Тихая. Много повторяющихся попевок, как бы покачивание. Слова бессмысленные, образ простоты и детской наивности. Он беззащитный, по-детски чистый душой.

Песня мальчишек насмешливая, озорная. Они обманом отнимают у Юродивого денежку.

В ответ звучит плач Юродивого. Нисходящая малая секунда VI – V звучит жалобно, воспроизводит плач.

Издалека приближается царь со свитой. Голодный народ начинает просить хлеба.

Хор народа «Хлеба, хлеба» - его мелодические интонации вырастают из плача Юродивого, как бы его продолжают (малая секунда V-VI ступени): «Кормилец батюшка, подай Христа ради». Начинается тихо, как просьба, мольба. Затем происходит рост внутреннего напряжения, усиливается звучность (динамика). Это приводит к модной кульминации: звучит трагический ужасный вопль «Хлеба! Хлеба» Нисходящая кварта I –V ступени ля минора. Характер повелительного требования. Но этот всплеск кратковременный, звучание стихает и опять переходит в плач Юродивого.


ЭПОХА.

Вторая половина XIX века – время расцвета всей русской культуры и искусства.

Идут напряженные споры о путях развития России, поиски новых направлений в искусстве. В общественном движении складываются два направления: славянофилы и западники.

Появляется новое мощное объединение музыкантов, возглавляемое Балакиревым, которое вошло в историю под названием «Могучая кучка». Эти музыканты опирались на русские национальные традиции. В их музыке сформировался новый национальный музыкальный стиль. В это объединение вошел и Бородин.

ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ ТВОРЧЕСТВА.

1) Эпос, сказка - опера "князь Игорь", Богатырская симфония, романс "Спящая княжна"

2) Лирика - романс "Для берегов отчизны дальной".

3) Тема востока: программная симфоническая картина "В Средней Азии", половецкие сцены из оперы "Князь Игорь"

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЯЗЫК.

Как и все кучкисты, Бородин опирается на русскую народную песню, на фольклор.

Бородин в своем творчестве продолжал традиции Глинки, поэтому основное средство музыкальной выразительности у него является мелодия - распевная, пластичная, широко-льющаяся.

Гармония Бородина - яркая, красочная, он создатель смелых и необычных аккордовых сочетаний. Мастер оркестровки.

ЖАНРЫ ТВОРЧЕСТВА.

Бородин создал немного произведений (всего одну оперу, 16 романсов, несколько симфонических произведений), но каждое из них - шедевр. Он был загружен научной деятельностью и рано скончался, поэтому некоторые произведения не успел закончить.

1) Опера "Князь Игорь" (закончена Глазуновым и Римским-Корсаковым")

2) Романсы

3) Три симфонии (самая известная - "Богатырская")

4) Программное симфоническое произведение "В Средней Азии"

5) Камерно-инструментальные ансамбли - трио, квартеты, квинтеты.


12. Бородин. Романс «Для берегов отчизны дальней».

 

История создания. Был создан в 1881 году под впечатлением смерти Мусоргского – близкого друга Бородина. Общее настроение романса – глубокая скорбь и печаль. Нет открытого выплеска чувств – тут сдержанность и сосредоточенность.

Содержание стихотворения Пушкина. Рассказ о разлуке с любимой, светлые воспоминания о ней и рассказ о ее смерти.

Форма. Трехчастная АВА. Крайние части – печальные. Средняя часть, где говорится о надеждах встречи – светлая. Это соответствует содержанию текста.

Жанр – элегия. Тут продолжается традиция лирико-философских романсов Глинки.

Разбор частей:

1 часть – скорбный сосредоточенный характер. Минорный лад. Общая музыкальная фактура имеет три слоя: мелодия, ровная поступь аккордов аккомпанемента и скорбная мелодия в басу.

Вокальная партия изложена в напевно-декламационной манере. В ней преобладают секундовые и терцовые интонации. Мелодическое движение скованно, много повторов одного звука, мелодия медленно, с усилием поднимается наверх и тут же ниспадает…

Все это на фоне мерной пульсации аккордов, в которых много диссонансов.

Глухо и глубоко звучат басы – там своя «говорящая» мелодия, в ней слышны патетические возгласы в пунктирном ритме.

