Цели и задачи композиторов «МОГУЧЕЙ КУЧКИ»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Каждый из композиторов представляет собой яркую творческую индивидуальность. И при том, это была сплоченная группа, с общими творческими установками. Они считали себя наследниками Михаила Глинки и Александра Даргомыжского, жили идеями развития русской национальной музыки.

В центре внимания - жизнь и интересы русского народа. По их мнению, музыка

должна писаться о народе и для народа должна быть доступной широкому кругу

слушателей. «Искусство есть средство для беседы с людьми, а не цель» (Мусоргский)

Поэтому основной упор кучкисты делали на оперу и романс - это музыка соединенная со словом, она понятна всем.

Основные темы творчества:

  • сцены из народной жизни,
  • историческое прошлое России,
  • народный эпос и сказка,
  • древние языческие верования и обряды.
  • «тема востока» - это новая тема для русской музыки. Кроме русской тематики, «кучкисты» проявляли также интерес к фольклору других народов, особенно восточных. Они широко разрабатывали в своих произведениях интонации и ритмы восточных народов. Примеры : «В средней Азии» Бородина, «Шехеразада» Римского-Корсакова, «Половецкие пляски» из опреы «Князь Игорь» Бородина.

 

Мелодика. В поисках правдивой интонационной выразительности «кучкисты» опирались на достижения Даргомыжского создателя нового типа мелодии - реалистической вокальной декламации. Продолжателем традиции стал Мусоргский, он целенаправленно работал над созданием мелодий, непосредственно передающих человеческую речь.

 

3. МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЯЗЫК

Общий принцип: народная песня как основа для классики. Причем, композиторы ориентировались не на городскую песню (ее они считали испорченной иноземным влиянием), а на крестьянский фольклор, как наиболее глубокий слой национальной культуры.

Кучкисты собирали фольклор и изучали русское церковное пение. Организовывали специальные музыкальные экспедиции в глубинку, собирали, обрабатывали и издавали сборники народных песен. Например, «40 русских народных песен» в обработке Балакирева, «100 русских народных песен» в обработке Римского-Корсакова.

Отношение к консерваторскому образованию. Ни Балакирев, ни его единомышленники не пошли учиться в консерваторию, устроенную на «немецкий лад». Они относились к ней отрицательно, считая ее «рассадником иноземных влияний». Мусоргский высказывался так: «Когда я слушаю нашу музыкальную братию, я редко слышу живую мысль, а все больше школьную скамью – технику и музыкальные вокабулы».

С течением времени острота противоречий между этими двумя группировками смягчилась, они сближались по ряду вопросов. Так, Римский-Корсаков в 1871 вошёл в состав профессоров Петербургской консерватории.

 

Как проходили встречи кружка…

Друзья встречались практически каждый день: то в доме Балакирева, то у Кюи, то в доме Людмилы Ивановны Шестаковой (младшей сестры Глинки), то по воскресеньям в доме Стасова, иногда у Даргомыжского.

Обстановка сложилась творческая, непринужденная. Римский-Корсаков так это описывает: «Балакирев, один или в четыре руки с Мусоргским игрывал симфонии Шумана, квартеты Бетховена. Мусоргский певал кое-что из „Руслана" ... Балакирев сочинял тогда фортепианный концерт, отрывки которого наигрывал нам. Он часто объяснял мне форму сочинений и инструментовку».

Каждого переполняют творческие идеи, любая мысль подхватывается на лету, раскрывается, наполняется новым содержанием…  У рояля сменяются исполнители – звучат наброски новых произведений, отрывки из опер, фортепианные пьесы, романсы, народные песни. Тут же даются советы – что исправить, улучшить…

МИЛИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ БАЛАКИРЕВ

Это основатель и бессменный руководитель кружка. Он моложе многих других членов, но пользуется безусловным авторитетом. Вот как описывает его Римский Корсаков:

«… обаяние его лично было страшно велико. Молодой, с чудесными, подвижными, огненными глазами, с красивой бородой, говорящий решительно, авторитетно и прямо, каждую минуту готовый к прекрасной импровизации за фортепиано, помнящий каждый такт, запоминающий мгновенно играемые ему сочинения…»

Балакирев приобрел приобрел известность как виртуоз-исполнитель и как дирижер.

ВЛАДИМИР ВАСИЛЬЕВИЧ СТАСОВ

Критик, ученый, искусствовед, историк, археолог. Он стал другом всех русских композиторов и художников. Стасов подсказывал сюжеты для произведения, помогал их разработке, участвовал в обсуждении. Он выступал против академизма, за реализм национальный характер искусства.

Благодаря Стасову творчество кучкистов стало широко известным, он выступил как идеолог нового направления в музыке.

Именно он окрестил коллектив музыкантов «Могучей кучкой». В одной из статей он написал : «Сколько поэзии, чувства, таланта и умения есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов». Фраза стала крылатой — и членов музыкального сообщества стали именовать не иначе как «кучкисты».

Дата: 2019-05-29, просмотров: 1394.