2 часть – там говорится о возможном счастье, о любви, о далеком прекрасном крае… Минорный лад сменяется мажором. Мелодия развертывается более свободно, становится распевной, в ней появляются ходы на широкие интервалы, активный пунктирный ритм, квартовые ходы – все подводит к кульминации на самой высокой ноте «фа диез»

3 часть – реприза, повторяет первую. Она несколько видоизменена. Мелодия постепенно рвется, прерывается остановками (у исполнителя от горя нет сил продолжать).

Очень выразителен конец – трагическая речитативная фраза на повторе тонического звука, поддержанная диссонирующими аккордами – это звучит как неумолимое напоминание о смерти. 

 


ЭПОХА.

"Пушкин русской музыки". Основоположник русской классической музыки. Первый русский композитор-классик. Его взрастила эпоха отечественной войны 1812 года. Общественно -освободительное движение, которому был дан этим толчок. Декабристы.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ.

Родство с классицизмом: стремление воплощать идеальные образы героев, постановки общих интересов выше личных, тяготение к возвышенному слогу, монументальные формы, ясность, прозрачность языка, обдуманность уравновешенность формы.

Стремление к красоте, условие которой: "соразмерность частей для составления стройного целого. подчинение деталей общему замыслу".

Влияние романтизма. В молодости "был парень романтического увтройства и любил поплакать сладкими слезами умиления". Нет описаний бурных порывов чувств, страстей... Но интерес к изображению народного быта с его национальной окраской. Интерес к народным преданиям и сказкам, образы народной фантастики.

Еще влияние реализма - правдивое раскрытие обстоятельств реальной жизни.

ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ ТВОРЧЕСТВА.

Главный герой - народ. Народ - активное действующее лицо истории. Народ как единое целое. Иван Сусанин - главный герой оперы, символ нации, носитель ее лучших духовных качеств.

Героическая тема. Обнаружение высоких помыслов и сильных чувств значительных в духовном отношении личностей.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЯЗЫК.

Основа его музыки - народная песня. "Создает музыку народ, а мы художники, только ее аранжируем". Близость и родство с фольклором, при том, что нет прямых цитат, схвачен сам дух русской музыки. Интонации народных песен стали для Глинки родным языком.    

Широкая распевность, ритмическая свобода, вариационный характер развития.

Оркестр. Красочность, щедрость звуковой палитры, новые гармонические средства и оркестровые звучности, острота контрастов.

                                              
5. ЖАНРЫ ТВОРЧЕСТВА.
Опера
Романсы
Программные симфонические произведения.





Глинка. Общая характеристика оперы Иван Сусанин.

 

  1. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ.

Замысел написать крупное фундаментальное национальное произведение возник у Глинки во время путешестия за границей, вдали от Родины. Там он осознал свою задачу "выработать собственный стиль и проложить для русской оперной музыки новую дорогу.

  1. ЖАНР ОПЕРЫ, ЛИБРЕТТО, ОСНОВНАЯ ИДЕЯ.

Сюжет оперы предложил Жуковский. Это история подвига простого русского крестьянина. Сам Глинка назвал свое произведение "ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ГЕРОИКО-ТРАГИЧЕСКАЯ ОПЕРА". Иван Сусанин - простой русский крестьянин, показавшия себя героической личностью. Крестьянин как главный герой оперы - это было внове для того времени.

Замысел и музыкальная основа возникли еще до написания либретто. Либретистом стал барон Розен. Он видел смысл подвига как служение царю, поэтому опера была названа "Жизнь за царя" (это отличалось от замысла Глинки).

  1. КОМПОЗИЦИЯ. Глинка сочинял оперу по определенному плану. Композиция тщательно выстроена и продумана.

ИНТРОДУКЦИЯ - большая хоровая сцена, показ русского народа как единой силы. Вместе с заключительным ЭПИЛОГОМ обрамляет оперу, придает стройность и законченность. Это как рамка для картины.

1 действие - показ русской сферы, знакомство с главными героями

2 действие - показ польской сферы.

3 действие - столкновение, конфликт двух сфер.

4 действие - трагическая развязка.

ЭПИЛОГ - финал оперы. Хор "Славься" - прославление победы русского народа.

  1. ОБРАЗНЫЕ СФЕРЫ.

РУССКАЯ сфера - опора на народные истоки, распевные плавные мелодии русского склада, преобладание вокального звучания, большинство размеров - двухдольные, яркие индивидуальные характеристики действующих лиц.

ПОЛЬСКАЯ сфера - танцевальность, использование характерных польских танцев - мазурки, полонеза, краковяк. Острый ритм с пунктиром и синкопами. Нет индивидуальных характеристик, в основном поют хором, преобладание трехдольных размеров.

  1. ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЙСТВУЩИХ ЛИЦ.

Главные герои показаны с разных сторон, в разном эмоциональном состоянии. Например, Антонида: ее "Каватина" и "Рондо" контрастны по характеру.

Интересно обрисован Иван Сусанин. До последнего действия у него нет своего индивидуального номера, он поет только вместе с народом. И только в кульминационном эпизоде перед гибелью звучит его развернутая ария. Суть в том, что Сусанин - один из народа, он неотличим от остальных до момента подвига.

 

 


3. Глинка.  2 действие оперы Иван Сусанин.

 

2 ДЕЙСТВИЕ целиком посвящено полякам. Это большая балетная сцена, в которой участвует и хор.

Бал во дворце польского короля Сигизмунда. Сменяют друг друга 4 танца:

1 Полонез

2 Краковяк

3 Вальс

4 Мазурка

Три из них (за исключением вальса) - польские. Танцы выполняют важную драматургическую роль, они раскрывают характер поляков, их национальные черты.

Преобладает оркестровое звучание. Оркестр звучит очень красочно, богато. Участвуют два оркестра, один из них (духовой) размещается прямо на сцене. В отличие от русских, поляки поют всегда хором, нет индивидуальных характеристик. Хор дублирует оркестровую партию.

ПОЛОНЕЗ.

ХАРАКТЕР - пышный, торжественный, это танец-шествие. Начинается призывными фанфарными возгласами.

Мажорный ЛАД, ДИНАМИКА ff, активный РИТМ с использованием пунктира, МЕЛОДИЯ, полная возгласов и скачков - все в целом воссоздает надменный, кичливый, горделивый характер поляков, их воинственный настрой. РАЗМЕР 3/4. В аккомпанементе используется характерный ритм полонеза с дроблением первой доли.

Сначала звучит ОРКЕСТР, потом присоединяется МУЖСКОЙ ХОР, его сменяет женский. ЖЕНСКИЙ ХОР звучит более плавно, распевно, характер мягкий, женственный. Звучность приглушенная.


КРАКОВЯК.

Характер - размашистый темпераментный. Энергию этому танцу придает синкопированный ритм. Основная тема звучит несколько раз, перемежаясь другими. Форма напоминает рондо. 

ВАЛЬС.

Вальс - это лирический островок среди остальных активных танцев. Он интимный, трогательный, грациозный по характеру. Размер 6/8. Наличие синкоп на второй доле придает ему польский национальных характер. Основная тема включает хроматизмы, изысканные полутоновые интонации.

МАЗУРКА.

Полна лихости и блеска, бравурная по характеру. Мелодия размашистая. Ритм очень активный, сочетает пунктир и синкопу (удар на последней доле такта). Это придает движению энергию и упругость.

Некоторые из этих танцев используются в дальнейшем. Полонез звучит в третьем действии, в эпизоде вторжения поляков в дом Ивана Сусанина.

Мазурка используется в четвертом действии, она описывает смятение заблудившихся поляков. Там её характер очень меняется - она звучит неуверенно, тема кружится, повторяя одни и те же мотивы, как бы "спотыкается".

 


4. Глинка. Романс «Я помню чудное мгновенье».


Этот романс - жемчужина русской вокальной музыки Здесь слились воедино гениальные стихи и гениальная музыка. Стихотворение Пушкина было написано в 1825 году и посвящено светской красавице Анне Керн, а романс Глинки был написан в 1840 году и посвящен ее дочери – Екатерине Керн.

Форма романса – трехчастная (АВА). Это соответствует трехчастному строению стихотворения: 1раздел - встреча, 2 раздел - горечь разлуки и 3 раздел - радость новой встречи.

Романс начинается фортепианным вступлением. В романсах Глинки очень важна роль фортепианной партии – она создает настроение, музыкальную атмосферу. Во вступлении звучит основная тема романса в высоком регистре – светлый неземной образ.

1 раздел
Характер - светлый, полетный, безмятежный. Мажорный лад, негромкое звучание пиано.
Мелодия – плавная, распевная, выразительная, она гибкая и пластичная. Состоит из нескольких закругленных фраз. Музыка чутко следует за текстом: например, на словах «как мимолетное виденье» идет ритмический слой, синкопа, так передается ощущение призрачности, непостоянства…
Аккомпанемент – мягкий, колышащийся. Представляет из себя разложенные (арпеджированные) аккорды.

2 раздел
Характер резко меняется – звучание бурное, взволнованное. Идет резкая смена тональности, нарастает динамика.
Мелодия – речитативно-декламационная, содержит повторы одного звука, пунктирный ритм.
Аккомпанемент – насыщенная аккордовая фактура – пульсация аккордов. Акцентированный бас, рокот форшлагов в басу.

3 раздел – реприза. Реприза динамическая, то есть видоизмененная.
Сначала возвращается основная тема – светлая, безмятежная. Но по сравнению с первой частью добавляется еще Кода – кульминационный раздел. На словах «и божество и вдохновенье» идет прорыв мелодии вверх к самой высокой ноте романса. На словах «и слезы» звучит 6 пониженная ступень, что передает печаль этих слов.

Заключение повторяет вступление. Еще раз звучит светлая неземная тема в высоком регистре. Подобное обрамление придает романсу законченность.


5. Даргомыжский. Общая характеристика творчества и биография.


1. Эпоха.

На атмосферу эпохи повлиял разгром восстания декабристов. Это был резкий поворот от времени надежд и радостных ожиданий к «николаевской реакции» - к казням, изгнаниям, ссылкам, усилению цензуры.

Даргомыжский - сверстник Лермонтова, Герцена, Белинского. Это уже совсем другое поколение.

2. Мировоззрение.

Его мировоззрению были чужды ясность, стройность, уравновешенность (как это было у Глинки). Даргомыжский, рисуя героя, часто воссоздаёт душевный конфликт, противоречивость характера. Его музыку отличает тонкий психологихм: изменчивость настроений, передача тонких нюансов, капризов переживаний. Он выдающийся портретист.

3. Цели и задачи творчества.

Композитор обращает свое внимание на героев из самых низких слоев общества (крестьян, мелких чиновников), стараясь правдиво воссоздать их жизнь, он вслед за Гоголем развивает тему «маленького человека». Подобное направление в искусстве получает название «критический реализм».


Важное место в его творчестве занимает юмор и сатира – обличение, высмеивание пороков людей и общественных нравов.

4. Музыкальный язык.

Даргомыжский внес много нового в развитие музыки. В его романсовом творчестве появились новые, до того неизвестные, жанры: сатирические портреты, бытовые зарисовки, выразительные музыкальные сценки.

В области мелодии от тоже выступил новатором: старался придать мелодии речевую выразительность, передать индивидуальную интонацию героя, воссоздать различные типы говор. Опирался на декламацию и речитатив.

Сам он так определил свои поиски: «Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды».

5. Жанры творчества.

- Романсы
- Оперы - тут тоже проявилось новаторство. Он создатель нового типа оперы: «Русалка» — это психологическая бытовая музыкальная драма. Его опера «Каменный гость» написана без либретто, прямо на оригинальный пушкинский текст.
- Программные симфонический произведения: «Баба-Яга», «Казачок», «Чухонская Фантазия».


6. Даргомыжский. Романс «Мне минуло шестнадцать лет», или романс «Мне грустно» (по выбору).

 

Романс «Шестнадцать лет»

Это один из ранних романсов композитора, который представляет сложившееся мастерство портретной характеристики. Он написан на стихи Дельвига.

Героиня романса – молодая наивная девушка, в первый раз испытавшая чувство. Она настолько робка и неопытна, что, услышав от юноши признание в любви, не смогла от смущения выразить свои ответные чувства. Их отношения так и не сложились…

Романс написан в трехчастной форме. Это соответствует содержанию текста: детская беззаботность, вторжение в жизнь глубоких серьезных переживаний и возвращение в исходное состояние.

Небольшое фортепианное вступление вводит в настроение романса, в нем звучит основная его тема.

Первая часть по настроению светлая, безмятежная, в характере вальса. Размер ¾, лад мажорный. Мелодия напевная, выразительная с прихотливыми изгибами, используются типичные романсовые обороты – секстовый затакт,  опевания и т.д...

Аккомпанемент вальсовый – бас и два аккорда. Все в целом рисует образ юной девушки – веселой, беззаботной и грациозной.

Средняя часть совсем другая по настроению – более взволнованная, затемненная. Лад меняется на минорный (параллельный ля минор). Мелодия становится размашистой, напряженной.

Третья часть (реприза) возвращает слушателя в прежнее настроение, повторяется музыкальный материал первой части.

В заключение звучит фортепианный проигрыш, аналогичный вступлению. Такое инструментальное обрамление придает композиции целостность и законченность.

Романс «МНЕ ГРУСТНО»

Романс написан на стихи Лермонтова. Перед нами совсем другой характер – зрелый человек, разочаровавшийся в жизни. Он испытывает тревогу и боль за судьбу любимой – чистой юной души. По жанру это элегия.

Форма одночастная, представляет из себя период с дополнением.

Вокальная партия основанная на выразительной напевной декламации. Здесь проявился новый подход композитора к мелодии – стремление ввести в мелодию речевую интонацию.

Фортепианная партия построена на мягкой аккордовой фигурации, напоминающей гитарный аккомпанемент. Мерное спокойное движение создает настроение глубокой сосредоточенности.

Мелодия развертывается свободно, фраза за фразой, в свободном непредсказуемом ритме, подчиняясь логике речевого высказывания

Постепенно мелодия становится все более взволнованной. В кульминации слышим активные возгласы, переданные широкими скачками и пунктирным ритмом. Мелодия достигает наивысшей точки, усиливается динамика (доходит до forte)

В заключении еще раз повторяется начальная фраза – это репризное дополнение, это соответствует тексту (там повторяются слова из начала) и придает композиции романса законченность.

Выразительная фортепианная фраза подытоживает и завершает монолог


7. Могучая кучка.

 

















Эпоха.

Вторая половина  XIX века – это время расцвета всей русской культуры и искусства. Идут напряженные споры о путях развития России, поиски новых направлений в искусстве. В общественном движении складываются два направления – славянофилы и западники.

Славянофилы

- говорили о существовании особого типа культуры, возникшего на духовной почве православия. Россия должна выступить духовной спасительницей всего мира. «Москва – третий Рим, а четвертому не бывать».

- выступали за самодержавие, поддерживали монархический строй. Особый ценность видели в русском крестьянстве, в нем видели суть нации.

 - поддерживали крепостное право.

 - критически относились к царствованию Петра I.

 

Западники

- говорили о необходимости развития России по западноевропейскому пути, считали, что России нужно догонять Европу

 - говорили о Выступали за ограничение монархию, за парламентский строй, за демократию.

- отрицательно относились к крепостному праву, выступали за его отмену.

- Возвеличивали Петра, который спас Россию, обновил страну и вывел её на международный уровень. 

 

В музыке также прослеживались эти две тенденции развития:

– с одной стороны, идет интенсивное освоение европейского музыкального наследия: в 1859 году по инициативе Антона Рубинштейна (выдающегося композитора и дирижера) создается Русское музыкальное общество, цель которого – развитие музыкального образования и поощрение отечественных талантов.

В 1862 году в Петербурге открывается первая в России Консерватория, которую возглавил Николай Рубинштейн. В 1866 году – открылась Московская консерватория, которую возглавил его брат – Антон Рубинштейн.

– с другой стороны, появляется новое мощное объединение музыкантов, возглавляемое Балакиревым, которое вошло в историю под названием «Могучая кучка». Эти музыканты ориентировались на идею самобытности русской культуры, опирались на русские национальные традиции. В их музыке сформировался новый национальный музыкальный стиль

Такое свободное творческое объединение людей было характерным явлением своего времени. Аналогичным объединением в сфере изобразительного искусства стало «Товарищество передвижных художественных выставок».

Аналог в литературе - группа участников журнала Современник. Вокруг журнала объединились лучшие литературные силы того времени: Белинский, Некрасов, Чернышевский, Добролюбов, Салтыков-Щедрин и другие…

Дата: 2019-05-29, просмотров: 749.